Главная » Спецвыпуск » "Ворсин" станет универсальным брэндом

«Ворсин» станет универсальным брэндом

ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» в начале сентября приобрело барнаульский ликероводочный завод «СТС» и приступило к подготовке к выводу на рынок нового брэнда. Ключевой этап диверсификации бизнеса крупнейшей пивоваренной компании Алтая завершился в преддверии ожидаемого ее руководством ухудшения конъюнктуры на отечественном пивном рынке. О масштабах бизнеса ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», стратегии его развития и дальнейших планах корреспонденту газеты «Континент Сибирь» ВЯЧЕСЛАВУ САЛАНИНУ рассказал генеральный директор предприятия СЕРГЕЙ ЛОКТЕВ.

Барнаульский пивоваренный завод образован в 1978 году. Предприятие разрабатывает оригинальные сорта простого и пастеризованного пива по собственной технологии. В настоящее время компания производит 13 сортов высокоплотного и низкоплотного пива, включая фирменную серию «Ворсин», состоящую из 8 сортов. Также завод выпускает питьевую воду «Джела». Производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск 7,2 млн дал в год. По итогам 2002 года компания получила прибыль в размере 170 млн руб. Трудовой коллектив — 1300 человек.

— Сергей Александрович, каковы предварительные итоги деятельности Барнаульского пивзавода в текущем году?

— Год выдался для нас напряженным. На таких параметрах завод не работал уже 25 лет — со дня своего существования. За 8 месяцев 2003 года объемы производства продукции по сравнению с уровнем прошлого года увеличились на 10% и составили более 5 млн дал. В течение этого периода мы искали оптимальный баланс между долями высокоплотных и низкоплотных сортов пива и, считаю, выполнили эту задачу. Сделав акцент на низкоплотное пиво, предприятие достигло положительных финансовых результатов. Учитывая высокую конкуренцию на региональном пивном рынке, этими показателями мы удовлетворены. Объем инвестиций, с которым мы работали в 2003 году, составил $9,5 млн. Из них $6,5 млн — собственные средства, остальные — заемные.

— Насколько прочные позиции занимает в настоящее время Барнаульский пивзавод на сибирском региональном рынке пива?

— По нашим оценкам, в общем объеме продаж на региональном пивном рынке на долю Барнаульского пивзавода приходится 9-10%. Этот показатель пока является нашим пределом, потому что мы уже работаем на максимальном уровне своих проектных возможностей. В месяц производим 500-800 тыс. дал пива в зависимости от его плотности. За позициями, занимаемыми остальными участниками рынка, мы, конечно, наблюдаем, но системно их не изучаем. По большому счету, они нас даже не интересуют. Мы не испытываем сложностей с продвижением своей продукции на рынках других регионов. Проблема лежит в другой плоскости. Продукция Барнаульского пивзавода пользуется спросом за пределами Алтайского края. Часто иногородние потребители требуют дополнительных поставок нашего пива, а мы удовлетворить все заявки не в состоянии. Недавно поступили предложения из Москвы и Санкт-Петербурга о поставках нашей продукции. Для имиджа Барнаульского пивзавода было бы полезно быть представленным на рынках этих городов. Но мы не можем себе позволить обмануть ожидания наших партнеров. Признаюсь, логику наших действий иногородние заказчики понимают не всегда.

— Вы можете сократить поставки пива в Алтайский край в пользу иногородних рынков. Какими соображениями вы руководствуетесь, искусственно ограничивая продвижение своей продукции на другие территории?

— Нас больше интересует положение Барнаульского пивзавода на рынке Алтайского края. Здесь на долю нашего предприятия приходится 52% рынка, еще 30% занимают остальные алтайские пивоваренные компании. Мы работаем и будет работать в первую очередь на Алтай. Одновременно нужно присутствовать и в соседних территориях. Но поставки, которые мы производим в регионы Сибири, — это «крохи», которые отрываем от местного рынка, делая это ему в ущерб. В Кемеровской области наша компания занимает всего 3% рынка, в Красноярском крае — 0,5%, в Новосибирской области — 0,3%.

— За счет чего Барнаульскому пивзаводу удается удерживать прочные позиции на местном пивном рынке?

— Безусловно, самая сильная позиция предприятия — его имидж. Мы производим качественную продукцию и поэтому без проблем осваиваем новые ниши рынка. Думаю, что положительное мнение потребителей о нашем пиве обоснованно, потому что предприятие делает ставку не на количество, а на качество. В совершенствование технологий на протяжении последних шести лет мы направляем ежегодно $2,5-3,5 млн. У нас наблюдается разумный баланс в ценовой политике, что немаловажно. Одна из важнейших составляющих стратегии Барнаульского пивзавода заключается в том, что мы не стремимся к получению суперприбылей, а пытаемся выйти на оптимальные финансовые показатели.

Устойчивое положение компании обусловлено и наличием собственной торговой сети из 40 предприятий, расположенных в городах и районах Алтая. Данный фактор гарантирует нам независимость на рынке, поскольку мы способны продавать самостоятельно 45-50% от объемов своего производства. В рамках развития собственной торговой сети в сентябре-октябре 2004 года в Барнауле будет введен в эксплуатацию торговый центр нашего предприятия, который станет одним из крупнейших в Сибири. Сейчас разрабатывается стратегия его функционирования, смысл которой заключается в ценовой политике, доступной для широких слоев населения.

Мы намерены открывать новые торговые предприятия и в районах края. При этом концепция развития нашей торговой сети предусматривает, что в магазинах должно продаваться не только пиво. Речь идет о продуктовых мини-маркетцентрах, в которых представлен широкий ассортимент продовольственной группы товаров.

Барнаульский пивзавод — лауреат премии «Российский национальный Олимп» в номинации «выдающиеся предприятия малого и среднего бизнеса». За значительный вклад в развитие отрасли ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» награждено призом «Лидер отрасли-2002». Экспертным советом программы «Золотой слиток», который возглавляет Высший Женевский Институт Бизнеса и Управления, заводу присуждена одноименная награда как наиболее устойчиво работающему предприятию.

Продукция Барнаульского пивоваренного завода неоднократно завоевывала награды на российских и международных выставках. Всего в копилке барнаульских пивоваров более 100 различных наград. В последние два года продукция завода становилась лауреатом и дипломантом конкурса «100 лучших товаров России».

ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» представлено Российской академией бизнеса и предпринимательства в альманахе «Золотая книга России» в разделе «Лидеры экономики».

— Сравните эффективность системы дистрибуции Барнаульского пивзавода и других компаний, работающих на Алтае.

— Считаю, что у всех пивоваренных предприятий, присутствующих в крае, системы дистрибуции схожи. Крупные компании ведут прямые продажи через сети собственных представительств, а также через оптовиков. Примерно одинакова у всех и система стимулирования продаж. Наша система сбыта не уступает по эффективности каналам распределения продукции лидеров российского пивного рынка. На Барнаульском пивзаводе разработана система стимулирования сбыта для оптовиков и розничных сетей, учитывающая не только объемы закупок, но и условия оплаты, кредитования, доставки, другие факторы. Кроме того, в ближайшее время мы упрочим свои позиции в этом направлении. Планируем открыть как минимум пять пивных ресторанов, ориентированных на потребителей со средним и чуть ниже среднего уровнями доходов.

— Оцените перспективы освоения Барнаульским пивзаводом ниш premium и super premium.

— Эти сегменты рынка в будущем нам, конечно, надо осваивать. Но пока для нашего предприятия они неактуальны.

— Как выстраиваются отношения вашего предприятия с другими пивоваренными компаниями Алтая?

— Занимаемые ими 30% местного рынка — это немало. Когда их представители обращаются к нам за консультациями, мы идем навстречу. Барнаульский пивзавод заинтересован в том, чтобы на алтайском рынке присутствовало как можно больше местных производителей. У нас нет желания запускать на Алтай иногородние компании. Чтобы ни говорили, но тот, кто приходит в край, «вымывает» из него финансовые ресурсы. Для региона ничего хорошего в этом нет. Наверное, уже назрела необходимость создания на Алтае ассоциации местных пивоваренных компаний. В этом процессе многое зависит от лидера. И мы будем работать над этим вопросом.

— Каковы приоритетные направления развития Барнаульского пивзавода?

— В настоящее время активно ведется диверсификация бизнеса предприятия. С 1 сентября наша компания приобрела в полную свою собственность барнаульский ликероводочный завод «СТС». На рынке алкоголя мы собираемся составить серьезную конкуренцию ведущим предприятиям Алтая. Для этого решено направить крупные инвестиции в развитие «СТС», который, по нашим расчетам, через пять месяцев выйдет на достойный уровень работы. Также до пяти-шести наименований расширится номенклатура безалкогольной продукции — газированной и негазированной воды.

— Какова цель проводимой диверсификации?

— С 1 сентября мы получили комплексный ассортимент: пиво, алкогольные изделия и безалкогольные напитки. Этот комплекс, надеюсь, придаст дополнительную устойчивость нашему бизнесу. Помимо «жидкой» группы мы развиваем и другие непрофильные направления. В собственности предприятия находится Барнаульский завод резинотехнических изделий и ряд других организаций.

Все это в совокупности придает нам уверенность в дальнейших перспективах Барнаульского пивзавода. Поэтому на конкурентов мы смотрим спокойно. Они живут достаточно сложной жизнью, не имея такого дополнительного набора инструментов. Считаю, что в идеале пиво должно занимать в общей структуре нашего бизнеса максимум 25-30%. Сейчас этот показатель — 45-48%.

— Следует ли из этого, что в дальнейшем пивное направление отойдет для предприятия на второй план?

— Наши партнеры постоянно выходят к нам с предложениями развивать тему пива. Твердо скажу, что мы продолжим активно ею заниматься. Например, очень привлекательно для нас направление собственных мини-пивоварен. Первую из них мы планируем запустить в районном центре Усть-Пристань 1 октября. Наш интерес к мини-пивзаводам вызван комплексом факторов. Во-первых, такие предприятия способны охватить в среднем по четыре-пять районов. Во-вторых, мини-пивоварня выпускает «живое» пиво, которое у потребителей пользуется устойчивым высоким спросом, а производителю позволяет расширить ассортиментный ряд. В-третьих, местные потребители всегда считают производимое у них пиво самым лучшим.

Правильность нашего выбора подтверждается тем, что задолго до открытия первой мини-пивоварни мы начали получать заявки на поставку ее продукции из соседних районов. Расписаны уже все объемы. Теперь важно сформировать гибкую ценовую политику, учитывающую уровень жизни в районах края. Но перспектива развития этого направления на Алтае во многом зависит, на мой взгляд, и от уровня подготовленности к решению подобных вопросов руководителей местных органов власти. С дальнейшей стратегией по мини-пивоварням мы определимся 1 января 2004 года. Если первый объект оправдает наши ожидания, то сдерживать в этой части мы себя не будем и откроем в течение следующего года мини-пивзаводы еще в трех-четырех районах.

Уверен, развитие сети мини-пивоварен даст нашему бизнесу дополнительные конкурентные преимущества. Пивной рынок районов края сейчас также активно делится крупными производителями. Если мы будем на нем присутствовать с достойным по качеству продуктом и с таким набором инструментов, как мини-пивоварни и собственная торговая сеть, то другие компании на пути освоения районов столкнутся с трудностями. Они смогут только выставить свою продукцию на магазинные полки. В Барнауле в реализации находится 240-250 сортов пива, но это не значит, что все они хорошо продаются.

— Расскажите о планах по развитию основного производства пива.

— Со второго полугодия 2004 года мы начнем работать по инвестиционному проекту на сумму $30 млн. Проект предусматривает реконструкцию варочного производства с целью увеличения объемов выпуска и повышения качества продукции, а также реконструкцию цеха розлива пива (баночная линия и линия розлива в стеклянную тару), расширение солодовенного производства, реконструкцию ликероводочного производства и развитие ряда других направлений.

— В 2002-2003 годах многие предприятия Сибири существенно увеличили свои мощности. Аналогичные планы вынашивает и ваш завод. Не возникнут ли проблемы с загрузкой этих мощностей в регионе?

— Это очень сложный вопрос. В текущем году главным событием для пивного рынка Сибири, на мой взгляд, стал ввод «Красным Востоком» в Новосибирске завода с проектной мощностью до 30 млн декалитров. Для такого шага нужно иметь очень серьезные амбиции, имея в виду работающих рядом таких солидных производителей, как «Росар», ВИНАП и «Пикра».

Полагаю, в обозримой перспективе загружать мощности станет проблематично. Наш неблагоприятный прогноз развития ситуации на пивном рынке обусловлен и тем фактом, что власть неравнодушно относится к этому продукту, называет его фактором алкоголизации населения. Поэтому в следующем году мы ожидаем новых ограничений на рекламу, дополнительных налоговых обременений. Этим меры не будут способствовать успешному развитию отрасли. Вот почему Барнаульский пивзавод не зацикливается на своей основной продукции и придает диверсификации бизнеса такое важное значение. Эта стратегия скрупулезно проработана нами с привлечением специалистов Алтайского и Новосибирского госуниверситетов, Новосибирского института экономики. Всегда следует помнить, что жизнь состоит из белых и черных полос. Барнаульский пивзавод подготовлен к любому сценарию развития событий.

Вячеслав САЛАНИН


Comments are closed.

Так же в номере