Главная » Политика » Наступил перелом

Наступил перелом

Новосибирские губернаторские выборы стали беспрецедентными. Впервые действующий губернатор переломил традицию смены областной власти каждые четыре года, и уверенно победил уже в первом туре.

Назначенный указом Бориса Ельцина в 1993 году, Иван Индинок проиграл выборы в 1995 году Виталию Мухе во втором туре. В свою очередь, Виталий Муха на выборах в 1999 году даже не вышел во второй тур, заняв третье место. На выборах 2003 года Виктор Толоконский получил 57,57% голосов, второе место занял Михаил Титов, набравший 17,82%. Иван Стариков, на прошлых выборах уступивший Виктору Толоконскому около 2%, на этих выборах набрал всего 9,75%.

Виктор Толоконский нарушил традицию «односрочных» губернаторов. Фото Михаила ПЕРИКОВА

По мнению руководителя департамента информации обладминистрации Юрия Коробченко, причина победы губернатора в том, что «люди довольны деятельностью областной власти». С ним согласен директор Межрегиональной Ассоциации руководителей предприятий Юрий Бернадский, по мнению которого Толоконский — «политик, который занимается делом 25 часов в сутки и заставляет эффективно работать свою команду». В числе плюсов избирательной кампании он называет также «упор на встречи с избирателями, грамотный подбор не только сотрудников избирательного штаба, но и доверенных лиц».

Другим важным фактором победы стало отсутствие у Виктора Толоконского серьезных противников. По мнению сенатора от Новосибирской области Виктора Игнатова, которым он поделился с «КС» в начале года, такая ситуация — результат деятельности губернатора. «Чем выше будет известность и популярность Толоконского, тем меньше шансов для появления других серьезных претендентов», — предсказывал Игнатов.

Действительно, заявивший сразу после проигрыша на прошлых выборах об участии в новой избирательной кампании член Совета Федерации Иван Стариков не проявлял особой активности. Директор ЗАО СОК «Вестфалика» Михаил Титов, напротив, строил свою кампанию на слишком резкой критике существующей власти, что вызвало отторжение значительной части избирателей. Кроме того, Титов был до сих пор мало известен сельскому электорату. Другие возможные кандидаты, которые могли бы составить конкуренцию действующему губернатору: спикер Госдумы Геннадий Селезнев, экс-министр путей сообщения Николай Аксененко, депутат Госдумы (КПРФ) Сергей Глазьев, в выборах участия не приняли.

Кроме того, если к концу губернаторского срока у Виталия Мухи была многочисленная оппозиция, начиная с самого Виктора Толоконского, занимавшего тогда пост мэра, и заканчивая депутатами облсовета и предпринимателями, то Виктор Толоконский с помощью вице-губернатора Алексея Беспаликова (который, возглавляя избирательный штаб губернатора, зарекомендовал себя как наиболее успешный в области политический менеджер) сумел решить эту проблему максимально корректно. Дольше всех в оппозиции продержались коммунисты, но и с ними администрация накануне выборов нашла общий язык. Новосибирский обком КПРФ даже не выставил на губернаторские выборы своего кандидата и не поддержал члена КПРФ Михаила Титова. Многие уже год назад говорили о «перевыборах Толоконского» и отсутствии альтернативы.

По поводу дальнейшего политического будущего проигравших кандидатов Иван Стариков заявил: «Михаил Титов занял второе место потому, что его меньше воспринимали как противника действующей власти, чем меня. Я считаю, что ему нужно как можно скорее уносить ноги из области, потому что он вел кампанию крайне неделикатно, и со стороны действующей власти могут быть предприняты ответные меры. А шансов стать мэром у Титова нет».

Виталий Муха «далек от мысли, что Толоконский станет преследовать Титова. Грамотный руководитель разделяет личную неприязнь и пользу от получения налогов с предприятий». Впрочем, Титова в политике Муха не видит, в отличие от Старикова, которому, по мнению экс-губернатора, «возраст позволяет баллотироваться». Сам Стариков, в отличие от прошлых выборов, не стал делать заявки на 2008 год, туманно намекнув, что с введением в действие закона о местном самоуправлении должность мэра становится более значимой, чем губернатора.

Новые задачи команды Виктора Толоконского

Хотя Виктор Толоконский до 15 декабря находится в отпуске, на этой неделе его аппарат уже начал обсуждать возможные кадровые перестановки. Тема номер один: будут ли перераспределены обязанности между замами.

Один вариант, по информации «КС», предусматривает создание правительства Новосибирской области, которое формально сохранит статус-кво и распределение портфелей. Кто будет премьером, остается под вопросом и будет предметом торга, тем более что единственный первый заместитель губернатора Виктор Косоуров, скорее всего, уйдет в Госдуму (он входил в региональный новосибирско-омский список «Единства»).

Другой вариант предусматривает увеличение числа первых замов губернатора до двух или трех, что подтверждается практикой работы аппарата администраций других сибирских территорий. Среди возможных претендентов на эти роли в бизнес-сообществе называют бывшего новосибирского вице-губернатора Алексея Беспаликова (возглавлявшего предвыборный штаб Толоконского) и начальника управления финансов и налоговой политики обладминистрации Сергея Аксененко.

Серьезных кадровых потрясений новосибирский истеблишмент не ожидает, поскольку итоги выборов доказали эффективность работы действующей команды. Вместе с тем, опрос предпринимателей, проведенный «КС», показал, что бизнес ставит ряд задач перед властью, решение которых требует серьезного пересмотра существующий политики администрации:

1. Либеральный стиль работы: не принимались непопулярные решения. Например, аппарат администрации не только не сократился, но за четыре года даже вырос на 6%.

2. Неоптимальное распределение обязанностей между вице-губернаторами. Например, в руках вице-губернатора Вадима Федорова сосредоточены как функции оперативного управления экономикой (через управление промышленности и комитет поддержки и развития предпринимательства), так и общеэкономического планирования (через ПЭУ администрации). К минусам относят и то, что у Виктора Толоконского был всего один первый заместитель — Виктор Косоуров.

3. Потребность в единой политике расходных отчислений и налоговых платежей в сфере межбюджетных отношений: перевод финансирования Новосибирска и других муниципальных образований на четкие нормативы ликвидирует эмоциональную окраску споров вокруг этих вопросов. Тем более что, по информации специалистов управления финансов обладминистрации, к 2005 году у области такая финансовая возможность появится.

4. Необходимость перспективного планирования бюджетных расходов. Например, при сокращении числа школьников в области строятся новые школы.

5. Необходимо конкретизировать задачи при распределении бюджета на социальные программы и здравоохранение. Так, руководитель комитета по экономике областного Совета Николай Мочалин считает, что необходимо провести ревизию социальных мандатов и сказать, на какие программы у бюджета есть деньги. Например, если нет средств на бесплатную установку телефонов всем инвалидам, то нужно отменить эту льготу или финансировать, например, 500 телефонов в год.

6. Недоработанность плана социально-экономического развития области. Депутаты облсовета еще при его обсуждении отмечали, что, называя для поддержки конкретные предприятия, задачи излишне конкретизируются. Единственное светлое пятно — транспортная стратегия, разработанная специалистами СГУПСа.

Елена ФАЛАМЕЕВА


Comments are closed.

Так же в номере