Главная » Экономика » Необычный бюджет Алтая

Необычный бюджет Алтая

Представленный 5 октября в Барнауле на суд журналистов проект бюджета Алтайского края на 2012 год и на плановый период 2013-го и 2014 годов губернатор региона Александр Карлин охарактеризовал как… необычный. Такой вывод сделан потому, что в его обсуждении приняли активное участие самые широкие слои населения Алтая. Именно поэтому о бюджете будущего года говорят как о «народном»

Доходы консолидированного бюджета Алтайского края прогнозируются на 2012 год в объеме 66,555 млрд руб. (103% к первоначальному плану 2011 года). Удельный вес собственных средств в них составит 68% (в 2005 году — 47%). Удельный вес финансовой помощи — 32% (в 2005-м — 53%). Доходы краевого бюджета на 2012 год прогнозируются в размере 52,815 млрд руб. (рост на 6% к 2011 году), в 2013-м — 55,586 млрд и в 2014-м — 56,665 млрд. Расходы — 57,454 млрд руб. (114% к 2011 году), в 2013–м — 57,347 млрд руб. и в 2014-м — 59,058 млрд руб. Дефицит — 4,639 млрд руб., на 2013 год — 1,761 млрд руб. и на 2014 год — 2,394 млрд руб. Собственные доходы краевого бюджета на 2012 год прогнозируются в объеме 31,265 млрд руб. (116% к первоначальному плану краевого бюджета на 2011 год).

Пожелания у народа конкретные и реалистичные

Проект краевого бюджета на предстоящую трехлетку губернатор Алтайского края Александр Карлин назвал необычным. С одной стороны, соблюдены все процедуры, которые предусмотрены и федеральным, и региональным законодательством об организации бюджетного процесса. Это и подключение экспертного сообщества, и проработки в депутатском корпусе проблемных аспектов подготовки бюджета. В то же время проведены широкие общественные слушания о формировании народной программы развития региона на ближайшие несколько лет. «Сегодня не только профессионалы, но и широкий круг граждан начинает понимать, что многие значимые проблемы, которые стоят перед регионом, могут быть успешно решены при соответствующем ресурсном и в первую очередь финансовом обеспечении», — заявил губернатор. И значительная доля тяжести ресурсной обеспеченности лежит на консолидированном бюджете региона, включающего в себя бюджеты как края, так и муниципалитетов районного и городского уровней.

Что же касается пожеланий граждан, то, по словам главы региона, они ждут от бюджета увеличения финансирования и более эффективного использования средств, направляемых в социальную сферу: на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта. Услуги в этих областях должны трансформироваться в более качественные и востребованные населением. Большинство пожеланий были не так глобальны, но достаточно реалистичны и предельно конкретны: сохранение и развитие социальной сферы, повышение зарплат, проведение ремонтов, реконструкций, оснащение оборудованием и так далее.

Формируя таким образом проект «народного» бюджета, краевые власти руководствовались тремя базовыми установками. Во-первых, это создание условий для устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе как основы для повышения уровня жизни населения и увеличения бюджетных расходов. Во-вторых, реализация программно-целевого принципа формирования краевого и местного бюджетов. Этот принцип является базовым для политики федеральных властей. Краевые власти в свою очередь должны встраиваться в федеральные контексты. Возможностей претендовать на получение средств из федерального бюджета по старой схеме становится все меньше, и все надежды должны быть связаны именно с включением в федеральные программы. И наконец, в-третьих, это сохранение бюджетных расходов в части безусловного исполнения социальных обязательств. «Бюджет был и остается социальным. Это сознательный выбор краевых властей, продиктованный необходимостью вести более внятную, понятную людям социальную политику в регионе», — подтвердил губернатор.

Основные тенденции сохраняются

Что же касается основных характеристик проекта бюджета на предстоящую трехлетку, то они в целом в русле доминирующих тенденций, характеризующих основные параметры бюджета начиная с 2005 года, когда Александр Карлин пришел к власти в регионе.

Так, знаковой тенденцией является то, что в структуре доходов консолидированного бюджета края за 2005–2014 годы прослеживается очень четкая динамика роста собственных доходов и, соответственно, уменьшения безвозмездных поступлений (диаграмма № 1). «Обозначив этот приоритет, мы были последовательны и обязательны», — подчеркнул Александр Карлин. Отвечая на вопрос, а не станет ли Алтайский край через несколько лет при таких темпах регионом-донором, губернатор подчеркнул, что понимает термин «донор» несколько шире, чем он обычно трактуется: «На самом деле мы на протяжении нескольких лет являемся признанными продовольственными донорами, и с каждым годом укрепляем эти позиции. Мы продовольственные доноры, и это почетное звание», — констатировал губернатор.

Однако в общем и целом, продолжил он, ему бы не хотелось сокращать количество средств, получаемых из федерального бюджета. Но при этом важно одновременно повышать и собственные доходы, что позволило бы сохранить тенденцию и увеличивать в совокупности те денежные возможности, которыми располагает консолидированный бюджет края.

Структура расходов краевого бюджета на социальные выплаты и заработную плату, представленная, правда, в разрезе 2010–2012 годов, также показывает неуклонный рост как первой, так и второй составляющей, с опережающим ростом зарплат с начислением по отношению к социальным выплатам. Так, если в 2010 году эти показатели были соответственно 16,466 млрд руб. и 9,366 млрд руб., то по прогнозам на 2012 год они составят 20,814 млрд руб. и 12,518 млрд руб. соответственно. Как утверждает губернатор, эта статья — «приоритет в квадрате». «С одной стороны, это решение социальных вопросов — доходы граждан растут, с другой стороны, это основной источник доходов бюджета», — приводит свои аргументы Александр Карлин.

Не претерпят ощутимых изменений и основные статьи собственных доходов краевого бюджета. Большую часть общей суммы собственных доходов в 31,265 млрд руб. составят НДФЛ — 31% (9,626 млрд руб.) и налог на прибыль организаций — 28% (8,758 млрд руб.), а также акцизы — 21% (6,627 млрд руб.).

Расходы бюджета также сохранят социальную направленность. Всего на социальную сферу в 2012 году запланировано израсходовать 42,18 млрд руб., или 73% бюджета, что составляет 128% к первоначальному плану 2011 года. Приоритетами останутся социальная политика, здравоохранение (по 23%) и образование (25%). На развитие экономики запланировано 9,928 млрд руб. (132% к 2011 году), поддержку АПК — 1,165 млрд руб. (105% к прошлому году).

Отдельно обозначил глава региона статью расходов на обслуживание государственного и муниципального долга — 0,02%, или 10 млн руб. «Долгов мы не имеем, поэтому на их обслуживание ничего не тратим», — подчеркнул он. По его информации, Алтайский край является одним из семи регионов России, сокративших в 2011 году внутренний долг. Во многом этим — отсутствием затрат на обслуживание внутреннего долга — обусловлена и большая, чем в большинстве других регионов Сибирского федерального округа, трансляция расходов в социальную сферу и в совокупном объеме, и в расчете на душу населения. «Мы все тратим на людей», — резюмировал Александр Карлин.

В фарватере федерального центра

И на «десерт», в продолжение бюджетной темы губернатор выдал горячую новость о том, что подписал накануне постановление о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы с 1 октября текущего года. «Так же, как и федеральный центр, мы с 1 октября увеличиваем заработную плату на 6,5%», — заявил он.

Глава региона напомнил, что 27 сентября председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение о повышении зарплаты федеральным бюджетникам. С 1 июня этого года в регионе уже было аналогичное увеличение (тогда фонд оплаты труда бюджетникам был увеличен также на 6,5%), и следующее планировалось не раньше 2012 года. «Но поскольку федеральный центр такое решение уже принял, мы посчитали своим долгом также произвести увеличение заработной платы бюджетникам края с 1 октября», — доложил губернатор.

Всего же на выплату зарплаты в 2011 году планируется направить 20 млрд руб., пояснили в комитете администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике. Там же напомнили, что значительные ресурсы направлены на увеличение зарплаты педагогическим работникам: с 1 сентября власти края повысили фонд оплаты труда общеобразовательным учреждениям на 20%.



Comments are closed.

Так же в номере