Главная » Спецвыпуск » «Критическая масса менеджмента» решает все

«Критическая масса менеджмента» решает все

Сергей НИКИФОРОВ

О роли адекватного позиционирования на клиентском рынке и субъективного фактора в строительстве банковского бизнеса редактору отдела «Банки» газеты «Континент Сибирь» СЕРГЕЮ НИКИФОРОВУ рассказал председатель совета директоров новосибирского Сибакадембанка, председатель правления казахстанского банка «Каспийский» ИГОРЬ КИМ.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Какие конкретные факторы могли бы радикально повлиять на состояние и перспективы банковского бизнеса в России?

— По большому счету, ключевым вопросом является наличие денег в экономике. Изменить ситуацию могут только масштабные реформы, в частности реформа пенсионной системы. Сегодня в России она еще в зародыше. Появление полноценной накопительной пенсионной системы могло бы обеспечить экономику и банковскую систему «длинными» ресурсами. Еще раз обращу внимание на Казахстан, где эта реформа прошла пять лет назад, и, несмотря на то что масштабы пенсионных отчислений там на порядок меньше чем в России, сегодня активы частных казахстанских пенсионных фондов превышают $2 млрд. И пенсионным фондам их надо вкладывать.

В результате достаточно много «пенсионных» денег появилось, например, в пассивной базе банка «Каспийский». Благодаря активности местных пенсионных фондов мы менее чем за две недели разместили семилетний облигационный заем на $20 млн с доходностью 9,5% годовых. В целом в результате продуманной стратегии развития на 1 августа активы банка «Каспийский» превысили $300 млн, то есть всего за 1,5 года утроились. При этом банк поднялся с 11-го на 6-е место в рейтинге крупнейших казахстанских банков, обойдя, в частности, Citibank и AMB Amro, а к концу текущего года я планирую довести сумму его активов до $450-500 млн.

— С точки зрения привлечения средств населения региональные банки не уступают ни филиалам, ни иностранным банкам, но с точки зрения их размещения они заметно проигрывают. Как в таких условиях региональные банки могут обеспечить свою доходность?

— Просто надо работать на адекватных сегментах кредитного рынка и развивать розничное кредитование, которое пока не вызывает ажиотажного интереса у большинства столичных и иностранных банков. Впрочем, недоступность «длинных» и дешевых кредитных ресурсов действительно является одной из наиболее серьезных проблем развития российских банков. В целом это вопрос кредитных рейтингов, которые в условиях низких суверенных рейтингов России просто не оставляют региональным банкам надежды на привлечение серьезных ресурсов из-за рубежа. Однако если решение ресурсной проблемы нельзя найти в рамках существующих сегодня в России условий, надо не обреченно разводить руками, а менять условия. Когда я понял бесперспективность привлечения иностранных кредитов на уровне российских банков, то обратил внимания на Казахстан, который никогда не объявлял дефолта и имеет заметно более высокий суверенный кредитный рейтинг, чем Россия. И выбор оказался правильным. В частности, сейчас у нашего казахстанского банка «Каспийский» невыбранных лимитов по кредитным линиям иностранных банков примерно на $30 млн…

— Под какие ставки «Каспийский» привлекает эти кредиты?

— От 5,5% до 7% годовых. И это позволяет нам участвовать в серьезных инвестиционных проектах не только в Казахстане, но и в России. Сегодня по линии банка «Каспийский» мы предоставляем нашим приоритетным партнерам, в частности в Красноярском крае, ресурсы на срок до пяти лет по ставкам менее 10% годовых. А такие проценты уже вполне «подъемны» даже для крупного производственного бизнеса.

— Однако в отдельных сибирских регионах иная ситуация: казалось, безвозвратно «отдав» местные финансовые рынки во время пришествия столичного банковского капитала после 1998 года, сегодня региональные банки постепенно возвращают свои позиции…

— Сегодня по объективным причинам растет сегмент розницы в российском банковском бизнесе. А на этом сегменте филиалы «федеральных» банков не имеют никаких преимуществ перед «регионалами». Последним надо было лишь вовремя сориентироваться в тенденциях на банковском рынке. Мы это сделали еще два года назад, когда Сибакадембанк был скорее «корпоративным», чем розничным.

— Сибакадембанком уже выпущено более 165 тысяч пластиковых карт, по которым мы предоставляем месячный овердрафт. При этом уже созданную инфраструктуру их обслуживания, в частности, более 65 банкоматов на территории Сибири, мы скоро пополним еще 120 банкоматами. Так что в условиях, когда для Сибакадембанка розница стала приоритетным направлением, деньги населения мы, безусловно, «возьмем» и рынок розничных кредитов завоюем. В ритейле мы не уступим москвичам ни секунды и ни копейки, и вполне готовы на равных конкурировать со Сбербанком, который постепенно уступает рынок. К концу года мы должны довести сумму привлеченных Сибакадембанком вкладов с 2 млрд до 3-3,5 млрд руб. Других реальных источников у Сибакадембанка в России все равно нет: в условиях повсеместного дефицита у предприятий оборотных средств и средств на перевооружение производства рынок «корпоративных» ресурсов бесперспективен. А «длинные» устойчивые пассивы для инвестиционного кредитования мы можем привлечь и в Казахстане.

— В пределах лимита максимального риска на одного заемщика Сибакадембанк может выдать в одни руки более 100 млн руб. Какова доля таких заемщиков в кредитном портфеле банка, и какую роль они играют в вашей кредитной политике?

— Доля крупных заемщиков в ссудном портфеле и их роль в кредитной политике Сибакадембанка уже незначительны. Сегодня «погоду» в нашей активной политике делает население, малый и средний бизнес. И я считаю такую ориентацию на кредитном рынке правильной и своевременной. При отработанных технологиях розничного кредитования это не только обеспечивает максимальную диверсификацию кредитных рисков, но и достаточную доходность. А главное, мы занимаем адекватную современным возможностям Сибакадембанка клиентскую нишу, на которой перед ним у столичных «тяжеловесов» нет никаких преимуществ.

— Заинтересованы ли вы в присоединении новых банков?

— Для нас это вопрос не амбиций, а эффективности. Сегодня нам уже незачем присоединять, например, новосибирские банки. В регионе, где Сибакадембанк имеет «раскрученный» брэнд, достаточно открывать новые допофисы и привлекать новых клиентов. Другое дело — регионы, где банк не знают или знают недостаточно. Присоединения нас интересуют лишь с точки зрения консолидации регионального банковского капитала и продвижения в другие регионы. При этом в условиях «забюрокраченности» процедур слияний и присоединений сегодня мы благополучно идем другим путем — через участие в капитале интересующих нас банков, как это уже произошло в Благовещенске, Москве и Алма-Ате.

— Каковы перспективы сохранения крупного бизнеса в регионах в условиях передела региональной собственности, экспансии столичного и иностранного капитала, а также формирования вертикально интегрированных холдингов?

— Крупный региональный бизнес сегодня реально существует и, как всякий бизнес, стремится к экспансии и расширению. Я не готов говорить за других, могу лишь сказать, что собственный успешный бизнес я стал бы тиражировать, а не продавать. Впрочем, я позиционирую себя прежде всего как банковского менеджера, и в дальнейшем собираюсь заниматься преимущественно развитием банковского бизнеса.

— То есть заниматься самым низкорентабельным и инвестиционно непривлекательным бизнесом?

— Этот бизнес мне интересен, и думаю, что с наибольшей эффективностью я реализуюсь как менеджер в банковской сфере. По-моему, лучше всего я умею эффективно развивать банки. При этом работаю не за деньги — в бизнесе главным принципом считаю заставить деньги работать на себя. Банковский бизнес для меня во многом привлекателен своей «инерционностью»: чтобы получить результат, надо как минимум отладить схему реализации бизнеса и создать узнаваемый брэнд. При этом любой новый субъект на твоем рынке для того, чтобы стать реальным конкурентом, должен повторить твой путь. Причем не хуже, а лучше. Ведь у тебя в запасе время, уже затраченное на развитие этого бизнеса. Банковский бизнес является наиболее стабильным, прогнозируемым и, как следствие, бюджетируемым. Кроме того, он позволяет привлекать дорогих и квалифицированных менеджеров, а также является идеальной структурой для контроля и управления.



Comments are closed.

Так же в номере