Главная » Спецвыпуск » Грузовик как повод для конкуренции

Грузовик как повод для конкуренции

В 2004 году крупнейшие производители импортных грузовых автомобилей прогнозируют резкое усиление конкурентной борьбы в Западной Сибири. Сегодня этот сегмент рынка переживает бурный рост — сибирский рынок становится все более привлекательным для глобальных производителей грузовиков, которые из-за жесткой конкуренции в западной части России вынуждены искать новые рынки сбыта. Корреспондент «КС» ОКСАНА СНИЦАРЬ попыталась разобраться в последних тенденциях продвижения иностранных марок грузовых автомобилей в Западной Сибири.

Сегодня в России наибольшую долю по продажам импортных грузовых автомобилей занимают 6 компаний: Volvo, Scania, IVECO, MAN, DAF, Mercedes. Примерно половина поставок импортных грузовых автомобилей в России приходится на Сибирский федеральный округ.

Экспансия в Сибирь

Региональный менеджер Volvo Truck Corporation Фредерик Самуэльсон собирается в этом году продать 650 автомобилей сибирским
и уральским компаниям. Фото Михаила ПЕРИКОВА

«Еще год назад говорить о рынке импортных грузовиков в Сибири не имело смысла, — отмечает представитель Российской ассоциации международных автоперевозчиков в Сибирском федеральном округе Вячеслав Брайко. — Практически все продажи такого типа автомобилей в Сибири осуществляла компания Volvo. Она единственная в Сибирском федеральном округе обладала развитой сетью представительств и станций техобслуживания, которые обеспечивают налаженный сервис». Сегодня, по словам Вячеслава Брайко, ситуация изменилась: «Последний год стал временем насто-

ящего паломничества в Сибирь крупнейших зарубежных автомобильных корпораций. Появились такие сильные игроки как Scania; полгода назад в Новосибирске появился официальный дилер компании MAN».

По оценкам специалистов, все это свидетельствует о возросшем интересе иностранных производителей грузовых автомобилей к Западной Сибири. Ужесточение конкуренции на рынках Москвы и Санкт-Петербурга вынуждает иностранные компании-производители грузовой автотехники выходить на региональные рынки сбыта своей продукции, считают аналитики. По их мнению, для достаточно быстрого продвижения марок той или иной компании в регионах сегодня есть несколько предпосылок. Например, отсутствие у покупателей каких-либо предпочтений по брэндам грузовой автотехники.

Зачастую автопарки региональных международных грузоперевозчиков состоят из автомобилей различных марок (например, омская компания «Инвестхимпром», международный парк которой состоит из шести автомобилей MAN и Mercedes, а в ближайшее время компания планирует приобрести еще три Volvo). Отсутствие предпочтений означает, что любая компания-производитель грузовой автотехники, проводя агрессивную политику маркетинга, может существенно укрепить свои позиции в регионе, считают специалисты.

По мнению аналитиков, свою роль в формировании привлекательности Сибирского региона играет и ежегодное увеличение объемов деятельности предприятий, работающих в Сибири, экономический рост и развитие в регионе рынка международных автомобильных грузоперевозок. Так, например, если в 2002 году на 19 международных перевозчиков СФО приходилось 194 автомобиля, то на февраль 2004 количество машин увеличилось до 245 .

Явные лидеры

«Все автомобили примерно одинаковы по своим техническим характеристикам, находятся в близких ценовых категориях и соответствуют международным требованиям», — говорит Вячеслав Брайко. Пытаясь закрепиться на региональном рынке, каждая компания выбирает свою стратегию сбыта продукции: компании рассчитывают на успех в разных сегментах рынка.

Одной из первых в Западной Сибири (в 1998 году) наладила линейку сбыта своей продукции компания Volvo. Компания выбрала нестандартные методы укрепления своих позиций на сибирском рынке грузовиков. По словам гендиректора ЗАО «Сибэкспресс» Михаила Леденева, в 1999 году его компания приобрела пять новых грузовиков MAN, затем «мы заключили контракт с Volvo и полностью перешли на их машины, отдав им MAN в качестве предоплаты». По оценке Вячеслава Брайко, такая политика нехарактерна для Volvo, «но, видимо, этой компании очень хотелось усилить свои позиции и потеснить конкурента». «За 2002 год наша компания приобрела по лизингу 35 новых Volvo (стоимость одной машины — около $200 тыс.) и смогла увеличить парк автомобилей до 40 единиц. Сегодня в Сибирском регионе «Сибэкспресс» — самая большая компания по международным грузоперевозкам, — говорит Михаил Леденев. — По нашим оценкам, Volvo немного проще в ремонте, а обслуживание этих автомобилей есть на большинстве трасс».

Как рассказал «КС» региональный менеджер Volvo Truck Corporation Фредерик Самуэльсон, «сегодня в Сибири и на Урале у нас семь официальных сервисных станций технического обслуживания. Volvo Truck также имеет развитую сеть авторизованных СТО среди импортеров тяжелой техники». По словам Фредерика Самуэльсона, сегодня Volvo является лидером в Сибирском округе по продажам новых и бывших в эксплуатации автомобилей. «По окончании недавнего автопробега модельного ряда грузовиков Volvo по Сибири и Уралу (это два основных района деятельности Volvo в России), мы получили более 25 прямых запросов о покупке техники Volvo. Сегодня мы ощущаем большой интерес со стороны региональных перевозчиков, а также компаний, занимающихся добычей и транспортировкой угля, нефти, руды и других полезных ископаемых. Компаний, которые полагаются на эффективность транспортных средств, которые тщательно просчитывают стоимость километра или тонны, становится все больше и больше». В планах Volvo на этот год — продажа 650 новых грузовых машин сибирским и уральским компаниям. Предоставить информацию по результатам продаж грузовой автотехники в Сибирском регионе за 2003 год в компании Volvo отказались.

Активное продвижение грузовых автомобилей своей марки начал в прошлом году еще один лидер в этой сфере — компания Scania. Сегодня Volvo и Scania являются ведущими компаниями по объемам продаж в России. По словам директора ООО «Сибтракскан» (официальный дилер Scania в Новосибирске) Евгения Королева, в ближайшее время Scania открывает авторизированные сервисные центры в Красноярске и Иркутске. По мнению господина Королева, основные клиенты, выбирающие эту марку грузовиков, — крупные производственные компании, имеющие большие объемы собственных грузоперевозок.

По оценкам ООО «Сибтракскан», сегодня Scania намерена составить серьезную конкуренцию Volvo в Сибирском регионе: «Открытие дилерского центра повысило интерес покупателей к этой марке автотехники, а лояльная ценовая политика и гибкая система работы с клиентами становятся главными конкурентными преимуществами компании», — считает Королев. Уверенность в выбранной стратегии Scania обосновывает результатами продаж: за 2003 год «Сибтраксканом» было продано 11 автомобилей.

Новые конкуренты

Впрочем, в ближайшее время лидеров сибирского рынка импортных грузовиков могут потеснить новые конкуренты. Около полугода назад открылся Сибирский технический центр MAN в Новосибирске (компания представляет интересы MAN в Сибири). Как сообщила «КС» менеджер по маркетингу ООО «МАН Автомобили Россия» Ирина Скворцова, в задачи центра входит ремонт автомобилей этой марки, поиск новых клиентов и партнеров, а также продвижение марки MAN в Сибири. Все продажи автомобилей осуществляются через московский центр. Компания ориентируется на конкретных клиентов. Например, в прошлом году одним из основных клиентов компании был ОАО «Сургутнефтегаз». В этом году тендер на поставку 100 машин для ОАО «Сургутнефтегаз» выиграла компания Tatra. По оценкам специалистов компании «МАН Автомобили Россия», на Сибирь приходится большая доля продаж — в прошлом году в Сибири было продано 110 грузовых автомобилей МАN (75 самосвалов и 35 седельных тягачей). По сравнению с 2002 годом объемы продаж компании в России выросли на 30% (со 179 автомобилей в 2002 году до 236 автомобилей в 2003 году). По словам госпожи Скворцовой, планируемый объем продаж грузовых автомобилей МАN в 2004 году окажется не ниже, чем был в прошлом году.

В последнее время специалисты отмечают внезапно возросший интерес сибирских покупателей к грузовикам марки IVECO. «Это странно, так как компания пока не имеет в Сибири своих представительств и центров технической поддержки, — считает Вячеслав Брайко. — Очевидно, дело в удачной лизинговой политике компании». В самой компании IVECO всплеск интереса к своей марке объясняют появлением новых моделей грузовых автомобилей, более экономичных в эксплуатации.

По словам начальника пресс-службы компании IVECO Елены Рогожиной, сегодня основными клиентами IVECO являются строительные компании и международные грузоперевозчики. «Распределение нашей продукции между этими сегментами рынка примерно одинаково», — говорит госпожа Рогожина. По ее словам, в прошлом году IVECO продала по России 290 грузовых автомобилей (в 2002 — 281 автомобиль), в 2004 году компания также планирует увеличение продаж. «Сейчас основной задачей компании является развитие существующей дилерской сети и создание новых дилерских центров», — говорит Елена Рогожина.

Как стало известно «КС», в ближайшее время в Новосибирске IVECO создаст мощный дилерский центр на базе одного из крупнейших в городе международного грузоперевозчика — ООО «Грузовые автомобили». Эту информацию «КС» подтвердил заместитель гендиректора «Грузовых автомобилей» Сергей Шейкин: «Наша компания рассчитывает на долгое сотрудничество с IVECO. Мы считаем, что продвижение марки IVECO на сибирском авторынке имеет отличные перспективы. Во-первых, это подкрепляется грамотной ценовой политикой компании-производителя, во-вторых, в самое ближайшее время на базе нашей компании будет создан современный технический центр, где будет проводиться обслуживание автомобилей». Пока ни «Грузовые автомобили», ни IVECO не оглашают сроки открытия технического центра в Новосибирске и планы продаж грузовиков. Однако известно, что «Грузовые автомобили» уже приобрели для собственной эксплуатации на международных маршрутах 10 грузовиков этой марки.

Другие компании «большой шестерки» производителей импортных грузовиков (DAF, Mercedes) пока слабо представлены на сибирском авторынке — объемы их продаж составляют незначительную долю от общего числа продаж импортных грузовиков в данном регионе. О планах продвижения этих марок в Сибири пока ничего не известно.

Однако, несмотря на все те усилия, которые компании прилагают к продвижению своих марок, специалисты не предполагают в ближайшее время возникновения массового спроса на импортные грузовики в Сибирском регионе. «Не-

смотря на активное развитие, например, рынка международных перевозок, в Западной Сибири купить новый импортный грузовик могут позволить себе только крупнейшие перевозчики. Их пока единицы», — говорит директор ООО «Сибтракскан» Евгений Королев.

Оксана СНИЦАРЬ


Comments are closed.

Так же в номере