Главная » Финансы » Вызов есть всегда

Вызов есть всегда

Жанна Панарат прошла путь от обычного бухгалтера до финансового директора макрорегиона «Сибирь» компании Tele2. О том, чем ее обязанности отличаются от рядового финансиста федеральной компании, как на бизнес-процессы влияет централизация и почему ключевых сотрудников лучше выращивать в компании, ЖАННА ПАНАРАТ рассказала ВИКТОРИИ АНТОНОВОЙ.

Жанна Панарат, финансовый директор Tele2-Сибирь. Родилась в Омске в 1974 году. В 2000 году окончила Омский государственный технический университет по специальности «Экономика и управление». В Tele2 работает с марта 2003 года, сначала бухгалтером «Tele2-Омск», с 2006 года — финансовым аналитиком, в 2008 году была назначена финансовым менеджером. В 2010 году переехала в Новосибирск, чтобы возглавить финансовый департамент макрорегиона «Сибирь».

Не замужем, детей нет. Увлекается дайвингом. Любит активный отдых (рафтинг, конные прогулки).

Распределение полномочий и компетенций

— Каковы ваши обязанности, и что входит в круг вашей компетенции в компании?

— Финансовый директор макрорегиона в нашей компании в первую очередь осуществляет каждодневную операционную работу. Она связана с обеспечением непрерывности функционирования финансов, также на мне лежит контроль за операционной финансовой деятельностью регионов Сибири. Кроме того, я отвечаю за соблюдение всех центральных политик и бизнес-процессов.

— А какие функции в плане финансов берет на себя центральный офис?

— Должна отметить, что последние годы у нас идет усиление централизации, так как произошло укрупнение бизнеса в плане географии. Конечно, когда у нас было всего 17 регионов присутствия, можно было осуществлять правление на местах, основываясь на точке зрения локального менеджмента. А сейчас, когда мы работаем уже в 43 регионах России, для того чтобы наша компания была более эффективной, идут процессы централизации. К примеру, в прошлом году был создан единый бухгалтерский центр обслуживания в Воронеже. Это позволило вывести локальные бухгалтерии на местах, многие сотрудники из этих подразделений переехали в Воронеж на работу в единый центр. Сейчас вся бухгалтерия в компании ведется по единым стандартам. То же самое касается финансового управленческого учета. Есть единые стандарты, они разрабатываются, обновляются и дополняются отделом методологии. Этот процесс постоянно развивается, совершенствуется. Нет такой секунды, когда бы я сказала: «мы достигли совершенства». Вызов в нашей работе есть всегда. Всегда есть области, на которые хочется обратить внимание, что-то улучшить, доработать, оптимизировать. Это достаточно живой процесс.

— Были ли у вас сложности в момент перехода всей бухгалтерии в единый центр?

— Вначале, конечно, было тяжело. Более того, я и сейчас не могу сказать, что все процессы отлажены до идеального состояния. Вообще создание таких центров в России — дело достаточно новое. Перед тем как выбрать эту модель функционирования и детально расписать все бизнес-процессы, наша проектная группа посетила достаточно много подобных центров, в том числе и зарубежных. Мы попытались взять самое лучшее. В любом новом проекте могут быть шероховатости и нестыковки во времени. К счастью, период перехода на новую систему у нас прошел достаточно быстро, и сейчас уже идет период отладки каждого бизнес-процесса. Вообще, конечно, это один из самых интересных проектов, в котором мне удалось поучаствовать.

— Какие технологии вы используете для такого постоянного «самосовершенствования»?

— Работе финансистов, конечно, помогают ИТ-решения, которыми мы пользуемся повседневно. К примеру, в компании есть система электронного визирования документов. Мы не подписываем бумаги вручную. Абсолютно все документы, которые касаются отношений с партнерами (счета на оплату, заказы, договоры), проходят через систему визирования. Для этого разработана специальная программа. Благодаря ей ответственные за визирование сотрудники, даже находясь в командировке, могут просмотреть документы и попросить их доработать или согласовать. Это здорово экономит время и помогает процессам идти своим чередом, независимо от того, где находятся люди. Существует также система делегирования. К примеру, если я нахожусь в отпуске, право подписи имеет финансовый менеджер. Бюджет также верстается в специализированной программе.

Кстати, говоря о рационализации бизнес-процессов, стоит вспомнить, что управленческая отчетность и отчетность по МСФО у нас тоже формируется в Москве. Этим не занимаются локальные финансисты. В компании создан специальный отдел, который ведет всю работу по формированию отчетности, и каждый специалист данного отдела «закрывает» несколько регионов. Это тоже позволяет экономить средства. Такая централизация унифицирует весь процесс и упрощает прохождение аудита. Раньше, когда отчетность готовил каждый регион, аудиторы вынуждены были выезжать в наши ключевые города. Соответственно в оплату их работы входили и командировочные, и все затраты на поездки. Сейчас они посещают центральный офис, где формируется вся отчетность.

— ИТ-решения вам разрабатывает собственный департамент или вы привлекаете сторонних подрядчиков?

— Мы работаем со специализированными компаниями. Выбираем их посредством тендеров. Так как телеком — достаточно сложный и непростой бизнес, как правило, мы не можем пользоваться готовыми ИТ-решениями. Всегда необходимо прибегать к каким-либо доработкам. Очень много различных баз в компании создано на основе Lotus Notes, также мы работаем в программах SAP и Scala.

Хотела бы пояснить, почему мы заказываем разработку программного обеспечения у специализированных компаний, а не разрабатываем его сами. Это тоже связано с европейским рациональным подходом к ведению бизнеса: все непрофильные работы мы делаем с привлечением подрядчиков. Такой подход позволяет держать в штате только действительно необходимых сотрудников, менеджеров, которые хорошо управляют процессами и могут найти тех, кто лучше других решит поставленную задачу за разумные деньги. Мы контролируем и несем ответственность за их работу. Это помогает компании быть более гибкой и более эффективной.

— Какими качествами должен обладать сотрудник, чтобы работать в такой компании, как Tele2?

— Наша компания — это интересный сплав увлеченных людей. Люди не «нашего» формата, равнодушные, неинициативные у нас не задерживаются. Просто не выдерживают принятого в компании ритма работы и той многозадачности, которая присутствует у нас в деятельности. Ритм и увлеченность, на мой взгляд, — два очень тесно связанных понятия: если у сотрудника горят глаза и работа доставляет искреннее удовольствие, он делает ее быстрее и качественнее. Остаются те, кто не боится работы и хочет научиться новому. Таким в Tele2 можно достаточно быстро сделать хорошую карьеру.

— Расскажите о своем карьерном пути.

— Я пришла работать в компанию на должность бухгалтера в 2003 году в Омске. В 2006 году меня назначили старшим бухгалтером, летом 2006-го я перешла в финансовый департамент на должность аналитика. В 2008 году я стала финансовым менеджером «Tele2-Омск». В 2010 году я выиграла конкурс на должность финансового директора макрорегиона «Сибирь» и переехала в Новосибирск. Мой пример далеко не уникален. Неважно, в каком департаменте ты работаешь. Если ты действительно хочешь и можешь осваивать новые горизонты, то за несколько лет можешь достичь очень многого. В компании, которая работает в сорока трех регионах России и еще десяти странах мира, всегда можно найти должность, соответствующую твоим интересам и амбициям.

— Кому вы напрямую подчиняетесь?

— Наша дирекция имеет особую линейку подчинения. Руководителем и главой макрорегиона является генеральный директор. Ему подчиняются все, кроме финансового директора. Я подчиняюсь только финансовому директору «Tele2-Россия». Это было сделано сознательно, для того чтобы финансисты были независимой стороной. Естественно, мы лояльны к местному руководству, мы не стремимся создать проблемы бизнесу. Наша задача — оценивать риски и давать квалифицированное заключение. Финансисты всегда участвуют в принятии важных решений, и наше мнение учитывается. Мы договариваемся и посредством диалога вырабатываем единое оптимальное решение.

— Как построена работа вашего департамента в регионе?

— У нас работает минимум сотрудников, и каждый многофункционален. В данный момент, кроме меня, в департаменте в Новосибирске работают два человека, которые закрывают все финансовые вопросы. Это аналитическая, операционная работа и работа, связанная с проведением тендеров и осуществлением закупок.

Кроме Новосибирска в макрорегион также входят Кемерово, Омск, Томск, Эвенкия. В Омске и Кемерово Tele2 работает с 2003 года. В регионах финансовый отдел состоит из одного-двух финансистов.

Вопросы образования

— Как вы полагаете, какое образование нужно финансовому директору? Можно ли получить его на достойном уровне в регионах или только в столице?

— Я считаю, что не диплом в первую очередь говорит о квалификации человека. Диплом — это хорошо. Но можно получить бесконечное количество «корочек», обвешать ими всю стенку, но при этом не будет истинного понимания профессии. Хорошего финансового директора нужно вырастить. Это мое личное мнение.

— Но какой-то базис знаний можно получить в университете?

— Конечно, для того чтобы человек был настоящим профессионалом, безусловно, высшее образование необходимо. Нужен кругозор, важно уметь находить нужную информацию — это то, чему учат в вузах. Но только этого недостаточно. К сожалению, ни в одном вузе не дают умение добиваться поставленной цели.

— А у вас какое образование?

— У меня экономическое высшее образование по непрофильной специальности «Управление в области машиностроения». Дополнительно я посещала различные курсы по МСФО и технологиям управления. Последнее время у нас в компании проводится обучение для топ-менеджеров, касающееся эффективного управления. И это, честно говоря, дает очень много. Очень интересно применять подобные вещи на практике. Хотя ты понимаешь: ты все это знал, но так структурированно на эти процессы еще ни разу не смотрел. Также для сотрудников Tele2 есть программа по изучению английского, поскольку мы иностранная компания. В общем, внутри этих стен можно получить хорошее развитие.

— А МВА у вас нет?

— Нет. Но, конечно, иметь MBA очень желательно для финансового директора. По поводу обучения у меня есть мнение, что в процессе получения образования (особенно если их несколько) главное — вовремя остановиться и понять, что у тебя не поменялся фокус. Возвращаясь к вашему вопросу, конечно, в будущем у меня есть желание получить МВА. У меня есть свой собственный план развития, и я стараюсь ему следовать.

— А как относитесь к тренингам для финансовых директоров, которые проводят у нас в городе?

— Я считаю, что это не слишком полезно именно для меня. Я посещала такие мероприятия и слышала отзывы. В Новосибирске и в Сибири в целом у нас пока недостаточен уровень подобных мероприятий. Мне проще взять нужную книгу и почитать, если меня что-то интересует по моей профессии. Даже если собираешься на тренинг к замечательному специалисту в своей области, не стоит думать, что за день или два человек сможет дать тебе ответы на все вопросы. Если это хороший образовательный центр, то он дает тебе только инструменты. Не более чем.

Инициатива приветствуется

— Как вы думаете, чем отличается ваша деятельность как финансового директора макрорегиона от той, которую вы бы вели, если бы были финдиректором головного офиса компании?

— Если бы я была независимым финансовым директором, наверное, у меня бы было больше пространства для маневра. Хотя, конечно, здесь тоже есть место для творчества в каждодневной работе, чаще речь идет о тактике, а не о стратегии. Стратегические решения идут от нашей штаб-квартиры, и моя задача как финансового директора — максимально воплотить эти планы, в полной мере соответствовать их ожиданиям.

Кстати говоря, у нас все операционные финансовые директора участвуют в рабочих проектных группах. В том случае, когда перед компанией ставится интересная задача, финдиректор не только дает обратную связь с точки зрения операций, но и участвует в разработке и внедрении данного проекта.

Я не чувствую себя пешкой или рядовым сотрудником, который выполняет ограниченное количество функций. У меня и у любого сотрудника Tele2 всегда есть право выйти в центр со своей инициативой. Интересные мысли у нас приветствуются.

— А есть механизм, в рамках которого сотрудники могут предлагать свои идеи?

— Когда есть идея, сотрудник делится ею со своим непосредственным руководителем. Руководитель подсказывает, какие моменты стоит проработать, какую дополнительную информацию собрать и проанализировать. Когда идея доработана до взвешенного предложения, она выносится для обсуждения на более высокий уровень. Работа с идеями — одна из функций макрорегиона. Сотрудники макрорегиона должны поддерживать обратную связь с центральным офисом, анализируя пожелания и опыт регионов по совершенствованию или внедрению тех или иных процедур, делиться с другими регионами наиболее эффективными региональными проектами.

Процессам обмена опытом между регионами в Tele2 уделяется много внимания, ведь один из принципов компании — «Не стоит тратить время и деньги на изобретение велосипеда, если кто-то из коллег уже придумал эффективный способ решения стоящей перед тобой задачи». Такой подход позволяет, во-первых, быстро и эффективно решать стандартные задачи, во-вторых, находить время и желание придумывать интересные новые проекты.



Comments are closed.

Так же в номере