Главная » Новые технологии » Собирать или не собирать?

Собирать или не собирать?

Вопрос «не купить ли мне ноутбук?» с каждым днем ставит перед собой все большее количество людей, при этом в большинстве случаев первая покупка мобильного ПК совершается в нижнем ценовом сегменте ($700–1000). А в этом сегменте, кроме ноутбуков всем известных и именитых международных брэндов, присутствуют модели производства местных компаний. Они могут стоить на $100–200 дешевле импортных аналогов, но до сих пор не пользуются широкой популярностью. В причинах этого явления и перспективах региональных сборщиков попытались разобраться корреспонденты «КС» СЕРГЕЙ МИНИН и ДЕНИС ПЧЕЛЬНИКОВ.

Ноутбуки региональной сборки перестали быть дешевле иностранных аналогов, но сибирские сборщики продолжают продавать свои мобильные ПК, ориентируясь на персональный подход к каждому клиенту. На фото — ноутбук CTR.

Сибирские компании, которые собирают и продают ноутбуки под собственными брэндами, опираются, как правило, на несколько основных преимуществ своих ноутбуков. «Когда стартовал наш проект по производству ноутбуков под маркой CTR, мы сделали ставку на средний ценовой сегмент — модели от $1000 до $1300, — рассказывает руководитель департамента маркетинга компании «СиТиГруп» (Новосибирск, Барнаул) Елена Струкова. — Мы продолжаем придерживаться той же ценовой политики, поскольку этот сегмент представляется нам самым перспективным. Разница в цене ноутбука CTR по сравнению с зарубежным аналогичной конфигурации — порядка $200″. А по словам руководителя отдела продаж томской компании «Стек» Дмитрия Корнеева, региональный сборщик ноутбуков может предоставить возможность внесения оперативных изменений в базовый состав (изменение объема жесткого диска, памяти, замена процессоров, оптических приводов и других компонентов).

Однако при всех преимуществах, предоставляемых региональными сборщиками, многие считают их выход на этот рынок неоправданным. Например, томская компания «Стек» еще в прошлом году объявляла о том, что готовится начать производство своих ноутбуков, но до сих пор этого не сделала. «Наш проект нереализован до сих пор. Исходя из текущей ситуации с ценами на комплектующие, это просто не выгодно, — сетует Дмитрий Корнеев. — Дело в том, что производителю выгоднее продавать ноутбуки, находящиеся выше массового (бюджетного) сегмента, а покупатель дорогой модели скорее выберет известный иностранный брэнд. А собирать ради самого факта сборки никто не хочет, ведь не известно, дадут ли эти вложения хоть какой-то эффект. Таким образом, хотя у нас и есть возможности для сборки ноутбуков, пока идея остается в запасниках». По мнению коммерческого директора компании ITS (Новосибирск) Евгения Томилко, собирать ноутбуки «на месте» было интересно лет пять назад, когда маржа такого проекта была на уровне 50%. «Именно на этом смогли «подняться« такие компании, как Rover Computers и iRU, — объясняет Евгений Томилко. — Кроме того, российский рынок тогда был мало интересен международным компаниям из-за своих небольших размеров, и конкуренция с их стороны была минимальна. Сейчас, когда на Россию обратили внимание практически все иностранные производители, особенно такие агрессивные, как Acer, преимущества локальных сборщиков начинают исчезать».

В компании «СиТиГруп» все же продолжают развивать свой проект по сборке ноутбуков, хотя планы строят более осторожно. «Сегодня следует признать, что наши первоначальные ожидания были несколько оптимистичны. Доля продаж ноутбуков под нашей торговой маркой пока не достигла того показателя, который мы для себя определяли, — отмечает Елена Струкова. — При этом мы рассматриваем этот проект как положительный опыт и отказываться от него не намерены». А как рассказал корреспонденту «КС» директор компании «Киролан» (Бийск, продает ноутбуки под своей торговой маркой) Олег Гончаров, его компания начала выпускать ноутбуки под своим брэндом с весны этого года и пока выполняет поставленные перед началом проекта планы. «В то же время стоит отметить, что ниша для региональных сборщиков в последнее время сузилась еще больше — теперь, когда цены нашего продукта и продукта иностранной компании сравнялись, у нас осталось только одно преимущество, которое пока не доступно международным брэндам — мы можем собрать практически любую конфигурацию, необходимую покупателю, — рассказывает Олег Гончаров. — Такой, собственно, и была задумка корпорации Intel — сделать так, чтобы любая компания могла собирать ноутбук как конструктор, как это делается с настольными ПК».

В то же время иностранные производители не воспринимают всерьез региональных сборщиков. Директор подразделения персональных компьютерных систем представительства Нewlett Packard (HP) в России Марина Тыщенко считает, что региональные сборщики не могут составить конкуренцию HP. «Они предлагают ограниченный выбор моделей ноутбуков, а низкие цены достигаются за счет использования более дешевых материалов при производстве. Преимущество мирового производителя в том, что он предлагает широкую гамму ноутбуков с использованием новейших технологий. При этом адекватную по соотношению цена-производительность, размер-вес. У нас гарантия может доходить до трех лет в зависимости от модели, количество сервисных центров — более сотни, — подчеркивает Марина Тыщенко. — Одной из современных тенденций на рынке является то, что покупатели становятся более разборчивыми, они отдают предпочтение более известным брэндам. На наш взгляд, региональным сборщикам все труднее конкурировать на рынке ноутбуков с мировыми производителями».

Представители компании Asus также не считают, что региональные сборщики смогут составить им конкуренцию — прежде всего благодаря широкому ассортименту моделей (от бюджетного класса до самых «навороченных») и фирменным технологиям.

Со слов аналитика компании IDC Юрия Голдаева, ситуация для региональных производителей еще более неблагоприятна: «В прошлом году ведущими игроками сегмента до $1000 были российские iRU и Rover Computers. В 2005 году к ним добавились тайваньские Acer и ASUStek. Активная атака зарубежных компаний на этот ценовой сегмент привела к серьезным изменениям на рынке — вслед за iRU производство части своих ноутбуков выводит на Тайвань и Rover Computers. Пока зарубежные производители ориентировались на продажу ноутбуков дороже $1000, а российские занимались более дешевыми, они мирно сосуществовали на рынке. Но теперь ситуация изменилась и вести ценовую войну с мировыми гигантами отечественным компаниям не под силу. На этом фоне перспективы региональных сборщиков ноутбуков трудно назвать радужными: малые объемы выпуска не позволяют гарантировать тот же уровень качества, что у мировых брэндов, мощная маркетинговая поддержка отсутствует — остается соревноваться по ценам. Но выигрыш региональных компаний и в этом соревновании теперь под большим вопросом».

Сергей МИНИН, Денис ПЧЕЛЬНИКОВ


Comments are closed.

Так же в номере