Главная » Бизнес » Железнодорожные перевозки в Сибири: рынок растет вместе с проблемами

Железнодорожные перевозки в Сибири: рынок растет вместе с проблемами

Корреспондент «КС» ИГОРЬ БОЧАРОВ выяснил у железнодорожных перевозчиков, как изменился рынок, на котором они работают, с момента публикации в № 51 «КС» за 2011 год обзора, посвященного проблемам взаимодействия железной дороги и частных транспортных компаний.

Как свидетельствуют данные Росстата, количество грузов, перевозимых в Новосибирской области, неуклонно растет. Так, за I квартал 2012 года грузооборот в Новосибирской области вырос на 7%, объемы перевозки грузов — на 5% в сравнении с аналогичным периодом 2011 года. При этом необходимо отметить, что уже в 2011 году результаты работы транспортного комплекса превышали показатели максимального докризисного уровня по I кварталу. Сейчас можно констатировать, что этот рост продолжается. Это связано с ростом экономики, высокими показателями промышленных и торговых предприятий.

Несмотря на проблемы, возникающие при перевозке грузов железной дорогой, о которых «КС» писал ранее, железная дорога продолжает оставаться востребованной у грузоотправителей. Прирост объема железнодорожных перевозок составил в I квартале 2012 года порядка 5,5%, а объем перевозок вырос на 4,5%. В настоящее время в структуре погрузки Западно-Сибирской железной дороги основную долю занимает уголь — 75%, строительные материалы — 3,6%, нефтегрузы — 6,2%, черные металлы — 2,9%, железная руда — 2,2%, кокс — 2,8% (данные ЗСЖД за январь 2012 года).

В 2011 году ЗСЖД отправила более 260 млн тонн грузов, грузооборот составил 311,6 млрд ткм, что выше уровня 2010 года на 8,8%. По данным ОАО «РЖД», в прошлом году Кузбасский регион ЗСЖД отправил потребителям 219,5 млн тонн грузов, что на 3,7% выше уровня 2010 года. Объем погрузки в Новосибирском регионе ЗСЖД составил более 14,6 млн тонн грузов, превысив таким образом аналогичные показатели 2010 года на 13,1%. В Новосибирском регионе по железной дороге в прошлом году перевозили уголь, нефтегрузы, металлолом и строительные грузы. За 2011 год Алтайский регион ЗСЖД в полном объеме обеспечил подвижным составом региональных трейдеров, предоставив под погрузку зерна 7755 вагонов и под погрузку продуктов зернопереработки — 19 555 вагонов, таким образом, произведена погрузка более 273 тысяч тонн продуктов зернопереработки, что на 12,6% превышает прошлогодний показатель. Отправление основного вида грузов в Омском регионе ЗСЖД — нефтегрузов — увеличилось на 6,4% к уровню 2010 года и составило более 13,5 млн тонн. Всего в 2011 году объем погрузки в Омском регионе Западно-Сибирской железной дороги составил почти 17,5 млн тонн грузов, превысив на 1,7% показатели 2010 года.

Железная дорога стремится к диалогу

Повышение конкурентоспособности железной дороги и ее привлекательности как транспортного решения для доставки грузов субъектами бизнеса в первую очередь связано с решением ряда проблем, накопившихся за годы становления частного рынка железнодорожных операторов. В Сибири представители железной дороги, государственной власти, бизнеса и железнодорожных компаний создали для этих целей Сибирский транспортный координационный совет. На сегодняшний день состоялось уже три заседания, касавшихся оптимизации перевозки угля, лесных грузов и продуктов зернопереработки.

По мнению директора Новосибирского филиала ОАО «ПГК» Евгения Долженко, Сибирский транспортный координационный совет позволяет железнодорожным компаниям, госорганам и «РЖД» вырабатывать совместные решения по проблемным вопросам, связанным в первую очередь с вывозом продукции железной дорогой. «Мы не только оперативно решаем организационные вопросы в сфере перевозок, но и ускоряем процесс совершенствования транспортного законодательства и тарифной системы, внося свою лепту в создание эффективной технологии перевозочного процесса, основанной на взаимной ответственности всех сторон», — отмечает Евгений Долженко.

В качестве площадки для взаимодействия с транспортниками «РЖД» начинает работать и с Союзом транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС), объединяющим основных игроков рынка железнодорожных грузовых перевозок, зарегистрированных в Новосибирске. Как рассказал «КС» президент СТЭЛСа Сергей Максимов, 23 апреля 2012 года состоялось первое заседание постоянно действующей комиссии СТЭЛСа и ЗСЖД. На ежеквартальных заседаниях представители компаний-перевозчиков и железнодорожники планируют обсуждать вопросы, связанные с развитием железнодорожных станций и подъездных путей, с развитием и модернизацией терминалов компаний, которые так или иначе завязаны на эти железнодорожные станции. Также в поле деятельности комиссии будут и проблемы, возникающие у железной дороги с перевозчиками (в качестве таковой Максимов называет проблему обеспечения безопасности перевозок) и у перевозчиков — с железной дорогой. Предполагается наделить СТЭЛС функциями транспортного аудита, говорит Сергей Максимов: «Это необходимо для того, чтобы предприятия, имеющие какие-либо проблемы, могли бы получить помощь в их решении от операторов и экспедиторов, а потом эти вопросы выносить на рассмотрение комиссии для окончательного решения». На заседания комиссии для оперативного решения вопросов будут приглашать грузовладельцев и грузоотправителей, сообщил господин Максимов.

Как решаются проблемы — кому нужен пул перевозчиков?

Тормозом развития коммерческих железнодорожных перевозок остаются неэффективные методы управления, бюрократизация и устаревшая инфраструктура. Как рассказала «КС» директор ООО «РейлКонтинент-Сибирь» Мария Преображенская, компании, осуществляющие железнодорожные перевозки в Сибири и в Новосибирской области, продолжают сталкиваться с высокими тарифами (провозная плата, арендные ставки, охрана, транспортное обслуживание и другие сборы), что значительно обостряет конкуренцию с автомобильным транспортом и дефицитом подвижного состава. Также госпожа Преображенская отмечает, что в весенне-летний период «РейлКонтинент-Сибирь» вынужден констатировать задержки вагонов в пути следования и как следствие — увеличение сроков доставки до конечных потребителей.

Эти проблемы связаны с тем, что ОАО «РЖД» оказалось не готово к реформам, считает Мария Преображенская: «Изменения в организационных структурах привели вместо оптимизации, напротив, к еще большей бюрократизации. Это значительно усложнило процессы оформления и организации перевозок. Методы управления подвижным составом — диспетчеризация и тарифное регулирование — в новых условиях оказались неэффективны».

Директор новосибирского представительства транспортно-логистической компании «ВЛ Лоджистик» Андрей Радиулов также отмечает, что проблемы, которые были характерны для отрасли в 2011 году, не решены и сегодня. Помимо «традиционной» проблемы нехватки подвижного состава, Андрей Радиулов говорит и о проблеме с наличием нового подвижного состава — его попросту негде купить. «Допустим, мы планировали купить новые фитинговые платформы, но те объемы, которые могут предложить наши предприятия-изготовители, ничтожны, и нужный объем готовой продукции завод, в который мы обращались, способен выдать только через год-полтора», — говорит господин Радиулов.

Для решения вопроса загруженности железных дорог и транспортировки полезных ископаемых из Кемеровской области «РЖД», администрация Кузбасса и несколько крупных операторов договорились о совместной работе еще в 2011 году. 21 октября 2011 года совместно с грузоотправителями, операторскими компаниями и при поддержке администрации Кемеровской области «РЖД» определили 12 крупных операторов, гарантирующих вывоз всей предъявляемой продукции. Более мелким операторам, желающим работать на этом рынке, было предложено объединиться с крупными операторами и работать консолидированным парком. Таким образом, мелкие перевозчики были вытеснены с кузбасского рынка железнодорожных перевозок и вынуждены работать по агентским договорам с одной из 12 компаний-лидеров. Евгений Долженко считает, что это было необходимым условием для решения данной проблемы. «Оптимизация количества операторов — это превентивная мера, и касается она Кузбасского региона, где сложилась крайне сложная ситуация — скопление огромного количества порожних вагонов на углепогрузочных станциях по причине несогласованности и безответственности некоторых собственников», — говорит Долженко.

На состоявшемся 17 апреля 2012 года в Кемерове заседании Сибирского межрегионального транспортного координационного совета с участием президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина и губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, а также грузовладельцев и операторов подвижного состава железнодорожники подтвердили свое намерение решать проблемы железнодорожных пробок на Кузбассе административным методом. В качестве меры по увеличению пропускных способностей железных дорог президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин назвал заключение долгосрочных двусторонних соглашений между ОАО «РЖД» и грузоотправителями, гарантирующими определенные объемы перевозок, предлагая, таким образом, использовать «кузбасский вариант» повсеместно.

Тем не менее действенность подобного способа решения вопросов, связанных с загруженностью железнодорожных сетей, вызывает сомнение у частных операторов. Определение пула перевозчиков дает им практически неограниченные возможности по установлению тарифов. «По сути это та же монополия, потому что эти 10 компаний сейчас поставят определенные цены и будут диктовать другим компаниям, не входящим в пул перевозчиков, тарифы и цены», — отмечает Андрей Радиулов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»:

— Не только я, но и руководство регионов, которое находилось в Кемерове, а также представители угольной отрасли позитивно оценивают как инструмент взаимодействия межрегиональные координационные советы, которые были созданы по результатам поездки на Красноярскую железную дорогу в 2011 году.

Безусловно, это площадка, на которой собираются и руководители железнодорожной отрасли, и представители промышленности — потребители наших услуг, и руководители субъектов Федерации, федеральных органов власти, способные принять решения, что называется, «по принципу одного окна». Таким решением были документы, подписанные во время совещания в Кемерове.

На этом совещании прозвучала совершенно четкая, единая позиция, касающаяся методов и путей совершенствования работы по управлению парками вагонов. Она была озвучена руководителем ОАО «Кузбассразрезуголь» в той формулировке, которая нас вполне устраивает, и мы ее поддерживаем. Касается она решения вопросов не только прав, но и ответственности. В частности, ответственности владельцев подвижного состава и необходимости работы консолидированным парком, под единым управлением с использованием методов ОАО «РЖД».



Comments are closed.

Так же в номере