Главная » Недвижимость » Новинки конструктивные и отделочные

Новинки конструктивные и отделочные

На растущих рынках — там, где увеличивается число операторов, как правило, велик и инновационный темп. Возрастающая конкуренция постоянно увеличивает долю технологических и предметно-товарных новаций. Но в эту обобщенную оптимистичную схему не вписывается ситуация на рынке строительном. Эксперты из числа стройоператоров инновационный тонус собственной среды оценивают совсем не оптимистично. Связывают они это с очередным кризисом.

В Новосибирске доля навесных фасадов в общем объеме использующихся фасадных технологий самая высокая по Сибирскому федеральному округуВ Новосибирске доля навесных фасадов в общем объеме использующихся фасадных технологий самая высокая по Сибирскому федеральному округу

Впрочем, ситуацию эту нельзя обозначать односложными эпитетами. Инновационный тонус строительного рынка — понятие сложное. Так же, как и сам строительный рынок: тут есть инженерно-конструкционный сектор, и сектор «отделочный». И состояние двух этих больших подгрупп различно: в конструкционном секторе инновационная активность минимальна, а в декоративно-косметическом все относительно динамично. «В «конструктивке« быстро вывести на рынок что-то новое и тем более быстро вписать эту новинку в горячий конкурентный контекст гораздо сложнее», — говорит генеральный директор СК «СтройМастер» Тимофей Мельников.

Инженерные проблемы

Инновационная активность строительного рынка сейчас ниже обычного — это расклад конкретного сезона, конкретного города. Все усилия главных инженеров сейчас направлены на то, чтобы с минимумом издержек освоить ныне существующую технологическую базу, не более того. По мнению Тимофея Мельникова, в «конструктивке» сейчас возможно лишь появление нерадикальных новинок, снижающих эксплуатационные расходы.

«Причем основной сферой их появления станет не жилищное, а коммерческое строительство, — отмечает Мельников. — То есть сфера, где доля эксплуатационных расходов значительно выше».
Другой респондент строительного рынка на условиях анонимности сообщает, что в конструкционном секторе рынка велика дельта времени при оценке: «Чтобы оценить экономическую и собственно инженерную эффективность той или иной новинки — новой каркасной системы, нового типа ограждающих конструкций, да чего угодно, — нужно, чтобы эта самая новинка «пожила» бы в действующем здании. То есть ее можно оценивать только в эксплуатационном контексте — от одного до трех сезонов. Сейчас времени на такой оценочный срок просто нет, проводить такую работу можно только на достаточно стабильном рынке, на котором царит этакая «лабораторная тишина». На этом фоне главной задачей большинства подрядчиков становится простая «доводка« объектов, с минимумом издержек. В условиях, когда издержки — транспортные, логистические, технологические — постоянно растут, операторам не до интеллектуальных прорывов». Тот же эксперт отмечает, что проблемность нынешнего контекста заставляет подрядчиков скептически воспринимать даже условно новые предложения разработчиков вроде несъемной полимерной опалубки или облицовочного кирпича с полимерной окраской.

Ситуация с несъемной опалубкой из пенополистирола имеет просто некий «болезненно-иронический» оттенок. Первым «памятником» этой новации стал недостроенный поселок таун-хаусов на Ключ-Камышенском плато — «дитя» томской компании «Сопос». «Странная ирония состоит в том, что предложение по полимерной опалубке каждый раз поступает на наш рынок накануне очередного кризиса, — отмечает тот же анонимный комментатор. — Прямо какое-то роковое совпадение».

Сфера «сдержанного оптимизма»

В секторе фасадных материалов, навесных фасадов, структурного остекления — во всем, что касается аранжировки здания, настроения совсем другие. Живую динамику демонстрирует сектор композитных фасадных материалов. «В Новосибирске доля навесных фасадов в общем объеме использующихся фасадных технологий самая высокая по Сибирскому федеральному округу, — отмечает директор компании «Авента» Елена Киреева. — В Тюмени, например, зеркально обратная пропорция — там навесные фасады занимают только 20%, остальное — «мокрая» отделка, облицовочный кирпич, панель с окраской или керамическим покрытием. В Красноярске — миллион квадратов жилья, но в навесные фасады «одето» не так уж много домов. У нас 500 тысяч «квадратов» под навесными фасадами, у них — 200 тысяч. Дело еще и в том, что в Красноярске больше доля «бюджетных« панельных новостроек, а у них, как известно, навесных фасадов не бывает».

Большой объем этого рыночного сектора обуславливает и стабильное пополнение марочного ряда, и ротацию операторов. По словам Елены Киреевой, в группе алюмокомпозитных фасадных панелей список имен пополняется за счет «средневысоких», авторитетных брендов. «Сравнительно недавно на всех знаковых объектах употреблялся японский «Алполик», — вспоминает госпожа Киреева. — Он появился через три года после оригинального «Алюкобонда», «по его мотивам». Были низкоценовые китайские панели, потом подтянулись французские, российские материалы. В итоге с рынка был вытеснен и низкосортный китайский продукт и, как ни странно, японский «Алполик». С рынка ушли некоторые компании, например, «АзияСтройИмпорт», «Мезопласт« — всего четыре-пять операторов, предлагавших дешевые материалы».

Отсутствие на новосибирском «фасадном» рынке административного лобби и большое количество собственных монтажных компаний делают процесс ротации динамичным и объективным. «Это «фишка» Новосибирска, — отмечает коммерческий директор компании «Авента« Андрей Лунин. — В других городах то югославы, то турки, то южные корейцы приезжают фасады собирать, а у нас обходятся собственными силами. К слову, хороший запас монтажных компаний есть и в Барнауле — даже переизбыток. А вот Сочи, Ростов, Краснодар, Волгоград в этом смысле бедствуют. В Омске тоже проблема с монтажными компаниями. Там навесные фасады только вышли на рынок, монтажных компаний пока совсем мало. Это взаимосвязано — нет монтажников, потому невелико и пополнение марочного ряда. Наши же монтажники умудряются работать и для Тюмени, и для Ханты-Мансийска. В Новосибирске есть и оценочная среда, и здоровая конкуренция, и собственные брендодержатели».

Андрей Лунин убежден, что ориентация новосибирской строительной индустрии на добротные фасадные материалы характеризует местных потребителей как публику «зрелую и трезвомыслящую». «Как говорят англичане, «мы не настолько богаты, что бы покупать дешевые вещи«. На рынке фасадных материалов этот афоризм реально действует», — подчеркивает он. Не менее активно, чем сектор алюмокомпозитов, сейчас развивается «стеклянная» тема. Структурное остекление формально находится в секторе «косметическом», но уровень развития темы таков, что она уже ближе к контексту «конструктивки». Самым ярким событием этого плана стало появление здания не просто со структурным, но с пластическим, криволинейным остеклением — это здание на Октябрьской магистрали, офисная пристройка к Институту измерительных приборов. Фасад, воспроизводящий пластику капли воды или мыльного пузыря, — раньше подобное решение можно было наблюдать лишь в столице — в облике комплекса «Стольник» на Пречистенке.

«Рост роли стекла в строительстве — очень интересная тенденция, — отмечает директор компании «Итальянская сантехника« Константин Неделяй. — Стекло теперь обладает свойствами, которые прежде были ему абсолютно нехарактерны. Например, способность выдерживать конструктивные нагрузки. Стекло выдерживает и термические перепады. Оно практически как металл. Но в отличие от металла, не подвержено коррозии, его не нужно красить. Современное стекло освобождается даже от металлических крепежных элементов. Стекло переходит в другую категорию — конструкционных материалов. Последняя итальянская разработка вообще потрясает — термочувствительное стекло для сантехники. Даже не для емкостей, а именно для арматуры. Это стекло по прочности почти равно металлу и обладает эффектом хамелеона — реагирует на температуру воды.

Никого теперь не пугают ни стеклянная ванна, ни капитальная стена дома. Технологии достигли такого уровня, что свойства стекла подгоняются под функцию. Например, сейчас можно сделать стеклянный балкон — парапет балкона исполняется из стекла, его невозможно разбить, оно держит ту же нагрузку, которая раньше доставалась бетонной ограждающей плите или металлу на швеллерах. В Новосибирске стеклянных балконов пока нет, но их появление — вопрос ближайшей перспективы».

По наблюдениям генерального директора ГК «Сибирские фасады» Дмитрия Рольбанда, стекло быстро обретает конструкционную роль благодаря тому, что архитектурный тренд получил достаточно оперативную поддержку с технологической стороны. «Сейчас достаточно активно, во многих марочных воплощениях продвигается на рынок так называемый модульный или элементный фасад, — объясняет Дмитрий Рольбанд. — Он и декор, и ограждающая конструкция. А в монтажном смысле — некий аналог крупнопанельного домостроения: элементы фасада из стекла и алюминия собираются на земле и поднимаются на здание готовыми. Первой взялась за такую практику «Лометта» на «Кобре». А мы аналогичное решение воплощаем в бизнес-центре «Сарэт». Марочный диапазон в этой группе быстро растет. Мы работаем с бельгийской системой, «Лометта», насколько помню, с немецкой. Американские системы тоже на подходе к нашему рынку. Появились и российские разработки на эту тему — например, «Татпроф« из Набережных Челнов».

По мнению Дмитрия Рольбанда, растущая популярность элементных фасадов — тренд весьма красноречивый: любой региональный рынок, где эта технология внедряется, по определению растущий. И в кризисе он долго прозябать не будет. Для «экстенсивных» городов такая технология попросту ни к чему — она для них иррационально дорога даже в более благополучные периоды. «Элементный фасад — атрибут мегаполисной стройиндустрии, это технология для высоток, небоскребная, — объясняет Дмитрий Рольбанд. — Экономическая выгода элементного фасада начинается с 4–5 тысяч «квадратов« фасадной площади. Он дороже, чем обычный стоечно-ригельный фасад, но более быстрый в монтаже и более престижный. Причем не просто престижный, но красноречиво обозначающий тонус города и его стройиндустрии». «Думаю, по мере преодоления кризиса инновационный тонус будет повышаться, — резюмирует Тимофей Мельников. — Ведь кризис — это, по сути, не катастрофа, а скорее периодическое явление. Он не первый и не последний».

ИГОРЬ СМОЛЬНИКОВ


Comments are closed.

Так же в номере