Главная » Экономика » Роман Шилохвостов: «Каждого крупного инвестора мы изучаем и стараемся не отпускать»

Роман Шилохвостов: «Каждого крупного инвестора мы изучаем и стараемся не отпускать»

Когда разговор заходит об управлении госимуществом, в сознании обывателя до сих пор возникает некоторое «брожение», считает руководитель департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Роман Шилохвостов. Развеять общественные сомнения может только планомерная работа по выработке регламентов имущественного права и информированию о правительственных планах по приватизации госактивов. О роли департамента имущества в осуществлении этих целей корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРЕ ЕВДОКИМОВОЙ рассказал РОМАН ШИЛОХВОСТОВ.

— Как вы оцениваете современное состояние нормативной базы и стандарты управления госимуществом?

— Иногда у обывателя встречается мнение, что в сфере управления имуществом, особенно государственным, многое скрыто от глаз. Причины таких домыслов берут начало еще из «лихих» 90-х, когда приватизация имущества проходила в отсутствие более или менее понятных подзаконных актов, четко регламентирующих отношения имущественного характера. О тех временах все помнят либо наслышаны. Сегодня в этом смысле все достаточно определено, на все действия существуют соответствующие регламенты, даже оценка имущества происходит не по каким-то там формулам и непонятным методикам, а при участии институтов независимых оценщиков.

В то же время из-за информационного вакуума вокруг темы имущественных отношений у обывателя то и дело возникают вопросы. Вот вам один из последних ярких примеров: жаркую дискуссию в прессе вызвала приватизация путем реализации преимущественного права арендатора на выкуп здания в центре города (ООО «Гомеопатический медико-социальный центр» выкупило кирпичное здание площадью 451,7 кв. метров по ул. Октябрьская, 47 за 6,12 млн рублей. — «КС»). Общество, которое реализовало свое преимущественное право, долгое время арендовало это здание под аптеку, добросовестно и своевременно платило арендную плату, содержало имущество в надлежащем виде. За те 10 лет, которые Общество арендовало помещение, оно вложило туда порядка 20 млн рублей. До этого, стоит заметить, здание находилось в запущенном состоянии. Таким образом, по действующему законодательству арендатор заявил свое право на приватизацию указанного имущества. Независимые оценщики учли все указанные выше условия, но тем не менее, когда эта информация стала публичной, возникло некоторое недопонимание в обществе, как часто это у нас бывает. Начались жалобы в прокуратуру, в департамент неоднократно обращались с вопросами: «Почему именно эта компания приобрела здание по столь низкой цене — 6 млн рублей?» Ведь таких желающих нашлось бы много. Но при этом все забыли, что для начала нужно было на протяжении нескольких лет платить аренду и вкладывать в это здание, а потом уже претендовать на него. Кстати, я неоднократно разговаривал и с журналистами, которые мне задавали все эти вопросы, и всем им объяснял: ну представьте себе, хорошо, нашли бы причины, отказали в преимущественном праве этому Обществу, выкупившему здание; провели оценку, увеличили начальную цену с учетом новых обстоятельств. И выкупил бы у нас это здание какой-нибудь банк или иная состоятельная коммерческая структура, выселили бы они оттуда бедную аптеку, и в этом случае публикации в прессе были бы уже другого толка, из разряда: «Какое плохое правительство, бедного арендатора выселяют». Скорее всего, так оно и было бы, согласитесь?

Кстати, там помимо здания ведь еще земельный участок существует, который стоит намного дороже самих помещений, и право арендатора — покупать его или взять в аренду. То есть если речь идет не о преимущественном праве, то трактовка закона однозначная: покупать здание только с земельным участком. В данном же случае арендатору было предложено выкупить участок или воспользоваться преимущественным правом, установленным Федеральным законодательством. Арендатор выбрал второй вариант, но это скорее частный случай.

— Какие конкретно функции выполняет ваш департамент, осуществляя управление областным имуществом?

— Когда губернатор Василий Алексеевич Юрченко пригласил меня на должность руководителя департамента имущества и земельных отношений, я, сказать честно, сам до конца не осознавал масштаб и глобальность вопросов, которые предстоит решать. Сейчас могу сказать, что главная функция нашего ведомства заключается в приведении к единообразию на всей территории Новосибирской области политики в области имущества и земельных отношений, контроле и обеспечении эффективности использования областного имущества. При этом департамент выполняет ряд других функций и стратегических задач: кадастровая оценка земель, потому что именно от кадастровой стоимости идет исчисление налогообложения в области, а также разработка и воплощение в жизнь прогнозного плана приватизации.

Сегодня президент ставит перед всей страной задачи по усилению и скорейшему завершению процессов приватизации непрофильных государственных активов. Новосибирская область выглядит достаточно неплохо на общем фоне: многие из этих процессов, о которых идет речь, уже подходят к завершению. Сейчас осуществляется ряд корректировок по прогнозным планам приватизации областного имущества, которые были сформированы.

Следующий момент, о котором я уже упомянул, — это проведение департаментом кадастровой оценки земли. В прошлом году, например, мы завершили оценку земли населенных пунктов и промышленных предприятий. Ранее полномочиями по ее проведению была наделен Росреестр РФ, сегодня они переданы в субъекты, и оценку уже заказывает департамент имущества в соответствии с установленной методикой Минэкономразвития РФ. На сегодняшний момент проделан огромный пласт работы. В текущем году проводится оценка сельхозземель.

— Какие компании проводят независимую оценку объектов имущества и какова роль вашего департамента в определении цены этих объектов?

— Департамент в соответствии с ФЗ № 94 производит отбор оценочных компаний, впоследствии заключает с ними контракты. Цена определяется только отчетом независимых оценщиков. Если отчет вызывает вопросы, департамент имеет право направить его на экспертизу. В случаях, когда речь не идет о преимущественном праве, стартовую цену можно определить выше оценочной, но никак не ниже.

— Насколько востребованы на рынке объекты, предназначаемые к приватизации в Новосибирской области?

— По многим из объектов имущества реализация идет тяжело, поскольку потенциальных инвесторов у них не так много. Сложившаяся ситуация характеризуется рядом объективных и субъективных причин. Из субъективных: чему я был удивлен, придя в департамент, — по многим пакетам акций и объектам имущества оценочная цена крайне завышена. Это напомнило мне один анекдот про бабушек с семечками: сидят три бабушки, у двух стакан семечек по 10 рублей, а у третьей — 30 рублей, на вопрос: «Почему у вас они стоят так дорого и чем они, собственно, отличаются от других?» — третья старушка отвечает: «Да ничем, просто очень уж деньги нужны». Так и у нас, все время хочется продавать подороже. Вопросов нет, это одна из основных задач — эффективно реализовать имущество и пополнить областной бюджет, но с другой стороны, если цена не соответствует рыночной, подобная ценовая политика может привести к тому, что имущество окажется никому не нужным. А ведь оно продолжает ветшать, более того — подвергаться хищениям, и при этом бюджет несет расходы на его содержание. Рынок всегда отрегулирует цену сам в процессе аукциона и торгов.

Кстати, реализация объектов происходит максимально публичным образом — через прогнозный план приватизации, который утверждается за год, публикуется в СМИ и на официальном сайте департамента имущества и земельных отношений. В процессе реализации мы также делаем множественные объявления.

Возвращаясь к вопросу о функциях, которые осуществляются департаментом в рамках управления имуществом, особо хотелось бы отметить тот факт, что сегодня нам нередко приходится выявлять и исправлять ошибки прошлых лет. Так, ряд принятых нерациональных решений, которые не позволяли нам наладить процесс реализации пакетов акций и других объектов более эффективно. Приведу пример с одним из акционерных обществ. В самом центре территории, принадлежащей этому обществу, произошло отчуждение земельного участка и приобретение его одним крупным инвестором. Соответствующее решение о выделении этого участка было согласовано с нашим департаментом по понятным причинам: на территорию со своим проектом заходила известная компания (речь идет об ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и о планах компании по строительству на территории ОАО «Возрождение» в Новосибирской области молочного производства. — «КС»), которая собиралась построить завод в Новосибирске, а значит, вложить в развитие нашей области свои инвестиционные средства, создать здесь рабочие места и увеличить налооблагаемую базу. Вроде бы идея правильная, только принятое решение по отчуждению центральной части этой территории сделало основной и оставшийся участок непонятным и непривлекательным для других инвесторов.

— Как решился вопрос?

— Инвестор в силу своих причин на неопределенное время приостановил строительство завода. В свою очередь ОАО «Возрождение» выкупило назад этот участок по той же цене, по которой он был продан ОАО «Компания ЮНИМИЛК» ранее. Должен заметить, что сразу после этого на пакет акций уже появились потенциальные покупатели. В ближайшее время, надеюсь, он будет реализован, а некоторые компании даже смогут побороться друг с другом за него в ходе аукционных торгов.

До недавнего времени у некоторых наших чиновников и правительственных структур было следующее понимание: государство не должно пиарить и рекламировать себя, поскольку инвесторы сами придут и выстроятся в очередь. Но уже давно не 90-е годы, а значит, для того чтобы привлечь инвестора, необходимо не просто предложить ему выгодные условия, но и правильно и вовремя донести до него нужную информацию. Ведь сегодня нет проблем с предложением, инвестор смотрит, выбирает, и если решает, что ему невыгодно строить и приобретать имущество в Новосибирской области, он уходит в соседние регионы. Это законы бизнеса и тут должен соблюдаться паритет между предоставлением выгодных для инвестора условий и выгодой от принимаемых решений для самой области. И ни в коем случае нельзя допускать ситуаций, как в приведенном мной примере, когда, решая одну проблему, мы получаем другую — не менее серьезную.

— Какие компании инвестируют сегодня в земли и имущество, принадлежащее области?

— Большинство сегодняшних инвесторов — это местные компании и предприниматели, но сейчас также достаточно активно проявляют себя и москвичи. Департамент имущества совместно с областными минэкономразвития и минстроем рассматривает и анализирует все поступающие к нам заявки, после чего принимает решение по отчуждению имущества или земельного участка. Каждого крупного инвестора, изъявившего желание зайти на объекты в Новосибирской области, мы изучаем, работаем с ним и стараемся не отпускать.

— Удалось ли в 2011 году выполнить план по приватизации областного имущества?

— План приватизации в 2011 году полностью выполнен не был. Из восьми запланированных пакетов акций было продано четыре, доходы от реализации объектов недвижимости составили 89 362,7 тыс. рублей, или 83,8%, было реализовано 10 объектов. Это связано с вышеперечисленными причинами и в том числе с невозможностью реализовать пакеты акций того же ОАО «Возрождение», о котором я уже говорил, и ряда других. По объектам имущества есть такие, которые так же очень сложно реализовать. Например, бывшая база отдыха «Металлург» в Ордынском районе. Вроде и место там хорошее, красивое, но туристический рынок в последние годы настолько «просел», что цена на этот объект из года в год падает, и даже при сегодняшней крайне низкой стоимости комплекса мы не видим желающих его выкупить.

В нашем департаменте имеется специальный контрольный отдел, который проводит плановые проверки использования имущества и земельных участков, закрепленных за теми или иными учреждениями и предприятиями на территории Новосибирской области. В рамках этой работы мы очень много выделяем неэффективных объектов, пустующих помещений, земельных участков, которые уже давно никем не используются. С организаций, в управлении которых находится данное имущество, мы постоянно требуем планы по вовлечению в оборот этих участков и помещений либо решаем вопросы об их изъятии. Так, недавно был изъят целый ряд земельных участков и помещений в Первомайском районе города, которые в самом ближайшем времени мы планируем выставить на торги. Впоследствии на реализованных земельных участках будет построено жилье или осуществлены другие важные для области проекты.

— Как имущество, находящееся в собственности у области, сегодня распределено между областным центром и районами?

— Вся земля, которая находится в областной собственности, в основном закреплена за теми или иными учреждениями, акционерными обществами или унитарными предприятиями . На сегодняшний день, пожалуй, только один участок — в поселке Садовый — остался в областной собственности после акционирования завода «Пашинский» и представляет собой участок, который относится к казне области. Как вы знаете, существуют земли, которые предназначены для предоставления их льготным категориям граждан, причем 99,9% таких участков закреплены за тем или иным муниципальным образованием. На указанном участке в поселке Садовый по поручению губернатора запущен пилотный проект, в соответствии с которым департамент имущества распределяет участки льготным категориям граждан. Раньше этой работой занимались только муниципальные образования. В прошлом году нам удалось сформировать порядка 360 участков на этих землях и выдать их льготным категориям граждан, 297 из которых предназначались для многодетных семей.

Данная тема все еще остается достаточно болезненной, поскольку системно этим вопросом, к сожалению, никто никогда не занимался. Муниципалитеты всегда осуществляли распределение по своему усмотрению, и никто их действия не контролировал. В результате мы пришли к тому, что люди нередко находятся в полном неведении о перспективах получения того или иного участка. Сейчас мы эту систему делаем абсолютно прозрачной, формируем сводный реестр нуждающихся граждан, ведем постоянную работу с муниципалитетами.

— В начале разговора вы уже приводили пример с аптекой, здание которой находилось не в муниципальной, а в областной собственности. Много ли таких областных объектов у нас?

— Пример с аптекой — скорее частный случай, и речь там шла о памятнике архитектуры. Кстати, еще одна работа, которую в департаменте проводим совместно с правительством области, — это формирование имущества областной казны. Ранее сама по себе казна не формировалась, были какие-то непрофильные объекты, которые хотя и включались в прогнозный план приватизации, но все же находились в оперативном управлении областных учреждений. К примеру, здание на улице 1905 года, где ранее размещалась пересыльная тюрьма, — до момента продажи оно было закреплено за медицинским учреждением, что в корне неправильно. Такие обособленные объекты должны учитываться отдельно, что позволит не только обеспечивать их прозрачность, но и включать их в прогнозные планы приватизации или принятия по ним других управленческих решений.

— Участвует ли ваш департамент в управлении имуществом ГУПов и как осуществляется взаимодействие с профильными ведомствами в рамках этого управления?

— ГУПов у нас не так много, так же как и «акционерок». В большинстве случаев речь идет о различных учреждениях — автономных, бюджетных или казенных. Есть, конечно, профильные министерства, которые ведут свою кадровую политику, но тем не менее все договоры в обязательном порядке должны согласовываться с нашим департаментом. Сотрудники департамента имущества и земельных отношений принимают участие во всех отраслевых и балансовых комиссиях учреждений. Если речь идет об акционерных обществах, они состоят в составе советов директоров. По сути, без согласования с департаментом невозможно ни списать, ни поставить на баланс, ни передать другому учреждению любое движимое и недвижимое областное имущество.

Ну и конечно, руководители всех перечисленных учреждений сдают нам отчеты о прибылях и убытках, после чего наши юристы и специалисты отдела обеспечения доходов внимательно изучают информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Далее мы издаем приказы о нормативах отчисления от чистой прибыли в областной бюджет по этим организациям

— Так сколько денежных средств приносит бюджету областное имущество?

— О доходах правительства от реализации объектов недвижимости я уже говорил ранее. Но хочу напомнить, что необходимо понимать и учитывать их структуру. У нас же все «акционерки» на виду. В этом году правительство области утвердило стратегический перечень акционерных обществ, которые не подлежат приватизации, среди них ОАО «Технопарк», ОАО «Агентство Инвестиционного Развития» и другие, все их можно увидеть на нашем сайте. Что касается наиболее прибыльных компаний, то по итогам 2011 года ею стало ОАО «ГазТрансКом», которое перечислило порядка 1 млн рублей дивидендов, среди ГУПов — ОГУП «Техцентр НСО», у которого по итогам года отчисления от чистой прибыли в областной бюджет составили порядка 6 млн рублей.



Comments are closed.

Так же в номере