Главная » ИТ » Гиганты идут в Интернет

Гиганты идут в Интернет

На сегодняшний день электронная коммерция считается одним из самых перспективных направлений для бизнеса, так как, во-первых, она пока довольно слабо развита в России и тем более в ее регионах, а во-вторых, поскольку на первый взгляд она не требует существенных инвестиций. С другой стороны, участники рынка убеждены, что в долгосрочном периоде рынок будут постепенно занимать интернет-площадки существующих розничных сетей и представительства федеральных онлайн-магазинов, которые, собственно, и будут «делать погоду» на этом рынке.

Емкость рынка

По оценкам аналитического агентства J’son & Partners Consulting, в 2010 году объем рынка интернет-магазинов и каталожной торговли в России составил 419,5 млрд рублей, что на 37% больше, чем в 2009 году, при этом непосредственно на сегмент интернет-магазинов пришлось более 70%. Сами участники рынка позитивно оценивают развитие интернет-торговли в Сибири, отмечая, что она растет быстрыми темпами. На бурный рост торговли в Сети повлияла не только дальнейшая «интернетизация» страны, но и рост доверия сибиряков к онлайн-покупкам, и развитие электронных платежных систем.

Однако стоит признать, что кризис замедлил динамику роста интернет-торгов в 2008–2009 годах. Однако все потери были с лихвой отыграны в 2010–2011 годах. Хотя некоторые собеседники «КС», напротив, считают, что кризис только помог интернет-магазинам занять свое «место под солнцем». «Кризис сказался на интернет-торговле скорее положительно, чем отрицательно, — в тот период все покупатели хотели экономить, поэтому охотно пользовались для этого разными способами. Возможность сравнить цены в Интернете и выбрать самый оптимальный вариант товара — как раз один из таких инструментов», — рассказывает директор по маркетингу «Терминал.Ру» Никита Моргось.

Оценить объем рынка интернет-магазинов отдельно по Сибири сложнее. Однако по данным ФОМ, в 2010 году 38% опрошенных жителей СФО сказали, что они хотя бы раз в месяц заходят в Интернет (для сравнения: в СЗФО этот показатель составил 52%, в УрФО — 38%). При этом порядка 7% пользователей Интернета в регионе делают покупки в Сети, исходя из чего и можно оценить количество жителей, пользующихся услугами интернет-магазинов. Участники рынка отмечают, что люди привыкают совершать покупки в Сети не сразу, а обычно на четвертый-пятый год использования Интернета, то есть после того как освоят общение и поиск информации. Доля таких «старичков» растет, так же как и проникновение Интернета. Кроме того, как уже было сказано, рецессия последних лет приучила людей к более бережливому, рациональному поведению. Соответственно, для людей все чаще «пройтись по магазинам» означает «погуглить».

Грани Интернета

Согласно исследованию сибирского филиала «МегаФона», на рынке Сибири интернет-торговля активно развивается преимущественно в двух областях: сфере нематериальных товаров (например, авиабилетов), где физическая доставка не требуется в принципе, а также в сфере электроники. При этом вторая сфера поделена между большими сетями и небольшими компаниями. Для крупных сформировавшихся розничных сетей собственный интернет-магазин является дополнительным каналом выхода на клиента при уже сформировавшейся логистике, складских помещениях и т. п. Если же говорить о небольших компаниях, то именно они согласно исследованию «МегаФона» занимают примерно 80% от общего числа интернет-магазинов Сибири.

На текущий момент сами участники рынка удовлетворены своими результатами в Сибири. Так, в компании OZON.RU отмечают, что рост оборота в СФО в первом полугодии 2011 года составил 38% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а средний чек покупок — 1800 рублей, как и в целом по России. В свою очередь в «Связном» отмечают, что по итогам первого полугодия 2011 года достигли рекордных показателей работы, в частности, оборот интернет-магазина вырос на 135% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На рынок продолжают выходить и новые участники. Так, в начале сентября свой первый интернет-магазин в Новосибирске открыл «МегаФон». К 2012 году оператор планирует продавать через интернет-магазин 3–4% от общего товара, реализуемого через собственную розничную сеть. Для сравнения: в «Связном» отмечают, что сейчас доля Сибири в общей структуре общероссийских продаж компании составляет порядка 6–7%.

Хотят больше

В целом федеральные участники рынка планируют дальнейшее увеличение доли Сибири в общероссийских продажах, связанное с тем, что Москва и Санкт-Петербург уже достаточно насыщены, и Сибирь в этом отношении находится в приоритете. «В 2009 году доля регионов в общем обороте нашей компании составляла около 28,6%, в 2010-м эта цифра приблизилась к 40%. Исходя из этого, учитывая, что в 2010 году доля СФО в доле регионов OZON.RU составила около 14%, в 2011-м мы ожидаем рост», — поясняет PR-менеджер OZON.RU Мария Назамутдинова.

«По нашим оценкам, рынок интернет-торговли в Сибири имеет больше перспектив, чем в других регионах (не считая Дальнего Востока и севера Урала). Это связано с расстояниями и плотностью населения: в Сибири много небольших городов, где экономически невыгодно строить магазины с широким ассортиментом, и интернет-магазин решает эту проблему. В то же время развитие онлайн-торговли сдерживают недостаточный уровень проникновения Интернета и сложность доставки товара», — рассуждает директор по прямым продажам ГК «Связной» Олег Ряженов.

Однако учитывая, что уровень проникновения Интернета будет постоянно увеличиваться, объемы интернет-торговли будут расти, продолжат развиваться сопутствующие услуги и сервисы, и на рынок будут выходить новые мелкие и крупные игроки. При этом ожидаются увеличение удобства интернет-покупок для клиентов, а также снижение психологического барьера дистанционной торговли и вовлечение в него тех покупателей, кто до сих пор еще не делал заказы в Сети. В результате, по оценкам J’son & Partners Consulting, к 2014 году российский рынок интернет-магазинов и каталожной торговли должен вырасти на 177%.

Вместе с тем, по мнению директора Сибирского филиала «МегаФон Ритейл» Дмитрия Кузьминова, прочно обосноваться на рынке интернет-торговли Сибири смогут только компании с большими объемами оборота продукции и выстроенной системой логистики. «Вероятность появления полностью самостоятельных интернет-магазинов на территории Сибири очень невелика, этот рынок будут постепенно занимать интернет-площадки существующих розничных сетей либо представительства федеральных онлайн-магазинов», — считает Дмитрий Кузьминов. По прогнозам «МегаФона», до 2015 года объем интернет-продаж в Сибири не превысит 10% от общероссийского уровня.

Традиционные торги против электронных

Участники рынка сходятся в том, что несмотря на рост конкуренции на рынке с каждым днем в силу появления новых игроков и новых услуг, говорить о насыщении сравнительно молодого рынка электронной торговли еще очень рано. «По нашим оценкам, конкуренция сильнее в рознице, так как розница является основным каналом продаж, который сформировался в нынешней форме более 10 лет назад», — поясняет Олег Ряженов. С такой позицией согласен и Дмитрий Кузьминов, по наблюдениям которого удельный вес интернет-продаж у крупных сетей пока относительно невысок, поэтому основная конкурентная борьба проходит в сфере «оффлайн-торговли». Получить на этот счет комментарии крупных ритейлеров в лице «Техносилы» и MediaMarkt на момент сдачи номера не удалось.

Вместе с тем участники рынка отмечают, что маржа в «онлайне» несколько ниже «оффлайновой». Так, по данным «Терминал.Ру», если для «оффлайн-ритейла» маржа может составлять 20–30%, то «онлайн-бизнес» не может себе позволить маржу выше 5–15%. «На наш взгляд, нам удалось найти уникальную модель, при которой мы можем позволить себе продавать товар с «онлайновой» маржей, при этом имея все преимущества «оффлайновой» сети — точки продаж, консультации, сервисное обслуживание», — резюмирует Никита Моргось. При этом стоит оговориться, что разные категории товаров имеют свою маржинальность. Так, по словам Марии Назамутдиновой, электроника является низкомаржинальным продуктом, а книги, напротив, высокомаржинальным.

Однако и 20–30% маржи не являются пределом. «У ряда электронных магазинов маржинальность может достигать 40% за счет продажи «серой» техники, официально не предназначенной для продажи на территории России. Например, популярный смартфон у таких продавцов может стоить всего на 1–2 тысячи дешевле по сравнению с розничной сетью», — говорит Дмитрий Кузьминов.

При этом риски, связанные с обращением в интернет-магазин, никто не отменял. Проблема недобросовестных интернет-магазинов пока по-прежнему актуальна. В первую очередь потому, что открыть электронный магазин существенно дешевле, чем реальный. По данным «Студии ЯЛ», базовая стоимость разработки интернет-магазина составляет 70 000 рублей. Таким образом, любой желающий при небольшой сумме инвестиций может создать свой магазин и закупить товары для продажи. Впрочем, чтобы уберечь клиентов от недобросовестных продавцов, уже сейчас на рынке появились организации, которые занимаются аттестацией сайтов, работающих в сфере электронной коммерции, на степень надежности и безопасности и выдают соответствующие сертификаты.

Однако крупные участники рынка уверены, что недобросовестных магазинов отсеет сам рынок. «Уровень конкуренции в интернет-торговле еще недостаточно высок. С одной стороны, на рынке присутствует много и федеральных, и региональных игроков. Но с другой стороны, среди этих участников очень много неполноценных — или компания в Интернете делает просто витрину обычного магазина с соответственно высокими ценами, или же другая крайность — интернет-магазин предлагает низкие цены, но у него нет товара в наличии, ужасный сервис и «серые» товары. На наш взгляд, ни первый, ни второй вариант в долгосрочной перспективе не сможет выжить, но пока рынок недостаточно развит, находится место и для них», — считает Никита Моргось.

Таким образом, в будущем основная конкуренция между интернет-магазинами будет происходить в сфере сервиса и дополнительных услуг, предлагаемых интернет-площадок, а предпосылок к демпингу пока не намечается.

Популярные товары

Своей основной целевой аудиторией интернет-магазины считают молодежь и занятых людей, которым некогда ходить по магазинам. Таким образом, электронные магазины делают упор на экономии времени и денег, удобстве получения товара и возможности заполучить редкий товар, отсутствующий в рознице.

Как правило, у любого интернет-магазина есть своя ниша. Предлагать абсолютно любые товары на высококонкурентном рынке может оказаться рискованным, поэтому любая компания старается концентрироваться на какой-то нише. Например, в Новосибирске есть интернет-магазины, которые специализируются исключительно на парфюмерии, ряд игроков продает цифровую технику, и конечно, есть книжные интернет-магазины.

По данным J’son & Partners Consulting, наибольшим спросом при покупках через Интернет пользуется мелкая электроника, на которую приходится 19% продаж в денежном выражении. В «Терминале.Ру» и «Связном» «КС» отметили, что наибольшим спросом у них пользуются телефоны, ноутбуки, фотоаппараты. А по данным крупнейшего интернет-магазина OZON.RU, первое место по продажам занимают книги (36% по итогам первого полугодия 2011 года), второе — электроника (30% по итогам первого полугодия). При этом жители Новосибирска чаще всего покупают книги и ежедневник Глеба Архангельского. Среди бестселлеров в компании также называют книги «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, «После трех уже поздно» Масару Ибука, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер и Элейн Мазлиш, а также ряд книг с кулинарными рецептами и системами по снижению веса. Исходя из этих предпочтений корреспондент «КС» сделал вывод, что покупателями книг на OZON чаще всего являются молодые матери и иногда деловые люди и молодые карьеристы. Но возможно, эти выводы слишком поверхностны.

В целом участники рынка отмечают, что предпочтения клиентов интернет-магазина и розницы совпадают, однако при этом в рознице продается больше сопутствующих товаров — аксессуаров, флэшек, батареек и аккумуляторов. При этом, по словам Никиты Моргось, в отличие от традиционной розницы в электронных магазинах неплохо идут «нераскрученные» бренды с хорошим сочетанием цены и качества. Тем не менее лидируют, конечно, те бренды, чья линейка представлена сразу несколькими товарными категориями, например, Samsung, LG, Bosch или Apple.

Интернет-магазины отмечают, что на сегодня порядка 80% заказов оплачиваются наличными при получении и лишь около 10% заказов — банковскими картами. Такой результат вполне предсказуем, так как многие люди по-прежнему опасаются интернет-покупок.

В заключение стоит отметить, что стабильный уровень продаж интернет-магазину может обеспечить наличие крупных корпоративных клиентов. В том же OZON.RU число зарегистрированных юрлиц составляет более 50 000, а в «Терминале.Ру», напротив, говорят, что ориентированы на сегмент B2C и корпоративных клиентов «еще не окучивали».



Comments are closed.

Так же в номере