Главная » Экономика » Верной дорогой

Верной дорогой

Визит главы правительства РФ Владимира Путина в Новосибирск на этой неделе вызвал повышенный интерес даже у тех, кто не имеет отношения к власти и политике – дорожное движение два дня было затруднено сверх обычного из-за перекрытия центральных улиц, а на перекрестках иногда собирались по трое сотрудников полиции.

Встреча на вертолете

Председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина ожидали в Новосибирске ночью 7 ноября. Точное время прибытия премьера до последнего момента оставалось неизвестным, предстоящий визит Владимира Владимировича держал в напряжении сотрудников администрации города и области всю ночь — он прилетел только ранним утром уже 8 ноября. Посетив открывшуюся в СГУПСе «Всероссийскую конференцию транспортников» (об этом, кстати, заранее не было заявлено), глава правительства отправился осматривать новую транспортную магистраль города — Северный обход. В 15.30 Путин официально открыл движение автотрассы Северного обхода Новосибирска, предварительно облетев на вертолете построенную дорогу и полюбовавшись на трассу с высоты птичьего полета.

Пока премьер летал над дорогой, президент ОАО «Сибмост» Альберт Кошкин рассказывал журналистам о важности новой трассы для региона. Спустившемуся с небес на землю главе правительства ту же мысль развил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, подкрепляюще водя лазерной указкой по карте и намекая высокому гостю на необходимость федерального финансирования при прокладке Восточного обхода. На встрече особо подчеркивалось, что технологии цементно-бетонного покрытия в Сибири раньше не использовались и позволили сэкономить на строительстве дороги 300 млн рублей. По словам Василия Юрченко, «на строящемся объекте автотрассы были задействованы четыре местные дорожно-строительные компании, которыми был осуществлен большой объем работы».

Осмотрев стенды и согласившись с важностью строительства участка Восточного обхода, что позволит закольцевать основные трассы вокруг Новосибирска, Путин поинтересовался, сколько нужно денег для нового строительства. «Сегодня подготовлена сметно-проектная документация и пройдена государственная экспертиза по проекту. Нам необходимо 8 миллиардов рублей, и за два года этот участок будет построен», — сказал Юрченко. Строительство Восточного обхода запланировали начать в следующем году, используя высвободившиеся рабочие кадры.

В ходе беседы с рабочими ОАО «Сибмост» Владимир Путин поздравил их с завершением строительства, сказав, что работа для них найдется и в дальнейшем. Перед отъездом с объекта премьер-министр поинтересовался суммой заработной платы рабочих. После небольшой заминки дорожные рабочие признались премьеру, что зарабатывают около 40 тысяч рублей. Путину эта цифра понравилась. Удовлетворенный суммой заработка дорожных строителей, глава правительства направился на Всероссийскую конференцию транспортников, проведение которой было запланировано в здании театра «Глобус».

Сложный путь

Когда аккредитованные и вооруженные бейджиками журналисты приехали к «Глобусу», выяснилось, что выходить из автобуса мы будем по пять человек, так как нужно будет пройти через металлоискатель, и нас будут «обыскивать». Коллеги женского пола чуть ли не хором спросили, будут ли нас досматривать сами сотрудники охраны или полиции, которые заняли пост на входе в «Глобус». Проходящий мимо молодой человек в штатском сказал: «Конечно, нам же тоже должно быть приятно». Впрочем, этого избежать удалось, осмотр прошел достаточно быстро. После осмотра и гардероба, наконец, можно было расположиться в пресс-центре, который, надо признаться, был достаточно неплохо оснащен компьютерами и кофе с плюшками. Везде были экраны, на которых нам скоро суждено было увидеть «лицо вождя», правда, пока камеры настраивали на милом светловолосом мальчике, который недвижно сидел в кресле, где предстояло присесть Владимиру Владимировичу.

«Первый пошел»

Через некоторое время в зал начали стекаться транспортники. Потом их попросили занять свои места. Просьбу «голос из динамика» повторил несколько раз. После того как все уселись, тот же голос объявил: «Председатель правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин». После этих слов господин Путин бодро прошагал в зал и поднялся на сцену, к трибуне. Было заметно, как он поправил темно-синий галстук и начал говорить. А транспортники, сидящие в зале, тем временем не смогли удержаться — многие снимали премьера на телефоны и фотоаппараты. Путин этого вроде как не замечал.

«Добрый день, уважаемые друзья, коллеги! Вы уже начали работать, я знаю, очень активно проходили, как мне сказали, круглые столы. Вы представляете отрасль, которая, без всяких преувеличений, играет ключевую, как сейчас модно говорить, системообразующую роль для нашей страны, для нашего экономического, социального, территориального развития, для обеспечения комфорта и качества жизни людей», — господин Путин начал речь, смотря в свои бумаги, и было видно, что он «читает» традиционные, достаточно стандартные фразы. В некоторых местах он переставал смотреть на бумагу и выдавал свои наверняка собственно придуманные звучные формулировки: «Есть дорога, есть возможность добраться до определенного места, значит, есть там жизнь, нет — ну и жизни нет».

«Модные слова»

Дальше Путин говорил про новые дороги, проекты и качество жизни людей. Потом похвалил Северный объезд, который видел перед совещанием. «Еще раз хочу вернуться к тому, что только что видел. Вы знаете, если кто еще не видел, рекомендую посмотреть — и качество покрытия совсем другое, технологии другие, современные. А есть еще более современные!» — воскликнул и как будто бы удивился премьер.

Потом мысли Путина и его речь переместились в сферу железнодорожного транспорта. «Важны не только железнодорожные линии сами по себе. Нам нужен эффективный, прозрачный рынок железнодорожных перевозок, на котором не возникали бы искусственные проблемы типа дефицита вагонов», — сказал он.

Финансовая тема тоже периодически возникала в выступлении премьера. Несколько раз Путин упоминал слово «лизинг». Однако не всех коллег корреспондента «КС» эта тема очень заинтересовала, к примеру, Андрей Колесников как ни силился, но все же заснул перед экраном с Путиным, сидя в пресс-центре.

Потом Путин употреблял еще другие популярные нынче слова и понятия. «Надеюсь, что уже в этом году будет принят законопроект, устанавливающий механизмы контрактов жизненного цикла. Работа уже идет полным ходом в Госдуме. Прошу депутатов Государственной думы ускорить эту работу и завершить ее как можно быстрее. Считаю, что такие принципы и такую философию нужно широко внедрять при создании любых объектов инфраструктуры, и надеюсь, что это приведет к тому, что мы «выдавим» с рынка временщиков и непрофессионалов, любителей различного рода «откатов» и «распилов», — достаточно жестко почти проскандировал премьер.

Путин коснулся и актуальной для Новосибирска темы. «И конечно, в крупных городах приоритетом должно стать массовое строительство метро и других видов скоростного сообщения. Я знаю, когда сейчас губернаторы, мэры крупных городов услышат это, то скажут: «А деньги где?». Надо изыскивать деньги вместе, мы готовы помогать, но нельзя все перекладывать только на федеральный бюджет, нужно находить, опять же определять эти приоритеты, куда вкладывать», — сказал Владимир Владимирович. Во время этой его реплики Юрченко кивнул, а губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев смотрел все так же внимательно немигающим взглядом на премьера.

В конце своего выступления Путин решил заняться пиаром Народного фронта и сердечно поблагодарил Союз транспортников, который в него вступил.

Вопросы из зала

После своего местами интересного, местами эмоционального выступления Путин сел между всеми спикерами, которые уже располагались на сцене, и выступал модератором мероприятия. Имена, фамилии и должности всех выступающих он зачитывал по бумажке. Надо сказать, что модератор круглого стола из Путина получился неплохой. Транспортники обменивались с ним мнениями, иногда дискутировали, иногда благодарили премьера. В зале сидели Левитин, Иванов и Якунин, которые периодически также участвовали в диалогах. Потом дошла очередь до реплик и вопросов из зала. Пообщаться с премьером довелось и начальнику Западно-Сибирской железной дороги Александру Целько: «Мы вывезли с Кузбасса в 1998 году более 94 миллионов тонн, а в этом году около 190 миллионов тонн. Причем структура перевозок следующая: внутренний рынок у нас буквально в течение последних пяти лет стабилен, он даже немножко проседает, и в основном все увеличение объемов (в среднем 7–8 миллионов тонн ежегодно) происходит на Дальний Восток и Северо-Запад (Мурманск и так далее). Планы угольщиков на следующий год — добавить еще 7–8 миллионов тонн. Мне известно, что Министерство природы выдало лицензии на разработку уже на 230 миллионов тонн. Мощности железной дороги не беспредельны — уже через два-три года, если не развивать структуру, двухпутные пути, по которым сейчас ходят и пассажирские, и ускоренные пригородные поезда, вплотную столкнутся с грузовым потоком».

Выступление Целько Путина немного смутило. «Это что? Озабоченность?» — спросил премьер. «Это про развитие инфраструктуры магистрали железнодорожных путей», — пояснил Целько. После этого Путин вроде понял, чего хочет от него господин Целько, и решил прокомментировать услышанное: «Я уже говорил о том, что рентабельность низковата. Это не вина «РЖД». Очевидно, что «РЖД» несет достаточно большую нагрузку, в том числе социального характера, поэтому мы поддерживаем компанию. Кроме субсидирования перевозок пригородного сообщения (25 млрд) еще 40 млрд будет дополнительно выделено на поддержку развития «РЖД». Мы в следующем году ограничили рост тарифов инфраструктурных монополий уровнем инфляции следующего года и дали право начать этот подъем тарифов с 1 июля, а не с 1 января. Единственное исключение — это ОАО «РЖД», которое с 1 января может это сделать именно в силу важности проведения ремонтных работ, обеспечения безопасности, да и вообще развития.

Сейчас на железнодорожном транспорте проходят крупные инфраструктурные изменения, связанные с рыночной организацией работы в сфере грузоперевозок. Мы будем дальше действовать потихонечку в сторону перехода в рынок пассажирских перевозок. Все это должно создавать дополнительные условия для развития самого ОАО «РЖД». Но я вопрос ваш тем не менее понимаю и согласен с тем, что исключительно на ресурсах самой компании мы с вами далеко не уедем с точки зрения развития. Здесь самый перспективный способ (он уже звучал) — это частно-государственное партнерство. Одно из направлений тоже вам хорошо известно (хотя это уже не ваша епархия) — это Восточно-Сибирская дорога, это Кызыл–Курагино. Вопрос не в самом Кызыл–Курагино, вопрос — в расшивке Транссиба в обоих направлениях».

После других «вопрошающих» в достаточно оживленную дискуссию с Путиным вступил председатель правления некоммерческого партнерства перевозчиков «Транспортный Союз Сибири» Валерий Ильенко, который спросил про программу господдержки автотранспорта и почему закон об обслуживании населения наземным транспортом был «рассмотрен, одобрен, прошел чтение — и точка».

Путин ответил на это следующим образом: «Мы действительно ведь проводили эту программу как антикризисную меру, направленную (я не буду скрывать) прежде всего на поддержку автомобильной отрасли, с тем, чтобы предприятия не закрылись, с тем, чтобы рабочие места сохранить, уровень заработной платы обеспечить. Но, естественно, мы делали это таким образом, чтобы убить сразу двух зайцев — поддержать коммунальные, муниципальные службы по развитию пассажирского транспорта. Мне очень приятно, что это удалось. Но сейчас кризис еще практически не закончился в полном объеме, хотя по некоторым параметрам мы уже выходим на докризисный уровень: скажем, у нас уровень безработицы ниже, чем был до кризиса. Сегодня поэтому побудительные мотивы введения таких программ сократились. Но подумаем дополнительно, что можно сделать».

«И по закону обязательно», — напомнил о своем вопросе Ильенко.

Путин: «А по поводу закона, что вы считает там крайне важным? Почему не хватает этого закона?»

Ильенко: «Вы знаете, этот закон, про который я говорю, сегодня во многих субъектах Федерации принят на уровне субъектов, в том числе в Новосибирской области он был принят одним из первых. Но нам не хватает именно федерального закона. Каждый пишет свои законы, но этого недостаточно».

Путин: «Вы же практик?»

Ильенко: «Да, конечно».

Путин: «Чего вам не хватает в работе?»

Ильенко: «Мы сегодня не знаем, как рассчитывать тариф. Мы сегодня не знаем, как нам быть с нелегальными перевозчиками. … Здесь много можно об этом говорить: это наболевшее. Но закон нужен федеральный, субъектов закон — это недостаточно».

Путин: «Конечно. Вернемся к этому, вернемся. Здесь и депутаты Госдумы сидят, и я обязательно с Борисом Грызловым переговорю. Вернемся обязательно к этому».

Одним из заключительных ярких моментов пленарного заседания, которое, кстати, длилось почти три часа стало выступление студента СГУПСа. Молодой человек рассказал Путину следующее: «Три года назад вы, посетив СГУПС, увидели из окна невзрачное поле и сказали, что неплохо бы соорудить на нем стадион с искусственным покрытием. Отчитываюсь: стадион сделан». После этого юноша выбежал на сцену передать фото премьеру.

«Странно, что спецслужбы это допустили, — рассуждали коллеги-журналисты, сидящие в пресс-центре, — может, это была спланированная PR-акция».

В зале было еще много желающих задать вопрос премьеру, но он уже изрядно устал, хотя и продолжал записывать в свой блокнотик. Заседание все-таки нужно было заканчивать.

«Спасибо большое. Спасибо. Я хочу тоже сказать слова благодарности организаторам, всем участникам. Мы так с вами постепенно-постепенно скорость набрали, обороты в нашей дискуссии. Она была очень предметной, конкретной, интересной. Я многое пометил, постараемся это в ходе уже такой рядовой работы в Москве реализовать, в том числе и вместе с вами. И хочу извиниться перед теми, кому я не успел ответить: просто уже пора заканчивать. Большое вам спасибо, всего самого доброго!» — Путин сказал заключительное слово и ушел со сцену под руку с президентом Союза транспортников России Виталием Ефимовым.



Comments are closed.

Так же в номере