Главная » Стиль жизни » Альтернативные выборы в «Красном факеле»

Альтернативные выборы в «Красном факеле»

На сцене «Красного факела» увидела свет премьера спектакля «История города Глупова», поставленная по хрестоматийной сатирической повести М. Е. Салтыкова-Щедрина молодым петербургским режиссером Дмитрием Егоровым. Кстати, он же выступил и автором инсценировки. В результате новосибирцы не только увидели зрелище с неожиданным жанровым определением «сатирическая безмолвная комедь в двух действиях и шести градоначальниках», но и получили возможность проголосовать за полюбившегося персонажа.

Салтыков-Щедрин так писал о смысле своей повести: «Совершенно обыкновенную сатиру имел я в виду, сатиру, направленную против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною. Черты эти суть: благодушие, доведенное до рыхлости, ширина размаха, выражающаяся, с одной стороны, в непрерывном мордобитии, с другой — в стрельбе из пушек по воробьям, легкомыслие, доведенное до способности не краснея лгать самым бессовестным образом». В сценической версии от оригинала отличается многое: значительные фрагменты текста заменены танцем, пантомимой и краткими ремарками от автора, которые транслируются по радио, а из созданных писателем двух с лишним десятков градоначальников осталось лишь шесть.

Однако природа власти и ее искушения со времен классика, по мнению авторов спектакля и части зрителей, кардинальных изменений не претерпели. Так, министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева рекомендует посмотреть краснофакельскую премьеру «Истории города Глупова» по Салтыкову-Щедрину всем членам правительства, чиновникам областной администрации и мэрии. «Считаю, что это будет очень полезно в рамках антикоррупционной программы и для повышения нашего профессионализма. Когда смотришь на ситуацию со стороны, то всегда понимаешь ее полнее и лучше. Этот спектакль как раз дает возможность власти взглянуть на себя со стороны», — отметила Наталья Ярославцева.

«Я очень рад, что такой спектакль появился на нашей сцене. Салтыков-Щедрин актуален во все времена, не только сейчас. Когда мы решали взяться за этот материал, то понимали, что и работа над ним будет сложной, и зрителю на спектакле предстоит не развлекаться, а трудиться. Но театр интересен именно тогда, когда он ставит перед собой серьезные задачи», — аргументировал выбор текста директор театра «Красный факел» Александр Кулябин. Творческая группа, работавшая над созданием спектакля, сделала все возможное, чтобы облегчить зрительский труд. Во-первых, все исполнители, занятые в спектакле, прекрасно справились с непростой актерской задачей — ведь каждый новый градоначальник создавал новые предлагаемые обстоятельства, в которые нужно было поверить артистам, а за ними и зрителям.

Безголовый Брудастый, истово крестящийся Фердыщенко, воинственный Бородавкин, любвеобильный Микаладзе, либеральный Грустилов и фанатичный Угрюм-Бурчеев по очереди учили жителей города Глупова быть послушными, угодливыми, развратными, преисполняться военной удали и любовного пыла или вовсе сойти на нет. Глуповцы всякий раз подобострастно ловили указания свыше, при этом каждой эпохе в жизни города на сцене было точно и изобретательно созданы подходящее музыкальное и световое решение, стилистика костюмов, пластика и жесты актеров. По результатам голосования, в котором приняли участие более 400 человек, первым в зрительском рейтинге стал Ксаверий Георгиевич Микаладзе, который набрал 151 голос. По словам Салтыкова-Щедрина, этот градоначальник «имел обольстительную наружность и был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое. Оставил полезное по сему предмету руководство и умер… от истощения сил».

«Хорошо, что на следующий день после премьеры вокруг спектакля начались споры. Потому что именно этого я и хотел: чтобы спектакль заставлял думать, осознавать, что происходит сегодня с нами, в нашей стране. Намного проще в социальных сетях поставить сердечко «Мне нравится» у чужой записи, чем сделать что-то самому. Поэтому выборы градоначальника, которые мы сначала планировали провести только на премьере, теперь станут постоянными. Ситуация выбора и принятия решения — это то, чего сегодня все избегают, хотя именно сейчас мы должны быть готовы выбирать и решать. Даже тогда, когда выбора нет», — подводит первые итоги постановщик спектакля Дмитрий Егоров. Для молодого режиссера, сделавшего имя главным образом на постановках современных пьес, обращение к классическому тексту стало своеобразным экзаменом на творческую зрелость. Кроме того, по иронии судьбы Митя Егоров доводится правнуком последнему дореволюционному градоначальнику Новониколаевска.

В одном из интервью режиссер назвал «Историю города Глупова» самым страшным спектаклем из тех, что когда-либо ставил, и добавил, что он не видит света в конце туннеля. По его мнению, сюжетная линия «Истории одного города» — лишь серия доказательств одной и той же теоремы: в российском государстве никогда не может быть порядочной власти, потому что мы имеем таких правителей, которых заслужили. К счастью, в театре есть только одна власть — сила искусства. Пока не начнется цензура.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Татьяна Людмилина, директор театра «Глобус»:

— «История города Глупова» в «Красном факеле» — результат смелой работы молодого режиссера Дмитрия Егорова с очень непростым текстом серьезного автора. К несомненным достоинствам спектакля можно отнести интересное визуальное решение: сценографию Фемистокла Атмадзаса, свет Дениса Солнцева и костюмы Ольги Атмадзас. Если говорить о режиссерских находках, большой удачей стало то, как динамично развивались и раскрывались характеры жителей города на протяжении всего действия. Возможно, именно обилие идей и образов режиссера иногда приводит к тому, что он забывает «включить внутренний таймер»: более лаконичный вариант постановки мог быть удобнее для зрительского восприятия. В целом работу коллег могу назвать интересной. Салтыков-Щедрин — непростой автор: чтобы поставить спектакль по его произведениям, требуется недюжинная решимость. Такая работа не может быть «беззубой», здесь необходимы острота и сатирическая нота, которыми «История города Глупова», без сомнения, обладает.

Владимир Миллер, заместитель министра культуры Новосибирской области:

— «Красный факел» — мой любимый драматический театр в Новосибирске, но последняя премьера, честно говоря, мне не очень понравилась. На мой взгляд, несравненный текст великого Салтыкова-Щедрина и великолепный актерский ансамбль театра заслуживают более взвешенного, уважительного подхода. Хочется видеть на любимой сцене актерскую игру, от которой захватывает дух, а не изыски экспериментальной режиссуры на фоне политически злободневного подтекста. Вольное отношение к классике и смелые трактовки на свой лад уже стали тенденцией, но постановку Дмитрия Егорова не могу назвать удачей. Безусловно, обновление и эксперимент нужны театру, но при этом хочется, чтобы неизменным оставалось главное — высокий профессионализм и качество. Например, мне очень понравился «Дядя Ваня» в постановке театра им. Вахтангова, который мы увидели на Рождественском фестивале: спектакль получился современным, полным действия и смысла. Желаю актерам «Красного факела», которых я обожаю, новых талантливых постановок!

Голос с галерки (зритель предпочел сохранить анонимность):

— Постановка «Истории города Глупова» удивительным образом пришлась ко времени. На фоне идущей в стране избирательной кампании вечный текст Салтыкова-Щедрина, который проблему природы власти не из пальца высосал, выглядит очень свежим, актуальным, включенным в нашу жизнь. Захотелось перечитать первоисточник. Труппа театра «Красный факел» показала высокий уровень, играли прекрасно все. Понравился режиссерский ход с выборными бюллетенями для публики, прекрасная находка — чтение авторского текста детскими голосами, правда, в отдельные моменты они звучали не совсем отчетливо. Этот отличный спектакль, хотя и немного затянутый в самом начале, заставил меня задуматься и от души посмеяться.



Comments are closed.

Так же в номере