Главная » Стратегии успеха » Лаборатория бизнеса

Лаборатория бизнеса

ПРОФИЛЬ — ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Лаборатория бизнеса

Утверждение о неразвитости инновационного рынка в России стало уже аксиомой. Мол, все здесь находится в зародышевом состоянии, все нужно создавать чуть ли не с нуля. Ученые без устали твердят о том, что финансирование науки нужно увеличивать. Немногочисленные предприниматели говорят об отсутствии господдержки, что якобы и вынуждает их продавать ноу-хау за рубеж. Но есть люди, которые считают, что не все у нас так плохо. Они уверены, что инфраструктура инновационного рынка в России есть, просто ее не используют в полной мере. Один из таких фанатов — гендиректор новосибирского исследовательского фонда «Бизнес-Лаборатория» Александр Лазарев.

Чтобы превратить идею в коммерческий продукт, Лазарев разработал оригинальный системный подход

По словам Александра Лазарева, идея создания «Бизнес-Лаборатории» возникла еще в 1992 году. «Мы хотели создать структуру, из которой выходили бы новые компании. Легче всего это было делать на рынке инноваций, где новые идеи возникают просто постоянно и где вероятность появления компаний с высокой рентабельностью очень высока», — рассказал бизнесмен в беседе с корреспондентом «СУ». Видимо, именно эта идея и предопределила название компании. «Бизнес-Лаборатория» должна была стать своеобразной лабораторией по «производству» новых коммерческих продуктов, неким посредником между тем, кто хочет заработать и готов вложить в это деньги, и тем, кто может предложить ему необычную идею, способную принести прибыль.

Однако до воплощения мечты в жизнь прошло целых 10 лет, за которые Александру Лазареву удалось создать известную консалтинговую компанию «Объединение «Регистрация». «Поднявшись» от слесаря до диспетчера ОАО «Новосибирскэнерго», Лазарев неожиданно для окружающих углубился в изучение запутанного налогового законодательства и за короткий срок стал одним из самых профессиональных налоговых консультантов в регионе. Многие клиенты до сих пор обращаются к нему за юридической помощью, несмотря на то что Александр Лазарев уже не занимается текущей практикой, оставаясь, правда, президентом группы компаний «Объединение «Регистрация».

«Налоговое консультирование — это постоянная работа с людьми, руководителями предприятий, которые, как правило, всегда знают, чего они хотят, но не понимают, как этого можно достичь. Помощь таким людям всегда давала мне возможность внутренне обогащаться. Но в последние годы масштабы развития «Регистрации» привели к тому, что живое общение с клиентами для меня как руководителя стало отходить на второй план, уступая место определению стратегических приоритетов компании. Поэтому я решил заняться новым делом. Сегодня мне также приходится общаться с людьми, но это уже совсем другое общение. Ученые, разработчики новых технологий, как правило, абсолютно не знают, что им нужно. А инвесторы не знают, зачем им это нужно. Короче, работать сегодня более сложно, но не менее интересно», — рассказал корреспонденту «СУ» Александр Лазарев.

Технология отбора

Первые сотрудники в компанию «Бизнес-Лаборатория» были приняты 1 октября 2002 года. За два года в базу данных компании удалось собрать более 60 различных проектов стоимостью от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов. Основные сферы применения разработок: строительство, медицина, пищевая промышленность, сфера услуг, информационные технологии, новые материалы, сельское хозяйство, нефтепереработка, машиностроение и переработка отходов и т.д.

Чтобы превратить идею в коммерческий продукт, Лазарев разработал оригинальный системный подход. Все предложения разработчиков разбиваются на несколько групп, формируемых по степени готовности проекта к выходу на рынок: идеи и предложения, технологии и разработки, разрабатываемые проекты, готовые инвестиционные предложения и инвестиционные проекты. Стенды, на которых записаны названия проектов и степень их проработанности, развешены прямо на стенах офиса фонда. Среди проектов, входящих в эти группы, можно найти все: от производства нового типа летательного аппарата с вертикальными взлетом и посадкой до строительства торгово-развлекательного комплекса в Москве.

За каждый проект отвечает конкретный сотрудник фонда, который следует по конкретному пути. Вначале каждый проект анализируется, затем идет регистрация прав интеллектуальной собственности. Следующий этап — разработка структуры реализации проекта, утверждение графика финансирования, разработка конструкторской и технологической документации, выбор базового предприятия, создание опытно-промышленного образца и установочной партии. Всем этим проектам, естественно, предшествуют многочисленные переговоры с разработчиком и потенциальным инвестором.

Александр Лазарев убежден, что мнение о необходимости индивидуального продвижения каждой идеи на рынок — просто миф. «И он будет разрушен, когда будут выработаны подробные описания всех бизнес-процессов инвестирования, начиная от первого знакомства с новой идеей до ее массового выпуска. Мы видим свою задачу в том, чтобы прописать самый эффективный и действенный механизм инвестирования новых технологий», — объяснил Лазарев.

Реализация проектов

Реализованных проектов у «Бизнес-Лаборатории» пока немного. Больше всего времени уходит на поиск инвесторов и начальные переговоры. Но «трудности перевода» возникают практически на каждом шагу. Бывает и так, что потенциальный инвестор готов к принятию решения, а разработчик в это время просто уходит в запой. «Что тут сделаешь? Приходится искать подходы ко всем людям. Чаще всего проблемы возникают, когда мы честно предупреждаем наших разработчиков, что, когда проект перейдет в стадию реализации, их участие, как это ни прискорбно, будет сведено к минимуму. И многие не могут себя пересилить, веря в то, что смогут заниматься своим ноу-хау и на той стадии, когда проекту будет необходим всего лишь профессиональный менеджер», — говорит Александр Лазарев.

Тем не менее кое-что из базы данных фонда уже запущено в производство. Один из самых крупных проектов — производство гидромолотов «РОПАТ», которые будут использоваться для забивки свай при строительстве. Как сказано в описании проекта, его реализация позволит «создать новую рыночную нишу сваебойных гидромолотов, не имеющих аналогов в России и превосходящих по техническим и эксплуатационным характеристикам зарубежные аналоги. Применение гидромолотов примерно на 50% снижает стоимость строительства фундаментов. Гидромолоты нормально эксплуатируются 20-25 лет, забивая 150-200 тыс. свай. За это время они приносят своему владельцу доход примерно в 200 млн рублей». Объемы инвестиций составляют 36 млн рублей, а производиться гидромолоты будут на мощностях группы компаний «Завод «Труд», которая и выступает инвестором проекта.

По словам Александра Лазарева, проект, разработанный новосибирской компанией «РОПАТ», имел долгую историю. Было проведено две презентации, информация о проекте была размещена в европейской сети трансфера технологий (RTTN), в журнале «Идеи для бизнеса», компания с этим проектом участвовала во всероссийском конкурсе инноваций. Опытные образцы гидромолотов уже производились на другом предприятии города. Но массовым производством занялся только завод «Сибтехномаш» (входящий в группу компаний «Завод «Труд»). С момента включения разработки в базу данных «БЛ» прошло около года.

Кстати, этот проект демонстрирует одно из основных направлений деятельности «Бизнес-Лаборатории» — загрузка простаивающих мощностей промышленных предприятий. Подобную задачу ИФП реализует не только для группы компаний «Завод «Труд», но и для новосибирского ПО «Луч», а также для пермского промышленного гиганта — Мотовилихинских заводов, специально приславших в компанию запрос с подробным описанием своих технических возможностей и потребностей.

Еще один реализованный проект — установка в медицинском центре г. Искитима (Новосибирская область) дорогостоящей аппаратуры для проведения гипотермических операций. По словам Александра Лазарева, этот проект удалось реализовать всего за 10 месяцев. Инвестором выступила одна из крупных лизинговых компаний Новосибирска.

Один из наиболее интересных проектов — вакуумная индукционная сушка древесины. Объем инвестиций в проект составляет около 1,5 млн руб. Главным плюсом проекта, по словам Александра Лазарева, является то, что на позицию менеджера-организатора нового производства ИФП предложил одного из собственных сотрудников. Название компании, выступившей инвестором, не раскрывается по ее просьбе.

Рынок

Описывая состояние местного рынка новых идей, Александр Лазарев отмечает, что за мощной академической базой (институтами трех Академий наук, а также вузами) в Новосибирске не слишком заметна деятельность давно созданных государственных институтов. Так, при аппарате полпреда президента в СФО Леонида Драчевского функционирует Центр стратегических разработок «Сибирь», на уровне администрации Новосибирской области действует профильное управление. Структуры, отвечающие за реализацию новых идей на местных предприятиях, есть и в мэрии Новосибирска, и в районных администрациях. Все они составляют административную инфраструктуру инноваций.

«Кроме всего этого, есть еще Центр трансфера технологий СО РАН, Дом промышленности, Технопарк «Новосибирск», Инновационный центр «Кольцово». Есть масса консалтинговых и юридических компаний, способных разработать бизнес-план под любой проект и решить сложнейшие вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности. Так что возможности для инновационных компаний в Новосибирске просто грандиозные, они явно превосходят уровень запросов местных инноваторов», — замечает Александр Лазарев.

Директор Инновационного центра «Кольцово» Марина Катешова также уверена, что места для инфраструктурных компаний предостаточно и жесткой конкуренции пока не наблюдается. Однако число «удачных» проектов от Лазарева за неполные два года деятельности фирмы — уже повод задуматься.

«Коммерциализация научных разработок идет тремя путями, — говорит Марина Катешова. — Первый — когда предприятие заказывает НИОКР государственной или частной научно-исследовательской компании. В этом случае оно финансирует и внедряет разработку, которая сразу принадлежит предприятию. Второй путь — когда некое фундаментальное научное исследование находит практическое применение. В таком случае интеллектуальная собственность принадлежит разработчику — государственному институту, который должен найти покупателя на новую технологию. Третий случай — когда частная научно-исследовательская компания создает технологию как отклик на потребности рынка». Уникальность Лазарева как раз в том, что ему доступны все три пути. Марина Катешова подтверждает, что «предприятия инновационной инфраструктуры могут участвовать во всех трех схемах коммерциализации технологии. Другое дело, что частным наукоемким компаниям скорее всего будут помогать частные инновационные центры, а государственным — центры, созданные при участии государства или госучреждений (в числе наших учредителей, например, ГНЦ ВБ «Вектор»)».

По мнению Лазарева, бурное развитие сферы хай-тека начнется тогда, когда государство отойдет от прямого вмешательства в регулирование процесса развития инновационного рынка, перестанет растрачивать энергию грамотных специалистов. Важно, чтобы рынок сам выбирал наиболее эффективные проекты. «Задача власти — помогать инфраструктурным компаниям, — говорит Лазарев. — Не нужно стараться выглядеть умнее налогоплательщиков, вкладывая, по сути, поступающие от них деньги в реализацию различных новых технологий. Важно, чтобы предприниматели сами выбирали эффективные проекты, вкладывая средства в инновации».

Светлое будущее

Своей компании Александр Лазарев предсказывает исключительно светлое будущее. Первый этап развития «Бизнес-Лаборатории» практически завершен: компания стала буферной структурой и осуществляет функции по соединению инвестора и реципиента. В будущем планируется создать параллельно с «Бизнес-Лабораторией» венчурный фонд, который бы аккумулировал средства инвесторов и самостоятельно вкладывал их в проекты. Очевидно, что этот вид инвестиций в России еще развит слабо.

Несмотря на то что «Бизнес-Лаборатория» пока еще не вышла на самоокупаемость, Александр Лазарев ожидает роста доходов в 2005 году, когда будет запущено несколько крупных проектов (доходы ИФП формируются за счет определенных процентов от объема инвестиций в те или иные проекты). «Мы стоим у истоков формирования нового рынка, который все равно разовьется в крайне мощный элемент экономики страны. И нам интересно быть здесь одними из первых», — заключает Александр Лазарев.

Александр ПОПОВ


Comments are closed.

Так же в номере