Главная » Компании » Сергей Локтев: "Инвестируем - значит, развиваемся"

Сергей Локтев: «Инвестируем — значит, развиваемся»

6 марта в Барнауле открылся первый в крае и один из крупнейших в Сибири торгово-развлекательный комплекс «CITY-Центр». Его строительство осуществил ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» (БПЗ), которое в последние годы явилось автором сразу нескольких успешных городских проектов. О том, как они развиваются, и инвестиционных планах БПЗ СВЕТЛАНЕ ЧИСТЯКОВОЙ рассказал генеральный директор предприятия СЕРГЕЙ ЛОКТЕВ.

Генеральный директор ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» Сергей Локтев

— Чем открывшийся «CITY-Центр» будет принципиально отличаться от большого числа торговых центров, которые есть в Барнауле?

— Этот проект мы начали реализовывать два года назад, когда приобрели недостроенное здание ЦУМа, возведение которого началось еще в 1986 году. Объект в течение многих лет был заброшен и перепродавался из рук в руки. В 2002 году его купил наш завод и продолжил строительство, кардинально изменив концепцию и архитектурный облик сооружения. Объем инвестиций составил 390 млн руб. Сегодняшний «CITY-Центр» — это 18,5 тысячи квадратных метров площадей на пяти этажах. Мы старались сделать его таким, чтобы он стал украшением города с точки зрения архитектуры, дизайнерских решений. Внутри мы также использовали достаточно дорогие отделочные материалы с тем, чтобы здание отвечало самым взыскательным требованиям арендаторов и посетителей. В нем смонтированы три современные противопожарные системы, а также системы вентиляции, кондиционирования, оповещения и видеонаблюдения. На аварийную ситуацию, кроме основного электропитания, предусмотрено резервное электроснабжение.

Для перемещения покупателей между этажами имеется шесть эскалаторов немецкой фирмы OTIS и четыре пассажирских лифта, один из которых для инвалидов в колясках. В помещении продуктового супермаркета на первом этаже, а также в цокольной части здания для хранения скоропортящихся продуктов предусмотрены холодильные камеры и технологическое оборудование с разными температурными режимами. Для разгрузки привозимых товаров имеются специальные площадки, а для доставки на этажи — четыре грузовых лифта.

Центр имеет удобные подъездные пути, доступен для всех видов городского, пассажирского и грузового транспорта. Для личных автомобилей предусмотрена парковка на 120 автомашин, а также трехуровневая стоянка на 90 автомобилей.

Многофункциональный, один из крупнейших в Сибири торгово-развлекательный центр «CITY-Центр». Фото Александра ЦЫГАНОВА

На первом этаже «CITY-Центра» расположился продуктовый супермаркет. На втором, третьем и четвертом этажах будут представлены все основные группы товаров — от одежды до сувениров и фармации, а также сфера услуг: химчистка, банковские услуги, покупка авиабилетов, парикмахерская.

На пятом этаже центра, который будет введен в эксплуатацию в июле текущего года, расположится фуд-корт площадью около 600 кв. м на 300 посадочных мест, совмещенный с детскими игровыми площадками. Мы уже заключили договоры с достаточно известными зарубежными операторами общественного питания. Здесь же расположится наш фирменный ресторан «Ворсин».

Заключая договоры с партнерами, мы ориентировались на покупателей, относящихся к среднему классу.

В целом надо отметить, что при строительстве «CITY-Центра» мы встретили серьезную заинтересованность со стороны мэрии Барнаула, что существенно облегчило нам работу. В результате наших усилий получился один из крупнейших в Сибири многофункциональный торгово-развлекательный центр. Он расположен на красной линии краевой столицы и отвечает самым современным требованиям для такого рода сооружений.

— По оценкам экспертов, на сегодняшний день в Барнауле, особенно в центре города, предложение торговых площадей превышает спрос. Не испытываете ли вы сложности с наличием арендаторов?

— Нет, таких проблем не было. Мы вели договорную кампанию на конкурсной основе, и на каждое торговое место в среднем было три претендента. В настоящее время все площади заняты, правда, несколько арендаторов из-за задержек с поставкой торгового оборудования не успели к открытию его смонтировать.

Мы готовы конкурировать с другими крупными торговыми центрами и с этой целью намереваемся очень чутко следить за всеми изменениями в торговом бизнесе, постоянно искать что-то новое, реконструировать, с тем, чтобы быть интересными нашим партнерам и покупателям. Кстати, в центре будут расположены не только местные компании, но и московские, представляющие известные зарубежные брэнды.

— И все же, БПЗ — это прежде всего крупнейший в Сибири производитель пива, который знают по торговой марке «Ворсин». Чего удалось достигнуть в 2004 году и каковы ближайшие планы?

— 2004 год завод сработал на своих проектных возможностях 7,5 млн декалитров, но эффективнее, чем в 2003 году. Прибыль выросла на 10% и составила 210 млн руб. Проведена реконструкция некоторых цехов, направленная на повышение качества продукции. Инвестиции в пивоваренное производство составили 75 млн руб. Параллельно мы производили реконструкцию ликероводочного производства и увеличили мощности в два раза. Теперь годовой объем составит около 550 тысяч декалитров. В свое время мы приняли правильное решение, спроецировав свой популярный пивной брэнд «Ворсин» на ликероводочную продукцию. Наши крепкие брэнды «Ворсин» и «Платина» в ноябре 2004 года прошли тестирование по американской системе качества и заняли 13-е место среди почти 90 российских производителей. Это дало нам право поставлять продукцию на американский рынок. В настоящее время ведется проработка путей выхода на рынок Германии.

— Насколько прочные позиции занимает в настоящее время БПЗ на сибирском региональном рынке пива?

— Мы поставляем пиво в Новосибирскую, Кемеровскую, Иркутскую, Омскую, Томскую области и в Красноярский край. Но своей основной нишей мы считаем все-таки Алтайский край, где реализуется около 85% продукции. Столь невысокий вывоз пива объясняется тем, что даже у себя в крае мы не в полной мере обеспечиваем имеющийся спрос. Я всегда являлся сторонником того, что и нам, и другим алтайским производителям пива в приоритетном порядке правильнее удовлетворять именно местный спрос, с тем, чтобы доля ввозимого в край пива из-за пределов региона была как можно меньше. Приход в край других производителей вымывает ресурсы и денежные потоки, обедняя тем самым бюджеты.

В настоящее время нами уже подготовлен бизнес-план по увеличению объемов производства пива в два раза — до 15 млн декалитров. Стоимость проекта оценена в $30 млн, время реализации — два года. Однако в связи с последними шагами властей у нас возникли сомнения в том, стоит ли приступать к его воплощению. Я имею в виду не те ограничения, которые были введены на рекламу пива и его употребление, а организованную в прессе шумиху, с помощью которой продвигалась мысль о том, что пиво — это вредный для здоровья напиток. Это необъективная информация, и у тех, кто ее распространял, не было намерений позаботиться о здоровье населения. Это чистой воды лоббирование интересов определенных кругов. Ведь если это носит характер антиалкогольной кампании, то странно, что ничего не говорилось, например, о слабоалкогольных коктейлях, которые продаются в значительных объемах и по крепости превышают пиво в два раза. Согласитесь, здесь нет логики. К тому же надо отчетливо понимать, что нельзя сделать общество идеальным только за счет введения различных ограничений.

— Вы почувствовали реальные негативные последствия антипивной кампании на объемах продаж?

— Определенный эффект, несомненно, есть. Цифры января-февраля на всех российских предприятиях свидетельствуют о некотором снижении объемов производства с той лишь разницей, что в европейской части России оно меньше, чем, например, в Сибири. Ближайшие месяц-два покажут, насколько это серьезная и устойчивая тенденция. Многие пивоваренные заводы заняли выжидающую позицию, пытаясь понять, получит ли антипивная кампания продолжение и стоит ли расширять производство. Мы также пока отложили реализацию инвестиционного проекта, ведь вкладывать $30 млн при неопределенной политике, проводимой государством в последнее время в пивоваренной отрасли, — это существенный риск.

Продолжая развивать пивоваренное направление, мы приступили к работе по расширению ликероводочного производства и вкладываем в него достаточно существенные финансовые ресурсы. При этом перечисления в бюджеты различных уровней в виде налогов только с этих двух направлений в 2004 году составили 548 млн руб. Наш завод входит в тройку самых крупных налогоплательщиков края, и мы с пониманием относимся к тому, что, учитывая низкий уровень жизни в стране, государство обкладывает более рентабельные отрасли повышенными налогами. Но действовать такими запрещенными методами, как распространение неадекватной информации в СМИ, — это по меньшей мере недальновидно.

— Как вы понимаете, очень популярное сегодня определение — социально ответственный бизнес?

— Если коротко, это конкретные дела, приносящие пользу людям. В социальной сфере мы развиваем три направления — духовную благодетель, социальную защищенность наших работников и развитие детского спорта. В 2004 году мы достроили церковь в Белокурихе. Все сотрудники предприятия получают бесплатные обеды, дети заводчан отдыхают в оздоровительных летних лагерях. У БПЗ есть одноименный детский спортивный клуб, где занимаются сто ребятишек из неблагополучных районов Барнаула. Мы также поддерживаем федерацию тхэквандо. Этим олимпийским видом спорта занимаются более 600 детей разного возраста. В 2004 году на Алтае провели первенство страны по юниорам, в котором приняли участие 550 спортсменов, разворачиваем и ряд других социальных программ.

— В последние годы БПЗ активно диверсифицировал бизнес. Оправдывает ли себя такая стратегия?

— Стратегия диверсификации разрабатывалась в течение ряда лет с привлечением ведущих ученых СО РАН, НГУ, АлтГУ. Эти стратегии были теоретически обоснованы и подтверждены на практике ОАО «Барнаульский пивоваренный завод». Да, мы убедились, что диверсификация помогает сделать бизнес более устойчивым. Ограничения по пивной тематике были скомпенсированы динамичным развитием других направлений. Например, в апреле 2004 года на площадях завода резинотехнических изделий начал работу Toyota Center, где осуществляются продажи авто и сервисное обслуживание. Этот проект будет расширяться, мы планируем дополнительно устанавливать диагностическое сервисное оборудование, автомойки и все, что требуется для такого рода центра.

Темы для вложения инвестиций выбираются нами на основании мониторинга рынка. Для нас важна новизна проекта и окупаемость примерно за 3,5-5 лет. Пока наши прогнозы себя оправдывают.

На правах рекламы

Светлана ЧИСТЯКОВА


Comments are closed.

Так же в номере