Главная » Спецвыпуск » Пиво по-домашнему

Пиво по-домашнему

Небольшой масштаб бизнеса — не всегда минус. Зачастую только маленькое предприятие в состоянии предложить клиенту по-настоящему уникальный продукт, который может с успехом конкурировать на местном рынке даже с транснациональными компаниями, занимая пусть небольшую, но надежную нишу. Замечательным подтверждением этого тезиса могут служить мини-пивоварни.

Подобное великолепие обойдется пивоварам не менее чем в $400 000. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Первой мини-пивоварней, появившейся на новосибирском рынке в начале 90-х, стала «Хмельная застава». Свежесваренное пиво поначалу поставлялось только в собственный ресторан, расположенный в значительном удалении от центральной части города. Добраться сюда могли только истинные любители «живого» пива — шансы приобщить к новому продукту случайного прохожего были очень невелики. Тем более что по цене «живое» пиво гораздо дороже обычного бутылочного, которое может себе позволить рядовой житель спального района. Единственной возможностью «выйти в свет» у «Хмельной заставы» были только торговые точки — киоски и супермаркеты. Правда, в отличие от пастеризованного пива, срок жизни «Хмельной заставы» был гораздо короче — 8 суток.

Год переломов

Возможно, такая ситуация устраивала бы владельцев пивного «эксклюзива» и дальше, если бы не появление в городе мощного конкурента из северной столицы. В начале этого года в центре Новосибирска открылся пивной ресторан «Тинькофф», который обошелся его владельцам более чем в $2,5 млн. И хотя амбициозность и подача проекта практически не оставляла никаких шансов для местных конкурентов, летом «Хмельная застава» запустила свой новый проект — пивную «Штольня». На этот раз питейное заведение расположилось прямо в центре города. Более того, как стало известно «КС», удачный опыт вдохновил компанию на открытие в ближайшем будущем еще нескольких пивбаров в Новосибирске, где будет продаваться исключительно продукция «Хмельной заставы».

Мал золотник, да дорог

Несмотря на несерьезные (по сравнению со своими «большими братьями») объемы продукции мини-пивоварен — порядка 40-42 тонн пива в месяц, такие проекты требуют совсем не детских затрат. Во-первых, для приготовления качественного «живого» пива отечественное сырье мало подходит, поэтому пивоварам приходится использовать импортную продукцию. Так же обстоят дела и с оборудованием. «Наши производители пока неконкурентоспособны, — говорит генеральный директор ОАО «Родник» (владелец пивоварни «Хмельная застава», одноименного ресторана и пивной «Штольня») Олег Посметных. — Для хорошей пивоварни необходимо закупать импортное оборудование». По его оценке, оборудование для запуска одной линии по производству 1 декалитра пива в сутки обойдется как минимум в $250 тысяч. Монтаж оборудования и дополнительные работы по установке и запуску увеличивают его конечную стоимость в 1,5-2 раза. В ресторане «Тинькофф», по словам представителей компании, стоимость одного только оборудования для варки пива составляет от $400 тысяч до $800 тысяч.

Фигаро здесь, Фигаро там

Принято считать, что традиционный канал сбыта «живого» пива — расположенное по соседству с пивоварней заведение. Однако, как показывает практика, одной сети ресторанов и пивбаров владельцам мини-пивзаводов становится мало. И даже обилие несопоставимых по объемам предложений от заводов-гигантов не пугает мини-пивоваров: они продвигаются в розницу. Более того — универсамы и супермаркеты становятся полноценным каналом сбыта «живой» продукции. Так, в сбытовой сети ОАО «Родник» предприятия розничной торговли занимают ту же долю, что и собственная сеть заведений — 50 на 50. К тому же после проведенной в июне модернизации производства у «Хмельной заставы» появилось новое пиво, срок хранения которого достигает 30 дней. С ним местные пивовары уже отправились завоевывать региональные рынки — летом пиво холодной фильтрации «Хмельная застава» уже появилось в магазинах Кемерова и Барнаула.

Было, есть и будет

Признанная официально на съезде российских пивоваров тенденция спада потребления «массового» пива (по сравнению с прошлым годом этот показатель снизился на 2,2%) не коснулась продукции мини-пивоварен. Сами владельцы мини-пивзаводов объясняют это спецификой направления. «Когда смотришь на полки супермаркетов, складывается ощущение, что чуть ли не каждый день открывается новый пивзавод, — говорит Посметных. — Фактически сегмент массового пива сегодня перенасыщен, предложение явно опережает спрос». Однако, по его мнению, разнообразие пастеризованного пива никак не отразится на спросе пива «живого». «Мини-пивзаводы вообще никогда не были конкурентами крупным производителям пива, — считает Олег Посметных. — У них свое место, своя ниша».

Если у крупных производителей основным оружием в борьбе за клиента становится удешевление продукции, то заполучить постоянного клиента маленькие пивоварни могут только благодаря качеству своего пива. «Мы не собираемся менять свою ценовую политику, — говорит Посметных. — Люди, готовые заплатить больше за «живое» пиво, найдутся всегда. Главное в нашем формате — стабильность качества».

Впрочем, такая уверенность характерна для компаний с уже устоявшейся репутацией. Сами торговцы оценивают перспективность такого направления неоднозначно. Так, по мнению коммерческого директора Канского пивзавода Бориса Мазина, рынок пива уже насыщен, и новым мини-пивоварням уже не найдется места под солнцем. «В Канске есть мини-пивоварня, где производят пиво «Егорыч», — говорит Мазин, — но, по моей информации, их бизнес не приносит высокого дохода». С ним согласен коммерческий директор компании «Холидей Классик» (крупнейшая сеть супермаркетов в Новосибирске) Сергей Коршевер. «Мини-пивоварня — формат, созданный для определенного круга потребителей. Сеть, имеющая магазины в разных районах города, неспособна продавать узколокальные торговые марки, не имеющие постоянной рекламной поддержки и обладающие небольшим сроком реализации». Осторожной позиции придерживаются и в розничной компании «Сибириада»: «Мы рассматриваем возможность работы с «живым» пивом, но торговать им можно будет не в каждом магазине».

Тем не менее директор по репутации Федеральной сети ресторанов «Тинькофф» Оксана Григорова считает направление мини-пивоварен очень перспективным: «Современное общество характеризуется стремлением к индивидуальному почерку даже у среднего потребителя. А мини-пивоварня как раз дает возможность выбрать индивидуальный про

дукт. Если мысленно надеть шкуру Герберта Уэллса, то можно легко допустить, что через 3-5 лет просторы России будут опутаны сетями мини-пивоварен».

Екатерина ХЛЕБНИКОВА


Comments are closed.

Так же в номере