Главная » Спецвыпуск » Андрей Мартиросов: "Маршрутная сеть - самое серьезное достижение UTair"

Андрей Мартиросов: «Маршрутная сеть — самое серьезное достижение UTair»

Прошедший год стал знаковым для авиакомпании UTair. Несмотря на разразившийся в прошлом году топливный кризис в авиационной отрасли, авиакомпания смогла продемонстрировать рост показателей своей деятельности, выйти на новые для себя рынки и закрепиться на них. Планы на 2005 год у авиакомпании не менее амбициозны. На состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции гендиректор авиакомпании UTair АНДРЕЙ МАРТИРОСОВ подвел итоги 2004 года и поделился планами развития компании в наступившем году.

ОАО «Авиакомпания UTair» входит в пятерку ведущих российских авиакомпаний (в 2004 году перевезено 1,47 млн пассажиров). Компания владеет и управляет пятью аэропортами, в том числе одним аэропортом федерального значения в городе Ноябрьске, четырьмя аэропортами регионального значения в поселках Березово, Игриме (Ханты-Мансийский АО), Мысе Каменном, Тазовском (Ямало-Ненецкий АО). Для обеспечения полетов малой авиации авиакомпанией эксплуатируется около сорока приписных аэродромов, вертодромов и посадочных площадок в Тюменском регионе. Чартерные пассажирские и VIP-перевозки по России и СНГ авиАкомпания выполняет на самолетах Ту-154М, Ту-154Б, Ту-134, Як-40, Ан-24; грузовые перевозки — на самолете Ан-26.

— Андрей Зарменович, с какими итогами авиакомпания UTair завершила 2004 год?

— Только за последний месяц прошлого года мы смогли увеличить количество наших пассажиров на 40,5% — до 122,6 тыс. человек. В целом за прошлый год воздушные суда UTair перевезли 1,7 млн пассажиров (более 1,5 млн человек перевезено самолетами парка), что выше показателей 2003 года на 14%. Пассажирооборот компании по сравнению с 2003 годом вырос на 14,2% (до 2,468 млрд пкм). На мой взгляд, равномерный рост этих показателей свидетельствует о сбалансированном развитии среднемагистральных, ближнемагистральных и внутрирегиональных авиаперевозок.

Что касается показателей работы вертолетного парка, то на фоне незначительного снижения общего налета (на 1,7%) заметно возрос налет на тяжелых вертолетах (на 5%). Вертолеты UTair в прошлом году провели в воздухе 45,1 тыс. летных часов.

— Расскажите о развитии маршрутной сети компании в прошлом году.

Вертолет Ми-26

— Прошедший год оказался сложным для всех авиаперевозчиков. Ситуация, которая сложилась в связи с беспрецедентным ростом цен на авиакеросин, не могла не отразиться на мировой индустрии пассажирских авиаперевозок. Особенно остро эта проблема отразилась на деятельности российских авиакомпаний, основной авиапарк которых состоит из воздушных судов советского производства, не отличающихся (как самолеты зарубежного производства) высокой топливной эффективностью. Для нашей авиакомпании топливный кризис оказался вдвойне актуален, так как именно на 2004 год пришлась фаза активного развития маршрутной сети UTair. Мы ввели 12 новых маршрутов (9 из них — из московского аэропорта Внуково). Это рейсы, которые связывают Москву с крупными областными и республиканскими центрами, рейсы в города центральной части России на небольших самолетах Ан-24. Очевидно, что в период открытия новых рейсов стартовые издержки авиакомпаний очень высоки. Однако нам удалось преодолеть возникшие трудности, успешно выйти на новые рынки и закрепиться на них. Работа по открытию новых маршрутов будет продолжена нами в 2005 году.

— Что послужило причиной активного выхода компании на новые рынки?

— Основной причиной для введения этих рейсов стало стремление компании минимизировать свои бизнес-риски, которые выражаются, например, в сезонности авиаперевозок. Авиакомпании нужно весь год поддерживать свой авиапарк в высокой степени летной готовности, чтобы в течение трех месяцев в году иметь возможность увеличить объемы перевозок на 40-50%.

Особенностью работы UTair являются и авиаперевозки в регионах, где, согласно действующему законодательству, населению предоставляются серьезные транспортные льготы. Например, такая ситуация регулярно складывается в районах Крайнего Севера, где работодатель обязан оплачивать раз в два года перелет работников к местам проведения отпусков. Эти обстоятельства серьезно влияли на показатели нашего пассажиропотока. С недавнего времени закон, предписывающий предоставление таких льгот, был отменен. Мы предусмотрели эту ситуацию и, чтобы минимизировать бизнес-риски, приняли решение выйти на новые для нас рынки. Все рейсы, которые мы открыли в 2004 году (и будем осваивать в 2005 году), находятся вне рискованной для нас зоны отмены транспортных льгот для специалистов, работающих в условиях Крайнего Севера.

Самолет авиакомпании UTair Ту-154

— Каковы планы компании по развитию маршрутной сети в Сибирском регионе в 2005 году?

— Маршрутная сеть, которую мы ежегодно развиваем, является самым серьезным достижением и потенциалом компании. Ожидается, что в 2005 году количество наших новых маршрутов увеличится на 17 и составит 136 направлений. Планируется также открытие новых 18 рейсов (10 маршрутов и 2 рейса будут введены из московского авиаузла). В прошлом году мы открыли из Новосибирска новый рейс в Бишкек. Сегодня успешно конкурируем на этом направлении с авиакомпанией «Сибирь». Однако в ближайшее время открывать какие-либо новые рейсы из городов Сибирского региона мы не планируем.

— Каких показателей авиакомпания планирует достичь в 2005 году?

— Мы стремимся увеличить показатель налета наших воздушных судов на 33,6% (то есть налетать на самолетах 94 тыс. летных часов). Впервые в нашем бизнес-плане появилась строка налета на новых самолетах ATR-42 (сейчас запланировано более 2 тыс. летных часов). Эксплуатация этих судов позволит постепенно заместить воздушные суда Ан-24 и Як-40.

Наши планы по перевозке пассажиров на самолетах достаточно амбициозны — мы ожидаем прироста на 30,4%. Рост чартерных перевозок планируется на уровне 5%. Одним из наших перспективных направлений являются VIP-перевозки, для которых у нас оборудованы специальные самолеты и вертолеты. Развитие этого вида авиауслуг будет продолжено и в 2005 году.

Для реализации наших планов мы намерены активно эксплуатировать различные типы воздушных судов: 15 самолетов Ту-154, 25 — Ту-134, 8 — Як-40, 12 — Ан-24 и 5 — ATR-42. Всего 65 воздушных судов.

— Одно из основных направлений деятельности UTair — вертолетные перевозки. На ваш взгляд, насколько сегодня это перспективный вид авиабизнеса в России?

— К сожалению, сегодня могу констатировать фазу глубочайшего вертолетного кризиса в России. Свидетельством упадка этой отрасли является сокращение геологоразведочных работ (основная сфера эксплуатации вертолетных услуг). Конечно, сегодня правительство обеспокоено возникшей ситуацией, однако реальных шагов по решению этой проблемы пока не наблюдается. Радует в этой ситуации только то, что хуже уже быть не может, а за возникшим упадком последует фаза роста отрасли геологической разведки и, следовательно, развития вертолетного строительства. Однако, не надеясь на скорое наступление вертолетного бума, руководство UTair приняло ряд решений, направленных на диверсификацию вертолетных рисков. В итоге это позволило нам стать одним из крупнейших в России и в мире операторов вертолетной техники. В основном мы выполняем работы на тяжелых вертолетах (например, Ми-26, Ми-8МТВ). Сегодня мы являемся поставщиками услуг для ООН, работаем с такими межправительственными организациями, как союзом африканских государств в Судане, развиваем свою работу в ЮАР, где полностью завершена сертификация компании UTair-South Africa. Наша задача на перспективу — создание сети дочерних вертолетных компаний по всему миру. Для этого необходимо появление новой вертолетной техники в компании и новой структуры управления. Решением этих вопросов мы намерены заняться в ближайшее время.

— Что сегодня делает руководство авиакомпании UTair для обновления авиапарка?

— Неделю назад мы подписали протокол с американской авиакомпанией Continental Airlines о покупке пяти самолетов ATR-42-300. Выбор Continental Airlines продиктован прежде всего тем, что ее предложение оказалось более интересным с точки зрения экономики для нашей компании.

— В июле прошлого года представители компании UTair заявляли о заинтересованности авиакомпании в приобретении 20 самолетов типа RRJ (проект создания этих самолетов реализует ОКБ «Сухого» ). Чем обусловлен интерес компании к проекту RRJ?

— Нам интересен это проект как один из наиболее реальных, которые сегодня может предложить отечественный авиапром. Это понятный нам бизнес-продукт. Однако говорить о каких-либо сроках заключения твердого договора с компанией «Сухой» я пока не могу.

— Какие финансовые результаты работы компании вы ожидаете в 2004-м и 2005 годах?

-В 2004 году мы ожидали прибыль на уровне 200 млн руб., однако с ростом цен на керосин мы корректировали наши планы и сегодня рассчитываем получить незначительную чистую прибыль — не выше уровня прошлого года (около 50 млн руб.). Выручка составит около 8 млрд руб. Планируется, что доходы авиакомпании в 2005 году составят порядка 12 млрд руб. от всех видов деятельности, а прибыль ожидаем на уровне 487 млн руб.

www.utair.ru

На правах рекламы

Оксана СНИЦАРЬ


Comments are closed.

Так же в номере