Главная » Компании » Под одним флагом объединятся пригородные перевозчики

Под одним флагом объединятся пригородные перевозчики

Реформирование железнодорожного транспорта в Западной Сибири не ограничится выделением пригородных перевозок в отдельные виды бизнеса и созданием акционерных обществ по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. Как стало известно «КС», уже в первом квартале 2004 года начнет работу холдинговая компания ОАО «Сибирская пригородная компания», которая объединит четыре акционерных общества: «Кузбасс-пригород», «Алтай-пригород», «Омск-пригород» и «Экспресс-пригород» (Новосибирск).

В 2002 году объемы железнодорожных перевозок в России выросли на 2,7% по сравнению с прошлым годом. Убытки от пассажирских перевозок составили 54 млрд руб., из них 21 млрд руб. — от пригородных перевозок.

Пригородная пассажирская компания ОАО «Экспресс-пригород» создана 19 мая 1998 года. Основные акционеры: ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» — 51% акций; администрация Новосибирской области — 25% акций; мэрия Новосибирска — 24% акций.

Сегодня пригородные перевозки не ограничиваются областью. Открываются новые скоростные маршруты движения электропоездов между областными центрами. Фото Татьяны КРАВЧЕНКО

Чтобы повысить рентабельность пригородных перевозок, ОАО «РЖД» и ЗСЖД активно продвигают идею создания самостоятельных пассажирских компаний, обеспечивающих пригородное сообщение. Кроме «Экспресс-пригорода», на ЗСЖД созданы акционерные общества «Кузбасс-пригород», «Алтай-пригород», «Омск-пригород». Акционерами компаний являются ЗСЖД и областные администрации (51% акций принадлежит ЗСЖД, 49% акций — местным властям). По словам руководителя департамента транспортного комплекса и систем связи администрации Новосибирской области Владимира Никонова, такой состав собственников позволяет примирить коммерческие и социальные интересы. Опыт работы компаний говорит об улучшении экономических показателей пригородных перевозок. Например, по Новосибирской области убытки от пригородных перевозок за 2002 год составили 14,4 млн руб., что в 10 раз меньше, чем в 1999 году (147,6 млн руб.).

По мнению гендиректора ОАО «Экспресс-пригород» Александра Кузьмина, создание таких компаний на ЗСЖД — один из шагов реформы МПС. В дальнейших планах сибирских железнодорожников — создание холдинга ОАО «Сибирская пригородная компания», которая объединит все четыре акционерных общества. Инициатива создания холдинга принадлежит «Экспресс-пригороду» и ЗСЖД. «Мы готовы расти дальше как компания», — говорит Александр Кузьмин.

Причин для централизации достаточно. Как считает Владимир Никонов, сегодня пригородные перевозки не ограничиваются одной областью, открываются новые скоростные маршруты движения электропоездов между областными центрами. «Для регулирования таких перевозок логично создание единой системы организации пригородных перевозок», — говорит Владимир Никонов. Кроме этого, по словам заместителя начальника ЗСЖД Владимира Артемченко, создание управляющей компании поможет в формировании единого подхода к вопросам тарифной политики, а также возмещению затрат за льготный проезд.

Как рассказал «КС» Александр Кузьмин, планируется, что «Сибирская пригородная компания» начнет работу в первом квартале 2004 года, сейчас идет подготовка документации.

Местные власти ожидают, что баланс распределения долей в новой компании не нарушится. По словам Владимира Никонова, «мы предполагаем, что в «Сибирской пригородной компании» сохранится такое же распределение пакета акций, какое сегодня существует в региональных пригородных акционерных обществах». Однако он отмечает, что такое распределение возможно, пока у «Сибирской пригородной компании» не появится значительного имущественного комплекса. «Подвижной состав «Экспресс-пригорода» находится в собственности ЗСЖД, — говорит Владимир Никонов. — Сейчас руководство ЗСЖД рассматривает вариант передачи в собственность «Сибирской пригородной компании» электропоездов, что значительно увеличит ее капитализацию. Дальнейшее распределение пакета акций между властями и ЗСЖД будет зависеть от того, какой взнос в капитал создаваемой компании предложат власти».

Инициатива сибирских железнодорожников нашла понимание со стороны ОАО «Российские железные дороги». Заместитель начальника управления по пригородным перевозкам ОАО «РЖД» Сергей Калинин заявил «КС»: «Проект создания холдинга, объединяющего компании по пригородным перевозкам, — перспективный. Если работа западно-сибирского холдинга окажется успешной, то такая практика работы распространится по всей России».

Оксана СНИЦАРЬ


Comments are closed.

Так же в номере