Главная » Стиль жизни » Зеленский в путь собрался

Зеленский в путь собрался

В среду руководители Новосибирского государственного академического театра оперы и балета собрали пресс-конференцию. Помимо традиционного анонса предстоящих премьер, гастролей и фестивалей нового сезона, особое внимание присутствующих привлекли две темы: имя будущего главного дирижера и развенчание слухов об уходе из театра Игоря Зеленского, художественного руководителя балета.

Открывая свое выступление, директор театра Борис Мездрич рассказал об успешных мадридских гастролях, а затем перешел к планам сезона, который откроется тремя прошлогодними премьерами. Итак, 16 сентября зрителя увидят балет «Спартак» с Игорем Зеленским в парии Красса, 17 сентября будет представлена опера «Иоланта» с Вероникой Джиоевой, а 18 — «Кармен» в хореографии Ролана Пети и еще два одноактных балета. Так получилось, что последнюю прижизненную постановку «Кармен» осуществил именно наш театр: в июле великий балетмейстер ушел из жизни в возрасте 87 лет. В «Кармен», посвященной памяти Ролана Пети, на сцену выйдут Анна Жарова и Игорь Зеленский. Кстати, все три спектакля уже прошли первый заочный тур отбора на «Золотую маску», и до весны экспертам конкурса предстоит лично просмотреть их на нашей сцене.

Если говорить о премьерах нового сезона, то сроки их представления публике претерпели некоторые изменения, связанные в первую очередь с гастрольными планами театра. Опера Шарля Гуно «Фауст» 3 декабря будет представлена в концертном исполнении, в конце июня получит полное сценическое воплощение и затем войдет в репертуар. Сейчас идут режиссерские и музыкальные репетиции. В конце марта театр планирует выпустить «Корсара» Адольфа Адана в качестве большой балетной премьеры и знаменитое гран-па из второго акта «Пахиты» в качестве одноактного балета. «В «Корсаре» есть все, чтобы нравиться публике: легкий сюжет, красивая музыка, интересные танцы. Мы плодотворно взялись за репетиции в самом начале сезона, и сегодня хореографическая часть уже готова. Теперь ждем художника-постановщика Давида Монавардисашвили, с которым уже ставили «Баядерку», и надеемся порадовать зрителей красивым качественным спектаклем», — рассказал художественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский. Таким образом, зрителей ожидают три премьерных постановки.

«Параллельно продолжается наше плодотворное сотрудничество с Новосибирской государственной консерваторией, в феврале осуществится наша совместная постановка двух одноактных комических опер: «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини и «Сначала музыка, потом слова» Антонио Сальери. Выпускники консерватории исполнят вокальные партии, а театр возьмет на себя оркестровое сопровождение, сценографию, костюмы и предоставит сцену концертного зала. Затем оперы войдут в наш репертуар, а на будущий год в них вольется новое поколение выпускников», — рассказал Борис Мездрич. Повторится и Gaudeamus-Gala, совместный концерт театра и консерватории, впервые с успехом осуществленный минувшей весной. В продолжение доброй традиции сотрудничества Новосибирский хореографический колледж отметит свое 55-летие на сцене оперного. По словам Бориса Мездрича, наличие в Новосибирске трех значимых федеральных объектов — оперного театра, консерватории и хореографического училища — редкостная удача для города.

В мае пройдет традиционный V Сибирский фестиваль балета, будут и другие интересные проекты. Так, 18 октября симфонический оркестр нашего театра сыграет для новосибирцев произведения Дебюсси, Гайдна и Малера. Дирижировать оркестром будет Айнарс Рубикис, молодой дирижер из Латвии, который в прошлом году стал лауреатом конкурса Малера(International Gustav Mahler conducting competition) и совсем недавно выиграл конкурс дирижеров в Зальцбурге (Salzburg Festival Young Conductors Award). На счету у дирижера, кроме престижных наград, успешный опыт работы в Латвийской национальной опере и Национальной опере Венгрии. «Айнарс Рубикис, не перепутайте», — предостерег журналистскую братию директор театра. Что ж, возможно в скором времени нам придется часто произносить эту фамилию.

В рамках различных программ на сцене оперного театра можно будет увидеть и услышать Дениса Мацуева, Михаила Плетнева, Дмитрия Хворостовского, артистов Большого театра, итальянских оперных певцов, международный проект «Короли танца» и многое-многое другое. «Очень советую 6 ноября послушать новосибирца Владимира Галузина в «Пиковой даме». Теперь это мировая звезда, последний раз он пел в нашем оперном в 1989 году», — рассказал Борис Мездрич. В этом году предстоят 100-летние юбилеи первых солистов сибирской оперы: Лидии Мясниковой, Надежды Первозванской и Михаила Киселева. 22 сентября театр примет «Интерру», и в декабре примет активное участие в проведении IX Международного рождественского фестиваля искусств.

«Мы пригласили новых солистов в балет, новых исполнителей в хор, солистов оперы. К нам пришли талантливые выпускники консерватории, появились хорошие голоса», — рассказал о новых пополнениях Борис Мездрич. В — свете ряда событий прошлого сезона кадровая проблема действительно актуальна для театра. «В прошлом году в связи с отъездом Теодора Курентзиса уволилась группа артистов хора — всего семь человек, но это были наиболее мобильные и подготовленные кадры, выступавшие в камерном составе. В конце сезона мы испытывали некоторые трудности, но сегодня полностью восстановили состав. Пришедшие в коллектив молодые исполнители ни в чем не уступают своим предшественникам, кроме, пожалуй, опыта. В прошлом году у нас было два сольных концерта, где мы исполнили произведения Родиона Щедрина и духовную музыку русских композиторов. Концерты прошли с большим успехом, и эту линию самостоятельных выступлений хора будем продолжать. К марту надеемся доделать новый концерт с участием молодых вокалистов и дирижеров-хоровиков», — поделился планами главный хормейстер НГАТОиБ Вячеслав Подъельский.

В марте театр отправится с гастролями в канадский Монреаль, а в июле — в Сеул. Зрители двух континентов будут наслаждаться «Лебединым озером». Возможно, спектакль также будет показан в Японии — в настоящий момент ведутся переговоры с Токийским оперным театром. Будет реализован ряд социальных программ, многое предстоит сделать для удобства зрителей. Уже сегодня открыта электронная продажа билетов и оплата по пластиковым картам в кассах театра, сохраняется вечерний автобус в Академгородок, готовятся новые маршруты. Театр совершенствует работу сайта, активно погружается в социальные сети и планирует издание собственного регулярного журнала под названием «Сибирский Колизей».

На этом рассказ о предстоящих событиях закончился, и Борис Михайлович заговорил о том, что действительно волнует новосибирцев. «В новом сезоне руководитель балета театра Игорь Зеленский будет продолжать работу в нашем театре, совмещая ее с работой на аналогичной должности в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Недавно прошли трехсторонние переговоры с участием Владимира Урина, в результате которых мы подробнейшим образом обсудили все нюансы деятельности балетных трупп двух театров, репетиционного процесса, выпуска новых постановок, распределения артистов по спектаклям. Мы нашили взаимопонимание, и надеюсь, этот эксперимент станет полезным опытом сотрудничества, обогатит художественные и актерские позиции обоих театров», — сообщил Борис Мездрич.

Игорь Зеленский в свою очередь выразил благодарность за понимание и заявил с несвойственной ему обычно эмоциональностью: «Всю жизнь я служу делу под названием «балет» и ежедневно приношу себя в жертву на алтарь этого дела. Когда хороший столичный театр сделал мне это заманчивое предложение, не стал отказываться. Хотя переговоры начались еще в декабре, я довел сезон до конца и прибыл в Москву для личной встречи только в мае. Я не могу позволить себе просто повернуть и уехать и буду стараться по-прежнему максимально вносить творческий импульс, свою энергию в жизнь этого тетра. Мне будет трудно, но, как говорится, волков бояться — в лес не ходить».

За годы руководства труппой Зеленский внес заметный вклад в ее развитие — расширил репертуар, укрепил актерский состав, наладил связи в международном творческом сообществе. В целом оценивая результаты сотрудничества в театре положительно, он видит и ряд ограничений, связанных с недостаточным финансированием театра и некоторой консервативностью публики.

«Наши зрители любят классику, которая закономерно составляет основу репертуара, и даже на балеты Баланчина ходят гораздо хуже. Мы поставили конкурентоспособное «Лебединое озеро», а «Баядерка» за три года прошла с аншлагом 62 раза. Уважая взгляды аудитории, я не мог позволить себе безответственных экспериментов с авангардной хореографией. В богатом театре и фантазия богаче, поэтому экспериментировать я буду в Москве», — отметил руководитель теперь уже двух танцевальных трупп по 100 человек каждая.

«Мы давно этого внутренне ждали. Все годы работы Игоря Зеленского в нашем театре чувствовалась некоторая неудовлетворенность. Игорь — особый человек, обладающий собственной динамикой. Он пытался создать в театре и вокруг него особую атмосферу, особую среду творческого поиска, которая привлекла бы к театру внимание власти, общественности и бизнеса, сделала его ярким явлением публичной жизни города, объединила вокруг балета заинтересованных людей. Думаю, был некий пласт недопонимания с руководством театра, озабоченным в большей степени хозяйственным благополучием, чем творческим поиском. Сотрудничество театра с такими личностями, как Курентзис и Зеленский, было шансом выхода на качественно новый уровень, возможностью стать эпицентром культурной жизни страны, но этот шанс мы не реализовали», — так оценил новое назначение Зеленского один из видных новосибирских бизнесменов, пожелавший сохранить анонимность.

По мнению Бориса Мездрича, достойное развитие оперного театра возможно при условии объединения усилий федерального, областного и городского бюджетов со спонсорской поддержкой бизнеса. В Новосибирске есть группа бизнесменов, которые заинтересованы в судьбе театра и выражают желание его поддерживать на определенных условиях. В настоящее время руководство театра ведет переговоры о создании попечительского совета.

Что же касается назначения нового главного дирижера, то здесь интрига пока сохраняется. Дело в том, что по ряду причин имя кандидата на этот пост пока не раскрывается, хотя дирекция театра уже провела переговоры и достигла договоренности с одним из молодых талантливых дирижеров. «Мы искали определенный тип и подробно исследовали дирижерский рынок. В конце октября мы сможет торжественно объявить публике имя, фамилию и отчество главного дирижера, а по результатам сезона будем рассматривать возможность его назначения на пост художественного руководителя оперы», — обнадежил Борис Мездрич.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Терешков, Сибирская хлебная корпорация:

— Оперный театр — достояние города, которым надо заниматься всем миром, объединяя усилия небезразличных людей. Попечительский совет мог бы стать настоящим клубом ценителей искусства, готовых принять серьезное участие в жизни театра. При должной поддержке наш оперный может расцвести и стать мощным брендом, значимым художественным и общественным образованием, а не просто красивым зданием с обложки. Я верю в театр, в который будут летать на премьеры из других городов и стран.



Comments are closed.

Так же в номере