Главная » Стратегии успеха » Лобби по интересам

Лобби по интересам

ТЕНДЕНЦИИ — ОБЪЕДИНЕНИЯ

Лобби по интересам

Этим летом в России начал действовать новый ГОСТ на масложировые продукты. Теперь продукты, известные потребителю как «мягкие масла», согласно государственному стандарту будут именоваться только «спрэдами» или «маргаринами». Этот шаг к «конкуренции в белых перчатках» — результат последовательных действий Молочного союза России.

В большинстве отраслевых союзов тон задают крупнейшие производители

Отраслевые союзы в АПК возродились к середине 90-х годов как реакция наиболее жизнестойких производителей на потерю государством контроля над отраслью. Основная цель, которую ставили перед собой идеологи объединения, заключалась в защите единых для большинства производителей интересов, но уже с учетом новых экономических отношений. «Мы изначально стремились решать не узконаправленные, локальные задачи своих членов, а формировать единый рынок, в интересах всех участников», — вспоминает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.

Прежде всего речь шла об ограничении импорта продовольствия. Рост зарубежных поставок на протяжении последнего десятилетия прошлого столетия на порядок опережал рост внутреннего производства. И отраслевые союзы явились мощным инструментом лоббирования интересов пищевой, в большинстве своем национальной промышленности России. Наиболее влиятельные из них (зерновой, мясной, молочный, табачный и производителей и продавцов алкогольной продукции) активно работают с профильными министерствами и комитетами Госдумы, «продавливая» протекционистские решения власти: в 2003 году в российском бюджете появилось 12 целевых программ развития АПК на сумму более 12 млрд руб.

Постепенно к 2000 году почти все экономически прибыльные направления в области производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции обрели свои отраслевые союзы. Появились как гиганты: Российский зерновой союз, Мясной союз России, Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, — так и более узконаправленные объединения: Ассоциация производителей фосфорных удобрений, Союз производителей и потребителей тарной и упаковочной продукции.

«Больших результатов от деятельности пока нет, — говорит вице-президент Мясного союза России Виктор Яцкин. — Так как наша главная цель — отмена страновых квот на ввоз импортного мяса и замена их таможенными пошлинами — пока не достигнута». Однако господин Яцкин скромничает. Еще в 2002 году Союз добился от правительства утверждения предложенных им цифр по квотированию импорта мяса на 2003 год.

Одним из основных направлений деятельности большинства отраслевых союзов является разработка новых технических регламентов (ГОСТов), которые должны соответствовать оценочной шкале стран Запада. «Существующие ГОСТы противоречат мировым стандартам качества и затрудняют экспорт российской продукции, — говорит о проблеме вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Сергей Грибовский. — Так, мы всегда определяли качество зерна по клейковине, а весь мир — по белку. Значит, сортов должно быть не три-четыре, а гораздо больше».

В ближайщем будущем на всю животноводческую продукцию будут введены единые национальные стандарты

Еще более четко эту идею сформулировал президент Мясного союза Мушег Мамиконян: «Мы намерены разработать национальные стандарты, строго регламентирующие рамки маркетинговых и технологических маневров, которые могут привести к ухудшению качества продукции. Надо принять четкие термины и определения, не препятствующие пониманию того, с каким продуктом потребитель имеет дело». Недавний успех в борьбе за «конкуренцию в белых перчатках» — принятие нового ГОСТа на масложировые продукты. В нем не предусмотрен продукт «масло мягкое». Масложировые смеси с содержанием растительного масла, согласно ГОСТу будут именоваться только «спрэдами» или «маргаринами». Во многом это заслуга крупнейших участников Молочного союза России, которые лоббировали принятие жестких стандартов качества сначала на добровольных началах, а позднее утвердили их через Госстандарт.

Однако, несмотря на стремление союзов решать задачи в интересах всех участников того или иного сегмента рынка, деятельность большинства из них трудно назвать общероссийской. Например, около 90% сибирских предприятий мясной и молочной отрасли не являются членами отраслевых союзов России. Основная причина этого, по мнению гендиректора Новосибирского мясоконсервного комбината Анатолия Степанова, заключается в жесточайшей конкуренции между основными участниками рынка. «Сегодня многие предприятия мясной отрасли стараются произвести ассортиментную линейку от «А» до «Я». Это абсурдный, чрезвычайно затратный путь. На этом фоне находить какие-то объединяющие моменты проблематично, — сетует господин Степанов. — Ведь нужно не просто встретиться и обсудить спорные вопросы. Важно, чтобы был результат».

Выход из ситуации гендиректор Новосибирского мясоконсервного комбината видит в создании общеотраслевой программы на уровне государства: «Если бы задача объединения предприятий для решения общих вопросов инициировалась правительством, проходила бы через федеральные округа и аккумулировалось в рамках регионов, тогда можно было бы говорить о какой-то логичной единой системе. Сегодня же союз в лучшем случае может обратить на себя внимание властей, и больше ничего». Схожего мнения о деятельности союза придерживается управляющий директор ЗАО «Кудряшовский свинокомплекс» Сергей Бородин, предприятие которого входит в союз «Россвинпром»: «Реальной работы объединения я не вижу, хотя уверен, что возможности для лоббирования интересов свиноводов у «Россвинпрома» есть. Но, к сожалению, на федеральном уровне интересы отрасли не отстаиваются. А лучше нас самих никто не знает, что нужно сделать, чтобы свиноводство начало подниматься».

Из трех молочных предприятий Новосибирска только ОАО «Сибирское молоко» является членом Молочного союза, да и то потому, что входит в структуру компании «Вимм-Билль-Данн», руководитель которой и возглавляет этот Союз. Остальные два предприятия слабо представляют, какие плюсы они получат от членства в отраслевом союзе. «Потенциально мы рассматриваем свое вступление в союз, хотя и не видим, как эта организация поможет нашему заводу в развитии», — говорит гендиректор ОАО «Завод молочный «Новосибирский» Дмитрий Новиков. А в пресс-службе ОАО «Альбумин» корреспонденту «КС» заявили, что руководство готово всесторонне рассмотреть предложение о вступлении в Молочный союз, но пока такого предложения не поступало.

По мнению председателя ЗАО «Ирмень» Юрия Бугакова, профессиональные объединения априори нужны — как организации, способные решать вопросы в интересах производителя, и прежде всего они должны выработать механизм формирования цен на сырье. Потенциально Молочный союз может улучшить экономическое положение на селе: «Сегодня сельхозпроизводитель в одиночку сталкивается с перекупщиками, которые навязывают свою цену. А ведь молоко — это быстропортящийся продукт, и если его не продать сегодня, завтра его уже никто не купит даже за эту низкую цену. Союз должен способствовать установлению взаимовыгодных правил игры для производителя и переработчика», — рассуждает Герой социалистического труда и руководитель самого успешного акционерного сельхозпредприятия Юрий Бугаков.

Некоторый пессимизм сибиряков понятен и уместен. Задают тон в большинстве союзов крупнейшие производители, находящиеся в европейской части страны. Однако динамичное развитие пищепрома за Уралом в последние годы буквально требует от сибирских предприятий участия в формировании «отраслевых правил игры».

Если сибирские «мясники» пока не видят преимуществ участия в отраслевом союзе, то «птичники» активно объединяются как на региональном, так и на федеральном уровне. Большинство птицефабрик Новосибирской области входит в некоммерческое объединение «Новосибптицесоюз», который, в свою очередь, является структурным подразделением «Росптицесоюза». По словам главного специалиста по сбыту продукции «Новосибптицесоюза» Натальи Салминой, птицеводство получило в постсоветский период развитие только в тех регионах, где была сохранена система хрущевских птицепромов: «Показатели по производству и качеству продукции там оказались выше, чем в остальных областях». «Членство в птицесоюзе, по мнению директора ОАО «Птицефабрика «Нечаевская» Константина Аргунова, помогает отстаивать интересы птицехозяйств перед обладминистрацией, решать ветеринарные и торговые вопросы, обмениваться опытом с птицефабриками как внутри области, так и за ее пределами. При этом господин Аргунов не исключает возможности своего вступления и в Мясной союз России.

Совсем по другому сценарию развиваются отношения сибирских зерноперерабатывающих предприятий с отраслевыми союзами России. Так, большинство мельниц Новосибирской, Омской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев входят в Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, который был образован в 2000 году по инициативе 47 руководителей предприятий. «Союз возник как ответ на отказ Министерства сельского хозяйства взять на себя обязательства упраздненного Минхлебопродуктов, куда мы относились как отрасль. В результате мы оказались «пасынками», и на наши интересы стали просто закрывать глаза», — рассказывает вице-президент союза Сергей Грибовский. Ежегодный членский взнос в союзе составляет 24 тыс. рублей.

Вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Сергей Грибовский считает, что существующие ГОСТы затрудняют экспорт российской продукции

Союз имеет свою научную и учебную базу, где происходит переподготовка кадров. «В Новосибирске нет ни одного учебного заведения, которое занималось бы подготовкой специалистов и рабочих в области мукомолья, — говорит Сергей Грибовский. — А необходимость в этом есть. Поэтому такую функцию взял на себя Союз мукомолов. На сегодняшний день повышение квалификации происходит по двадцати специальностям, длительность обучения — от месяца до полугода». Вице-президент союза убежден, что постепенно многие функции ведомств Минсельхоза на законных основаниях перейдут к союзам: «Союз лучше знает нужды своих членов, причем денег за поддержку не просит». А заместитель гендиректора ОАО «Новосибирскхлебопродукт» Юрий Фауст не сомневается, что если сегодня союз не может похвастаться большими достижениями, это значит, что все яркие победы еще впереди.

Единство целей и опыт работы в рамках отраслевых союзов подтолкнули сибирских производителей и переработчиков зерна к созданию единого регионального союза. Эту идею поддержали основные игроки зернового рынка Новосибирской области и Алтайского края. Юридически новый союз должен оформиться к середине октября. Как говорит один из инициаторов его создания, президент Сибирской хлебной корпорации и «Сибхлебпрома» Дмитрий Терешков: «Мы являемся членом Российского зернового союза и оцениваем его работу как достаточно эффективную. Однако так сложилось, что сибирский зерновой рынок — достаточно «анклавный». У нас существуют свои собственные экономические взаимосвязи, законы и правила игры. Сибирский рынок не завязан на экспорт, поэтому сибирским зернопереработчикам нужна собственная организация, которая решала бы их проблемы. Нам не безразличны не только правила игры, существующие в данном регионе, но и то, как ведут себя местные игроки рынка, на каких условиях они авансируют сельхозпроизводителей и так далее. То есть нужна внутренняя координация действий».

Одна из целей нового союза — найти рычаги, чтобы сохранить зерно в регионе. Для этого, по мнению Сергея Грибовского, необходимо установить четкие правила игры участников рынка, не допуская «вымывания» сибирского зерна зернотрейдерами из европейской части страны: «Нелепа ситуация, когда Новосибирск отправляет муку во Владивосток, а Красноярск — в Москву. В наших общих интересах договориться между собой, чтобы мы не переплачивали железнодорожные тарифы». Консолидация на почве ценовых соглашений внутри региона, по оценке гендиректора «Новосибирской продовольственной корпорации» Александра Морозова, «позволит за счет более высоких цен на сырье поддержать сельхозпроизводителя, и более грамотно выстроить внутренний рынок региона». В итоге, уверен Морозов, союз будет полезен всем участникам рынка, но прежде всего зернопроизводителям, которые должны получить для себя максимальную выгоду.

«В Сибири очень хороший потенциал, — подтверждает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Здесь удобная логистика — близость рынков Юго-Восточной Азии, которые исторически были сферой экономических интересов России». Первоочередная задача союза, по словам Корбута, заключается в снижении железнодорожных тарифов на 25-30%, что позволит Сибири на равных участвовать с товаропроизводителями из европейской части страны.


КОММЕНТАРИИ
МИХАИЛ ТИТОВ,
президент Союза обувщиков Сибири

— Мировая практика показывает, что отраслевые союзы действенны. Государство не может вести диалог с каждым предприятием в отдельности, поэтому ведет диалог с одним мощным органом. Причем на Западе государство само выделяет союзу средства на решение важнейших задач в интересах отрасли, а значит, и страны. Например, на развитие новых рынков сбыта. Я хорошо знаком с работой Союза обувщиков Италии, который объединяет около трех тысяч обувных предприятий. Помню, для меня было большим удивлением, когда я узнал от президента этого союза, что командировка делегации в Новосибирск для участия в выставке была оплачена из казны. Это пример взаимовыгодного диалога отраслевого союза и власти, который позволяет решать вопросы в интересах товаропроизводителя.

В России ситуация другая. Здесь государство чрезвычайно коррумпировано. Для того чтобы вести с ним диалог, нужно идти в администрацию президента, в правительство или в Государственную думу с большим чемоданом «зеленых». Тогда можно быть уверенным, что вопрос будет решен. А какие деньги может дать сегодня обрабатывающая отрасль промышленности, если она находится в упадке? Так, в Российском союзе обувщиков и кожевенников сегодня не более 30 предприятий, которые еле-еле сводят концы с концами. А разве могут 30 «дохляков» противостоять одному «Шварценеггеру»? Думаю, что нет.

Первоочередная задача Союза — противостоять экспансии иностранных товаропроизводителей. Но как, если более 100 крупнейших обувных фабрик Китая объединены в союз, который отстаивает их интересы на уровне правительства в Москве. И мы видим их успехи по захвату нашего рынка. Еще создан и Национальный обувной союз, который лоббирует интересы иностранных товаропроизводителей, добиваясь снижения таможенной пошлины с 20% до 10%, что еще сильнее ударит по российским производителям обуви. А чиновничество за взятки готово принять решение в интересах импортеров. Поэтому Союз обувщиков физически не может противостоять подобным лоббистским объединениям.

Для того чтобы Союз обувщиков и кожевенников стал реальной силой, как ни банально, нужно менять госполитику. Правила игры определяет власть. Если руководитель завода будет делать все, чтобы развалить предприятие, то ни мастер, ни рабочий не смогут ничего изменить. То же самое — если руководство страны придерживается политики, которая уничтожает промышленность, то никакой союз обувщиков ситуацию не изменит. Как бы я ни модернизировал предприятия, как бы ни бился над качеством и ассортиментом, импорт на фоне укрепления рубля сегодня дешевеет, а российский товар из-за роста тарифов на электроэнергию, газ, нефть дорожает. Это две взаимоисключающие тенденции. С таким подходом мы обречены на уничтожение нашей обрабатывающей промышленности.

Михаил КИЧАНОВ


Comments are closed.

Так же в номере