Главная » Спецвыпуск » Снижение издержек - не пропаганда

Снижение издержек — не пропаганда

Точка зрения

— Всегда сохраняется желание продавца продать товар подороже. С другой стороны, покупатель всегда будет стремиться минимизировать плату. Сегодня одним из главных в работе АО-энерго стало требование со стороны РАО «ЕЭС России» о снижении издержек в производстве электроэнергии.

Но существующий сейчас «затратный» порядок ценообразования в электроэнергетике отнюдь не стимулирует снижения издержек. За расчетную базу тарифов принимается уровень фактически сложившихся затрат, что не создает у энергокомпаний никакой заинтересованности в экономии. Мало того, распространена обычная, к сожалению, практика региональных энергетических комиссий: снижение тарифов на сумму сэкономленных энергокомпанией издержек. Для выхода из этой абсурдной ситуации РАО «ЕЭС России» добилось включения в постановление правительства России N 226 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» пункта, предусматривающего сохранение в тарифе в течение двух лет суммы, полученной в результате сокращения издержек.

При этом не стоит путать две вещи: сокращение издержек и снижение тарифов для потребителей. Анатолий Чубайс дал задание снизить тарифы в пяти регионах: Санкт-Петербурге, Ленинградской, Свердловской, Нижегородской и Пермской областях. Стоит отметить, что это уже не первое снижение тарифов. Незамеченным осталось снижение тарифов на Дальнем Востоке (Амурская область, Еврейская АО, Хабаровский край и Приморье), произведенное в связи с пуском первого гидроагрегата Бурейской ГЭС. Сегодня введен в строй второй гидроагрегат этой электростанции, что еще больше улучшит ситуацию в регионе. В названных регионах снижение тарифов экономически обосновано; что же касается остальных, то это тема для огромной работы, и не очевидно, что результат будет положителен.

Программа сокращения издержек предусматривает восемь основных направлений снижения затрат: на топливо, сырье и материалы, ремонт, оплату труда промышленно-производственного персонала электростанций и сетей, услуги непроизводственного характера, управленческие расходы, затраты, связанные с содержанием излишков имущества (зданий, сооружений, оборудования, ТМЦ и т. п.), а также на содержание объектов непрофильной деятельности. По каждому направлению разработан перечень мероприятий.

В итоге снижение издержек неизбежно приведет к снижению конечной стоимости потребляемой каждым конечным потребителем мощности.

Также предлагается перейти к трехлетнему периоду формирования тарифов, ориентированному на последовательное сдерживание темпа их роста. Правительство России еще в августе этого года приняло принципиальное решение о повышении тарифов на электроэнергию с 1 января 2004 года на весь год примерно на 13%. РАО «ЕЭС России» предлагает не ограничиваться годовой перспективой, а выстроить трехлетнюю динамику. Если правительство считает правильным увеличить тарифы в будущем году на 13%, то далее, в 2005 году, этот темп можно существенно сократить, доведя его до 8-10%. Вслед за этим, в 2006 году, предлагается еще одно сокращение темпов роста, при котором они будут составлять 5-7%. Практически эти цифры равны (либо меньше) уровню инфляции, что означает реальное снижение тарифов.

Следующим немаловажным аспектом для снижения затрат является выход предприятий непосредственно на ФОРЭМ. Сегодня там есть реальные продавцы. В связи с чем зародилась идея: а не стоит ли отказаться от услуг региональных энергокомпаний и выйти непосредственно на конкурентный рынок? Ведь стоимость киловатта на шинах гидроэлектростанции существенно ниже, чем аналог, произведенный на местной, далеко не всегда модернизированной ТЭЦ.

Но, оказывается, все не так просто. Во-первых, необходимо очень точно оценить мощности, потребляемые предприятием, установить автоматические системы контроля и учета энергии (АСКУЭ), что стоит недешево. Надо заключить договоры на оказание комплексных услуг передачи электроэнергии и мощности по электрическим сетям соответствующего АО-энерго, на оказание системных услуг с ОАО «СО ЦДУ ЕЭС».

К настоящему моменту выход на ФОРЭМ наиболее привлекателен для региональных АО-энерго. Хотя уже сегодня существуют предприятия, имеющие непосредственный выход на рынок, такие как «Металлэнергофинанс» (Новокузнецк), «Транснефть» (Томск), Жерекенский ГОК (Чита). Мероприятие это чрезвычайно сложное и вряд ли принесет прибыль в начальный период. И, что интересно, не существует рецепта, помогающего определить, когда предприятию выгодно выходить на ФОРЭМ. От объема потребляемой энергии и величины предприятия это зависит не всегда прямо пропорционально. Предприятия, выходящие на ФОРЭМ сегодня, делают это в надежде получить прибыли в будущем.

Владимир ЛАПИН, директор |Объединенного диспетчерского |управления Сибири (Кемерово)


Comments are closed.

Так же в номере