Главная » Экономика » Целевым программам дефицит не страшен

Целевым программам дефицит не страшен

Доходная часть бюджета Новосибирска 2011 года увеличилась на 860,5 млн рублей, такую цифру назвали на состоявшемся недавно заседании комиссии горсовета по бюджету и налоговой политике. Деньги будут потрачены на дополнительное финансирование социальной сферы, сохранены также городские целевые программы. Как раз по поводу сохранения программ в кулуарах власти развернулась ожесточенная дискуссия. Подробности выяснял корреспондент «КС».

Доходы против расходов

Средства, позволившие увеличить доходы муниципального бюджета, — это поступления из федеральной казны. Они будут потрачены на проекты в сфере здравоохранения, образования и социального обеспечения. Основной доход Новосибирска продолжает складываться из налоговых отчислений (налог на доходы физических лиц), аренды земли, земельного налога, а также сдачи в аренду муниципальной собственности.

Тем не менее сегодня в Новосибирске расходы бюджета по-прежнему превышают его доходную часть. Но при этом городские целевые социальные программы, которые и в настоящее время «съедают» значительную долю бюджета, продолжают финансироваться и при бюджетном дефиците. Логику властей здесь легко понять — любое посягательство на эту сферу вызывает бурное негодование горожан. Достаточно вспомнить ситуацию с лимитированием количества льготных поездок на общественном транспорте и митинги возмущенных пенсионеров.

Не сошлись во мнениях

Как выяснил в ходе бесед корреспондент «КС», в городском парламенте единодушного одобрения политики мэрии, продолжающей финансирование городских целевых программ при бюджетном дефиците, не наблюдается.

Так, депутат горсовета «единоросс» Игорь Салов, представляющий позицию «прагматиков» в Совете, рассказал в интервью «КС», что основные проблемы новосибирцев за последние несколько лет при действующих городских целевых программах, которые, казалось бы, должны их решать, сохраняются в том же объеме. «Проблемы здравоохранения, ЖКХ образования, цен на продукты остаются основными для новосибирцев, и к большому сожалению, они до сих пор не находят своего решения в комплексе. То есть они решаются только по мере их поступления», — говорит депутат.

Причиной «хронических» проблем города Игорь Салов считает существующую практику формирования городского бюджета. «У нас есть огромное количество городских целевых программ, по которым мы развиваем наш город. Мы сохранили все программы, которые у нас были в докризисное время, правда, практически все их секвестировали. Это порочная практика, и если мы на самом деле хотим, чтобы у нас наметился прорыв в каких- то отраслях, то нужно расставлять приоритеты», — поясняет свою позицию господин Салов.

Для решения этих проблем, по мнению депутата, необходимо составить долгосрочные программы по направлениям, которые будут финансироваться на 100% от потребностей: «Эти программы должны в своей конечной цели решать проблему полностью, «закрывать» ее и идти дальше».

Так как ожидать изменения межбюджетных отношений в ближайшей перспективе не приходится, Игорь Салов предлагает оптимизировать местный бюджетный процесс: «Нужно взять на себя смелость закрыть какие-то программы, объяснив людям, что есть направления, которые бюджет города Новосибирска финансировать не может. А финансировать их по остаточному принципу — значит неэффективно использовать бюджетные средства».

При этом Салов подчеркивает, что подобное решение является политическим и принять его непросто: «Не каждый депутат имеет смелость выйти к избирателям и сказать, что есть программы, которые нужно свернуть». Но необходимость движения в этом направлении, по словам городского парламентария, очевидна: «Мы два года живем не по средствам, и два года у нас сохранены те программы, которые недофинансированы. В итоге проблема не решена, а деньги истрачены».

Депутат Игорь Кудин видит решением проблемы недофинансирования городских целевых программ изменение статуса города. «Уже созрела ситуация, когда крупные города, такие как Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, вполне заслуживают статуса субъектов Федерации», — считает депутат. Как говорит Кудин, «город Новосибирск как субъект Федерации от этого бы только выиграл» и, конечно, получил бы дополнительные бюджетные возможности.

Однако решить проблему бюджетного дефицита можно и в нынешнем статусе, считает господин Кудин. В качестве образца для подражания депутат приводит лоббистскую работу Казани и Екатеринбурга, которые получают дополнительное финансирование из центра. Такую практику можно применить и в Новосибирске, говорит Кудин: «Если мы выстроим механизм взаимодействия так же эффективно, вопросы по урезанию финансирования различных городских программ возникать у нас не будут».

Руководитель фракции коммунистов в Совете депутатов Новосибирска Ренат Сулейманов в интервью «КС» пояснил, что городские программы были секвестированны в кризисном 2008 году, но позже федеральным законом была изменена и процедура их принятия: «Если раньше целевые программы утверждал городской Совет депутатов, то теперь они утверждаются постановлением мэра и в городской Совет вносятся для сведения. Мы формально не можем влиять на содержание этих программ и на объемы финансирования».

По словам руководителя фракции коммунистов, финансирование некоторых городских программ было урезанно вдвое и более. Тем не менее смысл в их сохранении все же есть, считает Сулейманов: «Сейчас по уровням доходов в бюджет мы вышли на предкризисный уровень 2008 года. Поэтому надо восстанавливать финансирование этих программ, так как они касаются важных социальных аспектов жизни горожан».

Программы в действии

Руководитель отдела экономического анализа и прогнозирования департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии Новосибирска Татьяна Шупта рассказала «КС», как в настоящее время реализуются городские программы: « Городских целевых программ осталось немного, порядка пяти. У нас есть ведомственные целевые программы, есть долгосрочные целевые программы и комплексные целевые программы. Ни о каком закрытии или ликвидации программ речи не идет, это шло бы вразрез с проводимой правительством Российской Федерации бюджетной реформой. Программно-целевой метод в настоящее время становится одним из основных методов бюджетного планирования».

Говоря об объемах финансирования программ, собеседник «КС» пояснила, что выделяемые средства планируются в зависимости от возможностей бюджета. Кроме бюджетных средств, на финансирование целевых программ используются и привлеченные средства физических и юридических лиц. Именно так будет финансироваться программа по установке приборов учета в многоквартирных домах с транзитными сетями: «Часть средств программы составят вложения собственников, также будут привлечены и средства муниципального бюджета», — рассказывает Татьяна Шупта.

Тем не менее финансирование целевых программ остается важным фактором поддержки граждан, говорит госпожа Шупта: «Постепенно работа ведется по всем проблемным социально значимым направлениям. На сегодня сформирован проект плана бюджета города на 2012–2014 годы, и все социальные направления закрываются целевыми программами. Таким образом, мы пытаемся выделять деньги на все, что необходимо городу: скорая помощь, модернизация здравоохранения, строительство детских садов. Безусловно, это проблемы, которые невозможно решить за один год, поэтому программы принимаются на 3–4 года, и постепенно поставленные задачи решаются».



Comments are closed.

Так же в номере