Главная » Стиль жизни » «Сибирь. Монамур»

«Сибирь. Монамур»

В Новосибирске прошел пресс-показ нашумевшего фильма Вячеслава Росса «Сибирь. Монамур». Корреспондент «КС» оценил творение режиссера.

Короткая аннотация к картине открывает завязку сюжета: «Сибирь. Поздняя осень. В тайге, в заброшенной деревне живет старик-старовер Иван и его 7-летний внук Лешка. Они ждут отца мальчика, который ушел два года назад и не вернулся. Стая бродячих собак пожирает все живое в окрестностях. Мальчик дружит с одной из этих собак, за это старик его часто ругает. Иногда дальний родственник дядя Юра привозит им еду».

Идея выросла из студенческой работы на пару страниц «Затерянные в Сибири», со временем сюжет разросся от старика и его внука до более широкого охвата персонажей. По словам режиссера, фильм был готов еще в начале года, но череда фестивалей затормозила его выход к широкой аудитории. Впрочем, год до премьеры — не самый длинный период в производстве этой картины. Проект был задуман еще в 2000-м, а снимался фильм два года, по причине внезапно разразившегося кризиса.

Место действия не столь важно, фильм описывает характеры и поступки. Деревня Монамур, вынесенная в название, не существует в реальности, она была создана специально для фильма, основным же фактором в выборе места стали сопки, тайга и река Мана (приток Енисея). Странное название было прокомментировано так: после Отечественной войны 1812 года возвратившиеся из Франции солдаты давали названия деревням на французском языке, поэтому подобное наименование могло существовать. Актер Сергей Ковалев привел в пример деревню Париж. В Париже (но уже в настоящем, а не в деревне) писался и окончательный сценарий, постпродакшн был сделан в студии Люка Бессона, и им же была куплена сама картина для проката во Франции. Вообще фильм был переведен на английский, французский, испанский и португальский языки — соответственно фестивалям, прошедшим во Франции, Испании, Америке и Бразилии. Самым сложным оказался подбор актера на роль мальчика — «московские дети испорчены своими родителями и бесконечными кастингами». Однако в основном актеры в фильме играют московские. На роль капитана, боевого офицера, тоже был непростой отбор — найти нужный типаж было сложно, и даже после того, как на роль был утвержден Николай Козак, нужного образа добились не сразу. Несмотря на то что в кадре многие персонажи выпивают, и очень часто, по словам Сергея Ковалева, «на площадке царил сухой закон. Как-то один осветитель выпил — его сразу выгнали, точнее, он сам ушел». Задействованные в фильме собаки — специальные, дрессированные, часто предоставляются для съемок. Атмосферная музыка, одно из достоинств фильма, писалась в тесной связи со сценарием — практически композитору давался отснятый материал, и он для каждого момента продумывал звуковое сопровождение. Многие варианты были убраны, так как при всей их очевидности могли разрушить повествование.

Несмотря на то что не было задействовано ни одного «звездного» актера, фильм можно поставить в один ряд с картинами Балабанова. Сходна и атмосфера — реалистичность, иногда несколько преувеличенный натурализм и характерная лексика — персонажи нередко матерятся. Но при этом нет концентрации на жестокости и насилии, нет и всеобщей атмосферы угнетенности и обреченности. На пресс-конференции, состоявшейся после показа, режиссер рассказал о двух основных мотивах фильма, которые крепко переплетаются между собой, — милосердии и вере в Бога. Здесь можно найти влияние Лунгина, но у Росса нет той медитативной созерцательности, фильм скорее балансирует между действием и размышлением, склоняясь к первому, но не отказываясь от второго. Однако все это лишь очень общие сведения — уже в самом начале фильм открывает очень сложные ситуации. Старик очень религиозен, считает заботу о внуке своим долгом, он не верит в возвращение своего сына и отца семилетнего Лешки. Воспитание ребенка дается ему непросто, но отдавать его родственнику матери, пьющему дяде Юре, он не хочет. Жена Юрия Анна тоже не рада тому, что приходится помогать добровольному отшельнику. Мальчик привязывается к дикой собаке Клыку, которая, несмотря на свою преданность маленькому человеку, не может ничего поделать со своей природой и другими собаками из стаи. Переплетение этих ситуаций ведет к драматичным и зачастую неожиданным последствиям. И перечисленные герои — далеко не единственные действующие лица, есть и другие, со своими сложностями и проблемами. Но их дороги постоянно пересекаются, приводя к финалу. Несмотря на вымышленный антураж, история вызывает доверие, и после просмотра не возникает сомнений, что подобное могло произойти в реальности. Типизированная деревня в сибирской глубинке только подтверждает узнаваемость и достоверность характеров и событий. Интересно то, что режиссер не судит своих героев, не морализирует открытым текстом, зритель сам должен решить, кто прав, а кто нет — готовых ответов фильм не дает.



Comments are closed.

Так же в номере