Главная » Спецвыпуск » Авиамоду диктуют семьи

Авиамоду диктуют семьи

Семейному тандему из авиакомпании «Сибирь» — Наталии и Владиславу Филевым — удалось сохранить первое место в рейтинге авиаторов с «сибирской» пропиской по итогам 2004 года. Братья Абрамовичи — Борис и Александр, несмотря на более высокие темпы роста перевозок руководимой ими компании «КрасЭйр», пока не могут опередить новосибирцев. Гонка за лидером продолжится в 2005 году.

По данным Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушным транспортом Минтранса РФ, в 2004 году сибирские авиакомпании перевезли 6567,2 тыс. пассажиров (рост по сравнению с 2003 годом составил 15,4%). Пассажирооборот составил 16 908 млн пкм (рост на 14,2%), объемы перевозок почты и грузов сократились на 10,5% по сравнению с 2003 годом и составили 59 582 тонн.

Авиакомпании «Сибирь» сохраняет лидерство на cибирском авиарынке. На фото -генеральный директор авиакомпании «Сибирь» Владислав Филев (справа) и генеральный директор НАПО им. Чкалова Александр Бобрышев. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Прошлый год доказал, что российские авиакомпании оказались куда более стойкими к природным и экономическим катаклизмам, чем предполагали специалисты. Так, ранее в интервью «КС» руководитель Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушным транспортом Минтранса РФ Владимир Тасун высказывал опасения, что рост цен на топливо приведет к резкому росту стоимости авиабилетов и, как следствие, снижению пассажиропотока. Однако топливные сборы авиакомпаний из-за высокого уровня конкуренции на авиарынке не превысили 5-10%.

В сложившихся на рынке условиях основной причиной, которая обеспечила рост пассажирооборота в 2004 году, авиакомпании называют активное развитие маршрутных сетей.

Как и в 2003 году, лидирующие позиции среди авиакомпаний Сибирского региона сохранила за собой «Сибирь» — в 2004 году она перевезла 3,75 млн пассажиров (рост 10,3% по сравнению с 2003 годом). Как пояснили «КС» в пресс-службе компании, достичь этих показателей удалось за счет открытия около 30 регулярных рейсов по всей России. Кроме того, по словам Владимира Тасуна, на сегодняшний день «Сибирь» выполняет более 90% от всех перевозок на территории Западной Сибири.

Второе место среди сибирских авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров занимает «КрасЭйр» — в прошлом году ей удалось перевезти около 2 млн человек (в основном благодаря серьезному расширению чартерной программы из Москвы). Рост пассажирооборота компании по сравнению с 2003 годом составил 36,7%. Это самый высокий показатель темпов роста пассажирооборота среди пятерки крупнейших авиакомпаний России: «Аэрофлот» (перевез в 2004 году 6,9 млн пассажиров), «Сибирь», «Пулково» (2,7 млн пассажиров), UTair (около 1,8 млн пассажиров).

Со значительным отрывом от лидеров третье место по количеству перевезенных пассажиров среди сибирских компаний в 2004 году заняла еще одна красноярская компания — «Сибавиатранс» (осуществляет региональные авиаперевозки). Ранее эту компанию возглавлял Александр Абрамович (брат гендиректора авиакомпании «КрасЭйр» Бориса Абрамовича). В 2004 году она перевезла 200 тыс. пассажиров (рост пассажиропотока на 10% по сравнению с 2003 годом). По словам нынешнего директора компании Евгения Гринькина, эти результаты стали возможны благодаря открытию новых регулярных рейсов авиакомпании из городов Сибири (только из Новосибирска в прошлом году компания начала полеты в Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Уфу, Норильск, Новый Уренгой и Красноярск).

Таким образом, в рейтинге сибирских авиакомпаний красноярские авиаторы потеснили на четвертое место «Омскавиа», которая, как и «КрасЭйр», сделала ставку на чартерные перевозки. Всего в 2004 году «Омскавиа» перевезла 154 894 человека (рост на 45% по сравнению с 2003 годом). Как рассказал «КС» ведущий специалист по рекламной и информационной политике «Омскавиа» Евгений Белкин, увеличить пассажирооборот удалось за счет сотрудничества компании с турфирмами Омска, Москвы и Санкт-Петербурга, что привело к расширению чартерной программы. Рост количества пассажиров на международных чартерных линиях составил 62,7%, на внутренних регулярных рейсах — 39%.

Немногим меньше омской компании перевез пассажиров региональный авиаперевозчик «Томскавиа» — 153,7 тыс. человек (в 2003 году — 157,7 тыс. пассажиров), сохранив показатели на уровне прошлого года.

Однако сложившаяся в 2004 году расстановка сил среди сибирских авиакомпаний может измениться в 2005 году. «Сибирь» еще в прошлом году замедлила темпы роста пассажирооборота (в 2003 году он составлял 20,7%, а в 2004 году — 6,7%). Кроме этого, снизились показатели занятости кресел (на 5,8% по сравнению с 2003 годом) и коммерческая загрузка (на 6,6%). Как пояснил «КС» менеджер по связям с общественностью авиакомпании «Сибирь» Евгений Филянин, «в начале года планировалось, что объемные показатели будут несколько выше. Однако уже в течение года подход к структуре рейсов авиакомпании был серьезно пересмотрен. В частности, значительно сократилась московская чартерная программа. Сверхвысокий уровень конкуренции на чартерном рынке делает этот сегмент рынка малопривлекательным. Повышение цен на топливо еще более снизило доходность рейсов. В то же время компания сконцентрировалась на развитии сетей регулярных маршрутов. Резкий рост издержек из-за увеличения цен на топливо привел к тому, что некоторые сезонные рейсы в наступающем году окажутся нерентабельными из-за высоких тарифов».

По словам Евгения Филянина, отказ от ряда низкорентабельных программ продолжится в 2005 году — например, из-за роста эксплуатационных расходов в 2004 году. Будут отменены рейсы из Барнаула и Кемерова в Германию. «Вместо этого мы готовы предложить более удобные и дешевые ежедневные рейсы во Франкфурт, Ганновер и Дюссельдорф через Москву», — говорит Евгений Филянин.

В то же время амбициозные планы по усилению своих позиций на авиарынке в наступившем году вынашивает авиакомпания «КрасЭйр». Как заявлял на одном из своих выступлений гендиректор компании Борис Абрамович, альянс Air Bridge, созданный «КрасЭйр» (туда также вошли «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Самара», «Сибавиатранс» и «Омскавиа»), в 2005 году планирует перевезти более 5 млн пассажиров. В 2004 году, если учитывать результаты деятельности всех участников альянса, Air Bridge перевез около 3,5 млн пассажиров. Однако сообщить о количестве пассажиров, которых планирует перевезти в 2005 году собственно «КрасЭйр», как и о том, удастся ли еще на шаг приблизиться к «Сибири», в пресс-службе авиакомпании отказались.

Как считает аналитик инвесткомпании «АТОН» Алексей Языков, сегодня позиции всех участников альянса не слишком сильны, «но, объединив авиапарки и маршрутные сети, эти компании могут составить серьезную конкуренцию таким лидерам рынка, как «Сибирь» или «Пулково».

Аналитики сомневаются в реальности планов, заявленных участниками альянса Air Bridge на 2005 год. По оценкам руководителя аналитического отдела инвесткомпании «Проспект» Натальи Одинцовой, достичь этих показателей в указанные сроки практически невозможно. А по словам руководителя Западно-Сибирского ОМТУ воздушного транспорта Минтранса РФ Владимира Тасуна, еще одной проблемой для учета работы альянса может стать отсутствие нормативно-правовой базы для функционирования подобных структур на российском авиарынке. Впрочем, чиновник не исключает, что уже весной этого года будет создана временная правовая база для существования подобных альянсов.

Между тем ряд специалистов авиабизнеса уверен, что авиационный альянс — преамбула обычного слияния авиакомпаний, которая приведет к созданию единого крупного авиаперевозчика. По мнению руководителя центра по связям с общественностью компании «Аэрофлот» Льва Кошлякова, «в случае с Air Bridge мы имеем дело скорее не с альянсом, а с поглощением ряда авиакомпаний более мощным участником рынка».

Так же считает и Владимир Тасун: «Не исключаю, что в дальнейшем «КрасЭйр» придет к той схеме, по которой укрупняется авиакомпания «Сибирь», — приобретение контрольных пакетов участников авиакомпаний: эффективно управлять компанией на основе одних договоренностей невозможно». Сегодня акционеры «КрасЭйр» уже являются владельцами блокирующего пакета «Домодедовских авиалиний». Информацию о покупке пакетов других участников альянса в авиакомпании не комментируют.

Фактором, который может повлиять на сокращение объемов пассажиропотока местных авиапредприятий, является экспансия на сибирский рынок авиаперевозчиков из других регионов. По информации Западно-Сибирского управления воздушным транспортом, о своем желании работать на кемеровском авиарынке в 2005 году заявили московская авиакомпания «Вим-Авиа» и «Уральские авиалинии». Предполагается, что они будут возить пассажиров из Кемерова и Новокузнецка не только в Москву, но и на юг России. В Братске «Вим-Авиа» (структура, приближенная к инвестиционной группе «Центр-Капитал») уже потеснила авиакомпанию «Сибирь». Сегодня на этом маршруте по код-шеринговому соглашению с авиакомпанией «Сибирь» работает Boeing-757-200 «Вим-Авиа».

По мнению Натальи Одинцовой, «в ситуации агрессивной конкуренции снижение темпов авиаперевозок, проблемы авиаперевозчиков (устаревший авиапарк, рост топливных расходов и проч.) становятся очевидны и играют решающую роль в конкурентной борьбе».

Пятерка лидеров среди сибирских авиакомпаний
в 2004 году по количеству перевезенных пассажиров

Авиакомпании Перевезено пассажиров, 2004 год, чел. % к прошлому году
«Сибирь» 3 736 748 110,0
«КрасЭйр» 1 975 780 136,7
«Сибавиатранс» 200 000 110,0
«Омскавиа» 154 894 145,9
«Томскавиа» 153 757 97,5
Отправка пассажиров и грузов из аэропортов
Западной Сибири в 2004 году

Наименование Пассажиры
(тыс. чел.)
% к прошлому году Грузы (тонны) % к прошлому году
Барнаул 109,3 123 283 123
Бийск 4,9 81 0 0
Кемерово 83,7 138 305 130
Новокузнецк 70,4 118 112 78
Новосибирск (Северный) 33,8 102 530 74
Новосибирск (Толмачево) 716,4 112 7100 101
Омск 241 107 960 64
Томск 295 95 5400 55

Данные предоставлены ЗСУВТ Минтранса РФ
Ожидаемые финансовые показатели

Показатели
(2003 год/2004 год)
Западно-Сибирское ОМТУ Красноярское МТУ Восточно-Сибирское МТУ
Доходы (млн руб.) 15 109 19 000 9980 11 700 1914 1840
Прибыль/убыток (млн руб.) 94 -800 -408 -350 -347 -120

По данным ЗСУВТ Минтранса РФ
Показатели деятельности авиапредприятий
по СФО в 2004 году

Показатели Западно-Сибирское
ОМТУ
% к прошлому
году
Красноярское
МТУ
% к прошлому
году
Восточно-Сибирское
МТУ
% к прошлому
году
Перевезено пассажиров (тыс. чел.) 4112 110 2250 129 205 89
Отправлено пассажиров из аэропортов (тыс. чел.) 1554 109 1017 102 615 110

По данным ЗСУВТ Минтранса РФ

Оксана СНИЦАРЬ


Comments are closed.

Так же в номере