Главная » Спецвыпуск » Лидер с новосибирской пропиской

Лидер с новосибирской пропиской

Не так много компаний, «родившихся» в Новосибирске, достигли лидерских позиций на общероссийском уровне. Одна из тех, кому это удалось, — «Сибирский берег». Добившись успеха на рынках России, Белоруссии и Казахстана, новосибирский производитель снеков рассматривает возможности выхода на рынки дальнего зарубежья. При этом головной офис компании остается в Новосибирске.

Группа компаний «Сибирский берег — Новые продукты питания» — лидер рынка снеков в России и странах ближнего зарубежья. Продукция компании представлена во всех сегментах снекового рынка. Предприятия «Сибирского берега» выпускают сухарики под марками «Кириешки», «Компашки», «Бомбастер», «Дрова»; натуральные закуски BEERka; крутоны «Секрет хозяйки»; орехи «Улет»; пеллетные чипсы «Чипсоны» и натуральные картофельные чипсы Fan. Сбытовая сеть насчитывает 12 филиалов по всей России и в странах ближнего зарубежья. Численность сотрудников — более 6000 человек. По оценкам экспертов, годовой объем продаж продукции компаний составляет более $140 млн.

Под знаком роста

Рынок снеков — один из самых быстроразвивающихся сегментов пищевой отрасли России и СНГ. Общий его объем в этом году составит около $1,5 млрд. В течение последних нескольких лет он показывает постоянный рост объемов как в натуральном, так и в денежном выражении. Объем производства сухариков в России увеличился с 43 тыс. тонн в 2001 году до 77 тыс. тонн в 2004-м. В денежном выражении общероссийский объем рынка сухариков вырос за это же время с $117 млн до $311 млн.

То же самое можно сказать и о других сегментах снекового рынка. Например, рынок морепродуктов с 2001 года в денежном выражении увеличился с $50 млн (5% от общего объема рынка снеков) до $250 млн в этом году (14% от общего объема рынка снеков). Рынок чипсов с $430 млн в 2001-м увеличился до $582 млн в этом году, а рынок фасованных орехов за это же время вырос с $264 млн до $322 млн.

Один из ведущих производителей на российском снековом рынке — новосибирская компания «Сибирский берег». Путь от местного производителя с объемом производства в 3000 пакетиков сухариков в сутки до одной из крупнейших федеральных компаний в пищевой отрасли, продукция которой продается во всех регионах России и странах СНГ, был пройден «Сибирским берегом» всего за четыре года. Сертификат на производство «Сибирский берег» получил в сентябре 1999 года, а решение о выводе своей продукции на региональный уровень менеджмент компании принял в сентябре 2000 года.

«Сейчас компания является безусловным лидером в одном из сегментов снекового рынка — сегменте сухариков, — говорит руководитель аналитической службы директора компании «Сибирский берег» Евгений Михиенко. — Здесь наша задача — увеличение объема продаж и сохранение лидерства. В стратегических планах компании — достижение лидерских позиций в остальных сегментах (чипсов, орехов, морепродуктов). Показатель лидерства — это доля рынка продуктов компании».

По данным маркетинговых исследований, продукция «Сибирского берега» занимает порядка 50% рынка фасованных сухариков в России. В Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, Самаре доля рынка сухариков компании достигает более 60%. По данным опроса исследовательской компании «КОМКОН», проведенного во втором полугодии 2004 года, наибольшей известностью в России пользовались сухарики «Сибирского берега» («Кириешки» называют 75% респондентов, «Компашки» — 53%).

В настоящий момент «Сибирский берег» имеет собственные производственные площадки в Новосибирске, Днепропетровске и Подмосковье. Продукция компании, кроме России, представлена и в странах СНГ. Например, сухарики «Кириешки» продаются в Беларуси (в 2003 году они признаны там снеком N 1), Казахстане (там продается около 7% всей производимой компанией продукции), на Украине, в Киргизии, Узбекистане, Молдове и странах Балтии.

Управлять и продавать

По оценкам специалистов «Сибирского берега», успех компании на рынке обусловлен сочетанием нескольких составляющих. Одно из основных конкурентных отличий «Сибирского берега» — это наличие собственной разветвленной сбытовой сети. Так же, как и у большинства российских компаний, поставки продукции «Сибирского берега» в розничные сети осуществляется через систему компаний-дистрибьюторов. Но в отличие от конкурентов взаимодействие с дистрибьюторами осуществляется не из Новосибирска, где находится головной офис компании, а через систему сбытовых подразделений, которых у компании насчитывается 12 в России и странах СНГ.

«Задача наших сбытовых подразделений заключается в управлении продажами на вверенной им территории, — говорит Евгений Михиенко. — Такой принцип работы позволяет компании осуществлять прямое управление продажами, а не просто выбрасывать продукт на рынок и смотреть, что происходит». Система филиалов, по мнению аналитика, позволяет компании быть ближе к потребителю и более оперативно отслеживать его предпочтения. «На мой взгляд, это одно из основных преимуществ компании, которое позволяет нам более быстрыми темпами увеличивать свои продажи», — говорит Михиенко.

Еще один элемент стратегии компании — отслеживание тенденций рынка снеков и выстраивание в соответствии с ними ассортиментной политики компании. Одна из основных тенденций развития российского снекового рынка — расширение ассортимента снековой продукции. За последние два года уровень потребления таких снеков, как кольца и щупальца кальмара, по подсчетам участников рынка, увеличился в несколько раз. В частности, по оценкам специалистов «Сибирского берега», темпы роста потребления в сегменте морепродуктов в 2003 году составили 50%.

В связи с этим в ассортименте крупных компаний появляются как хорошо знакомые типы снеков (чипсы, кальмары, орехи и так далее) под собственными торговыми марками, так и совсем новые, не известные российскому потребителю продукты.

В русле этой тенденции строит свою ассортиментную политику и «Сибирский берег». Только за последний год в ассортиментном портфеле «Сибирского берега» появилась такая продукция, как воздушные чипсы «Чипсоны», натуральные картофельные чипсы Fan, орешки «Улет», семечки «Кулек» и натуральные закуски к пиву под маркой BEERka.

По оценкам экспертов и участников рынка, российский снековый рынок уже достаточно насыщен и увеличение объемов продаж для отечественных производителей только за счет его роста становится уже невозможным. Это в свою очередь сказывается на накале конкурентной борьбы. А в ситуации жесткой конкуренции добиться успеха на снековом рынке можно только за счет продуманной и скоординированной сбытовой и маркетинговой политики.

Поэтому появление и продвижение на рынке новых брэндов «Сибирского берега» поддерживается активной рекламной и маркетинговой политикой. На эти цели компания «Сибирский берег» выделяет серьезные рекламные бюджеты. В течение 2004 года «Сибирский берег» несколько раз попадал в список самых крупных рекламодателей российского телевидения.

Отличительная черта многих рекламных проектов, разработанных по заказу «Сибирского берега», — оригинальность и нестандартность подходов. Например, по оценкам многих рекламистов и маркетологов, название и упаковка морепродуктов под маркой BEERka — это один из первых в России очень удачных примеров создания брэнда в этой категории товаров.

«Конечно, один из секретов успеха компании заключается в высоком качестве производимой продукции, — отмечает Евгений Михиенко. — Можно иметь большой рекламный бюджет и широкую сбытовую сеть, но если качество товара не соответствует тому уровню, который требует рынок, то компания не добьется успеха. Поэтому мы всегда стремимся обеспечить очень высокое качество нашей продукции».

Снеки, которые компания «Сибирский берег» предлагает потребителям, проходят строгую проверку качества на всех предприятиях производителях. Контроль проходит как сырье, используемое для производства, так и готовая продукция.

Проверке качества подвергаются и производства партнеров «Сибирского берега». Например, в качестве производителя BEERkи была выбрана китайская компания «Ань Цин», имеющая международный сертификат качества HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Point), первоначально созданный для американского космического агентства NASA в целях управления производством продуктов для американских астронавтов.

Высокое качество марок «Сибирского берега» подтверждено в 2003 году званием «Сто лучших товаров России». Также продукция компании награждена дипломами и медалями различных выставок и конкурсов. Это дипломы специализированных международных выставок Snack-EXPO и World Food (Москва), медали и дипломы региональных «Сибирской ярмарки» (Новосибирск), «Пивного фестиваля» в Сочи, Нижегородской ярмарки, выставки «Пан-Пасифик Консьюмэкспо» (Владивосток) и многих, многих других.

Структура рынка сухариков,
в натуральном выражении

Марка, производитель Доля, %
«Кириешки», «Сибирский берег» 39%
«Компашки», «Сибирский берег» 10%
«Бомбастер», «Сибирский берег» 1,8%
«Три корочки», «Бриджтаун Фудс» 26%
«Емеля», «Консенсус» 9%
Прочие 14,2%

По данным исследования AC Nielsen, август-сентябрь 2004 года
Границы возможного

Начав движение в регионы с Сибири и Дальнего Востока, продукция «Сибирского берега» заняла ведущие позиции на российском рынке сухариков. После этого «Сибирский берег» обратил внимание на территории, где его продукция была представлена более слабо. Прежде всего на Москву, северо-запад России и страны Балтии.

Москва, которая, по оценкам специалистов, потребляет до 15% от всего объема российского рынка фасованных сухарей, является «лакомым кусочком» для новосибирского производителя. В течение 2003-2004 годов «Сибирский берег» проводил активную политику продвижения своей продукции на московский рынок. По заявлениям специалистов компании, результатом этой работы станет лидерство «Сибирского берега» на этом рынке.

«Москва — наиболее крупный город в России с самым емким рынком. Поэтому он очень интересен нашей компании, — говорит Евгений Михиенко. — При этом это очень сложный рынок, на котором сильны позиции нашего основного конкурента. Мы пришли в Москву существенно позже, и поэтому нам пришлось вести тяжелую конкурентную борьбу. К настоящему моменту нашей компанией проведена большая работа, и за последний сезон были достигнуты серьезные успехи — растет дистрибуция, а также доля рынка, занимаемая продукцией «Сибирского берега». Это позволяет предположить, что вскоре компания займет значительную часть московского рынка».

Логичным продолжением успешной экспансии «Сибирского берега» в России и странах СНГ может стать реализация продукции в странах дальнего зарубежья. Сейчас продукция компании представлена по всей России и во всех странах ближнего зарубежья. «Это естественное развитие — добившись успехов в России, мы не стали ограничиваться только российским рынком, — отмечает Михиенко. — В настоящий момент компания рассматривает возможности выхода на рынки дальнего зарубежья — ведутся исследования, насколько выгодно будет продвигать свою продукцию в Европе. Это также необходимый элемент развития компании, которая достигла определенного уровня на рынках России и СНГ».

Но даже выйдя на международный уровень, «Сибирский берег» не собирается покидать город, в котором начинал строить свой бизнес, — головной офис компании останется в Новосибирске. «То, что офис компании и производственные площадки располагаются в Новосибирске, очень удобно для компании, — говорит Евгений Михиенко. — Самыми важными факторами являются развитость транспортной инфраструктуры и географическое положение города. Первое позволяет нам оперативно осуществлять поставки нашей продукции в любую точку России, а расположение Новосибирска в центре страны помогает нам обслуживать большие территории, минимизируя логистические затраты».

На правах рекламы

Вадим ЖУКОВ


Comments are closed.

Так же в номере