Главная » Спецвыпуск » Гонка за евростандарт началась

Гонка за евростандарт началась

Сибирский автомобильный бизнес переходит на новый уровень — в регионе внедряют европейские стандарты качества, уже ставшие общепринятыми для дилеров европейской части России. Ужесточение требований импортеров иномарок к своим дилерам и рост запросов клиентов заставляют автодилеров задумываться над строительством современных автоцентров, которых только в этом году в Сибири должно появиться порядка десяти.

По данным компании «Автоленд-Сибирь» (официальный дилер компаний Ford, Volvo, Land Rover, Mitsubishi и Mazda), общий объем рынка новых иностранных автомобилей в Сибири составляет порядка 2000 единиц в год. Данные о его объеме в денежном выражении разнятся. По словам директора компании «Патриот Авто» (официальный дилер Peugeot в Новосибирске) Виталия Сливы, оборот его компании в 2003 году составил не менее $2,5 млн, а общий объем рынка — более $20 млн. По оценкам же заместителя председателя совета директоров компании «Автоленд-Сибирь» Виктора Борицкого, объем сибирского рынка в прошлом году можно оценить в сумму порядка $45-50 млн.

Стандарты идут!

Марка Nissan пока представлена только в нескольких городах Сибири. На фото — генеральный директор красноярской компании Sound Art Вадим Данилов. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Пройдя через фазу «дикого» рынка в начале 90-х годов, сибирский авторынок в последние годы увеличивал объемы продаж, количество компаний-дилеров и брэндов. В настоящий момент в Сибири действуют более 100 дилеров, которые представляют более 20 автомобильных брэндов.

Самая заметная тенденция регионального автобизнеса в этом году — переход количества в качество: все больше автодилеров задумываются о необходимости вывода своего бизнеса на новый уровень. В Сибири уже начали появляться автоцентры, построенные по европейским стандартам качества, и в ближайшее время их количество будет расти.

Причин качественного скачка регионального автобизнеса несколько. Первая — автопроизводители, менее пристально следившие за сибирским рынком, который считался не очень перспективным, с ростом объемов продаж начинают предъявлять к своим дилерам более жесткие требования. Причем это относится как к брэндам, которые присутствуют на рынке уже давно, так и к маркам, которые недавно начали свое движение в регионы.

Например, в настоящее время ведет перестройку своей региональной дилерской системы генеральный импортер концерна Toyota — компания «Тойота-Мотор» (Москва). Как рассказала корреспонденту «КС» специалист по связям с общественностью «Тойота-Мотор» Анастасия Кокарева, компания собирается отказаться от такого статуса, как авторизированная сервисная станция (Toyota Authorizired Servis Station). Теперь на территории России марку Toyota будут представлять официальные дилеры, к которым предъявят самые жесткие требования по соответствию автоцентра корпоративным стандартам и качеству обслуживания.

Компании, выходящие на сибирский рынок в последнее время, сразу предъявляют к своим дилерам жесткие требования. Например, Audi, которая появилась на региональном рынке только в прошлом году. Дилером этой компании можно стать только вложив средства в строительство современного центра, соответствующего всем корпоративным стандартам. «Это стратегия регионального развития нашей компании. Марка Audi сразу будет представлена в регионах на самом высоком уровне», — сказал корреспонденту «КС» глава Audi of Russia Оскар Ахмедов.

Вторая причина востребованности европейских стандартов продаж и сервиса — повышенные запросы клиентов. Наличие у дилера полноценного автоце-

нтра, объединяющего в себе шоу-рум, где выставлены автомобили, и сервисную зону, в которой производится их обслуживание, де-факто уже стало правилом для тех, кто хочет добиться успешных продаж автомобилей. «Наличие шоу-рума с сервисной зоной — жесткое требование не только большинства мировых производителей к своим дилерам, но и рынка», — говорит заместитель председателя совета директоров компании «Автоленд-Сибирь» Виктор Борицкий.

По мнению генерального директора компании «ФранАвто» (представляет марку Citroen в Красноярском крае) Владимира Кондратьева, автобизнес становится рентабельным только при наличии трех составляющих — автосалона, сервиса и возможности предоставления запасных частей. «Только салона сегодня слишком мало для успешных продаж автомобилей», — говорит Кондратьев.

Тенденция улучшения качества обслуживания клиентов и движения регионального авторынка к общемировым стандартам автомобильного бизнеса ярко видна на примере многих сибирских регионов. Наиболее показательными являются самые высококонкурентные рынки — красноярский и новосибирский.

В Красноярске бум шоу-румов

На красноярском рынке в настоящий момент представлены порядка 10 дилеров и 16 автомобильных брэндов. Из крупных игроков можно отметить «Медведь-холдинг» (дилер BMW, Hyundai, Mitsubishi, Peugeot и Skoda), «Атлантик Моторс» (дилер Opel и Renault) и объединенные едиными учредителями компании «Ауди Центр Красноярск» (дилер Audi), «Редут» (дилер Ford) и «Тойота Центр Красноярск».

О том, что европейские стандарты автобизнеса уже пришли на красноярский рынок, свидетельствует состоявшееся в конце июня открытие «Ауди Центра Красноярск», построенного по корпоративным стандартам Audi. По общему признанию красноярских дилеров, этот центр (общая площадь 5000 кв. м, шоу-рум — 1000 кв. м) является одним из самых больших и современных в Сибири. «Развитие услуг и качества обслуживания происходит согласно законам рынка, — говорит генеральный директор компании «Ауди Центр Красноярск» Алексей Сугак. — Безусловно, строительство современного комплекса, отвечающего корпоративным стандартам, улучшает качество услуг, а также повышает продажи. Кроме того, строительство такого центра — это требование производителя, он ставит наличие соответствующего центра на первое место». За 2003 год в Красноярске было продано порядка 60 автомобилей марки Audi, в 2004 году предполагается продать более 70.

Конкуренты Audi также не собираются оставаться на месте. «Сейчас наш центр продаж не соответствует корпоративным стандартам Mercedes. В связи с этим мы приступаем к строительству нового современного центра с шоу-румом, — говорит заместитель генерального директора компании «Орион» (официального дилера Mercedes) Виктор Осокин. — Строительство будет закончено в ноябре 2005 года, это будет современное здание, отвечающее всем требованиям компании-производителя. Площадь шоу-рума составит 600 кв. м, общая площадь центра — 3,6 тыс. «квадратов».

По словам господина Осокина, строительство такого центра — это «и веяние времени, и требования поставщиков, и способ увеличить продажи». Однако повышение продаж — это не главная причина создания нового центра. «Строительство шоу-рума вряд ли способно значительно увеличить объемы продаж Mercedes, — считает Виктор Осокин. — Предполагаю, что после открытия центра они вырастут не более чем на 10%».

Новосибирск — столица конкуренции

Новосибирский рынок — один из самых конкурентных в Сибири: на нем присутствуют порядка 13 компаний-дилеров, которые представляют 20 автомобильных брэндов. В последние годы на рынок выходили новые игроки: появились такие компании, как «Патриот Авто» (официальный дилер Peugeot), которая весной этого года также начала продажи собираемых в России автомобилей марки Hyundai; «Транзит Сервис Плюс» (официальный партнер Горьковского автозавода, также представляет марку Skoda) создал компанию «Престиж-Авто» (официальный дилер марки Audi), которая в начале этого года закончила строительство временного шоу-рума и в настоящий момент ведет строительство автоцентра по корпоративным стандартам Audi.

К уже присутствовавшим на рынке дилерам восточных автопроизводителей («УзДэу-Новосибирск», «Кварсис Моторс» — марка Kia) в этом году прибавилась компания «Пекинский джип» (дочерняя компания корпорации «Трансервис»), представляющая на рынке автомобили китайского производства («КС» N 1 и N 24 за 2004 год).

Кроме того, о жесткой конкуренции свидетельствует борьба, которая идет в этом году за право представлять некоторые марки. Например, несколько новосибирских компаний претендовали на получение статуса официального дилера корейской Hyundai. Продажи автомобилей этой марки в июле начала компания «Автоленд-Сибирь». На рынок автомобилей марки Toyota, кроме компании «Автосиб» («Тойота Центр Обь»), есть еще несколько претендентов. Например, «СЛК-Авто», занимающаяся поставкой автомобилей в лизинг, организовала дочернюю компанию «СЛК-Моторос», направление деятельности которой — продажи автомобилей Toyota. Заявку на получение официального статуса в «Тойота Мотор» подал и президент корпорации «Трансервис» Александр Бойко.

Такая ситуация заставляет дилеров постоянно совершенствовать качество своих продаж и сервиса. Пока компанией, представляющей наибольшее количество марок и обладающей самым большим автоцентром в Новосибирске, остается «Автоленд-Сибирь» (дилер Ford, Mitsubishi, Volvo, Mazda, Land Rover, Jaguar).

Однако конкуренты «Автоленда» не дремлют. Строительством современных автоцентров в Новосибирске на сегодняшний день занимаются по крайней мере пять компаний. Новый центр строит группа компаний «Автосиб» (представляет в Новосибирске Toyota и BMW), компания «Сибмеддизайн» (новосибирский дилер марки Volkswagen) достраивает автоцентр, уже выбрана площадка для строительства «СЛК-Авто». Планы сооружения современного автоцентра озвучил корреспонденту «КС» и президент «Трансервиса» Александр Бойко. Вслед за Красноярском полноценный центр Audi должен появиться и в Новосибирске. Его строительство уже ведет дилер этой марки — компания «Престиж-Авто».

Желаниями клиентов

В других сибирских регионах конкурентная ситуация пока не настолько жесткая. Однако и там множество компаний уже приступили к модернизации своих площадей. Например, на кемеровском авторынке представлено порядка 13 автомобильных брэндов, но сами автодилеры отмечают, что рынок еще не насыщен. «Ощущается потребность как в появлении новых марок, так и в увеличении объемов продаж, — говорит представитель ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Сибирь» (официальный дилер Ford) Галина Губина. — Спрос заметно превышает предложение». Маркетолог ЗАО «Байерн-кар» (дилер BMW) Виктор Костромин также считает, что «на рынке региона представлены далеко не все марки автомобилей, и говорить в этом плане о его насыщенности рано».

Повышение качества услуг диктуется прежде всего требованиями клиентов. Так, в «Нью-Йорк Моторс-Сибирь» не удовлетворены тем, что шоу-рум и сервисный центр находятся в разных местах города, и к 2005 году планируют объединить их в отдельном здании. А в «Байерн-кар» (общая площадь центра — более 300 кв. м) в 2005 году планируют увеличить площади и запустить цех кузовного ремонта и цех покраски.

По мнению омских дилеров, определяющим фактором при выборе омичами нового автомобиля является пока не качество услуг, а цена. Начальник отдела продаж «Евротехцентра» Игорь Коваленко рассказал, что его компании так и не удалось «раскрутить» в Прииртышье успешно продаваемый в Европе Volkswagen Golf 5, поскольку цена этого автомобиля ($23 тыс.) оказалась в среднем на 30% выше, чем аналогичных по классу и опциям японских и корейских машин. «Осенью, с появлением в нашем автосалоне Volkswagen Gol (ориентировочная цена — $11 тыс.), мы наверняка нарастим объем продаж», — заявил господин Коваленко.

О намерениях расширять ассортимент сервисных услуг и увеличивать за счет этого объем продаж новых машин заявили также в автоцентре «Ford-Омск». По словам руководителя отдела продаж компании Василия Тарасюка, после планируемого переезда шоу-рума и сервис-центра «Ford-Омск» на новую площадку, расположенную неподалеку от центра города, должно произойти заметное увеличение объема продаж: «В том, что место расположения автосалона имеет значение, мы убедились на примере наших конкурентов, торгующих автомобилями Toyota. Этот автомобильный брэнд представлен сегодня в Омске едва ли не лучше всех».

По общему мнению существующих в Омске автодилеров, увеличению продаж мешают экономическая ситуация в Прииртышье и уровень благосостояния жителей, поэтому появления в регионе новых представительств зарубежных автоконцернов, особенно торгующих престижными марками (такими как Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover), ждать не стоит.

По мнению участников томского авторынка, до настоящей конкуренции еще далеко. «Регион не обеспечен в должной степени автодилерами, а существующие компании спрос на новые иномарки не закрывают», — говорит старший менеджер «ММР-Авто» (дилер Ford) Дмитрий Троценко. «Конкурентов мало, а работы непочатый край», — добавляет к этому консультант компании «Инком» (дилер Renault) Юрий Остапчук.

Алтайские дилеры считают, что конкуренция на местном рынке постепенно возрастает в связи с открытием в регионе новых дилерских центров. «Но пока на Алтае представлены еще не все марки, из-за чего потребители вынуждены покупать автомобили в других регионах, прежде всего в Новосибирске», — считает гендиректор ООО «АлтайАвтоЦентр» (официальный дилер Ford) Сергей Талецкий.

Несмотря на невысокую пока насыщенность авторынка, требования клиентов вынуждают и алтайских дилеров улучшать качество услуг. «Наши производственные объемы уже не устраивают ни нас, ни наших клиентов», — говорит генеральный директор ООО «ПМ-Холдинг АВТО» (официальный дилер Mercedes в Барнауле) Владимир Загороднюк. По его мнению, дилеров на Алтае достаточно, однако качество их работы пока не соответствует требованиям, которые к ним предъявляются. «ПМ-Холдинг АВТО» собирается строить в Барнауле новый автоцентр, что позволит расширить площадь сервисной зоны с 400 до 1500 кв. м.

Дорогое удовольствие

Внедрение европейских стандартов качества выгодно покупателям, но создает трудности для самих автодилеров. Выход на рынок новых игроков требует все больших вложений и становится невозможен без современного автоцентра. Стартовые инвестиции в строительство начинаются от $3-3,5 млн (столько собирается вложить в свой центр новосибирская «СЛК-Авто»). Для престижных марок стоимость еще дороже — в строительство «Ауди Центра Красноярск» было вложено 3 млн евро. При этом с учетом фиксированной рентабельности автобизнеса средний срок окупаемости таких проектов — 5-7 лет.

Производители и региональные импортеры становятся все более внимательными к работе своих дилеров и разборчивыми в выборе региональных партнеров. По мнению участников рынка, это приведет к тому, что ситуация «один город — один дилер», пока доминирующая в Сибири, изменится. «Дилеры, не выдерживающие конкуренцию или не соблюдающие корпоративные стандарты, будут заменены или получат конкурентов в лице еще одной компании-дилера, — считает Виктор Борицкий. — Во всех крупных городах России зарубежные автопроизводители, как правило, имеют несколько дилеров. Также будет и в Сибири».

Вадим ВОРОНЦОВ, |Андрей ФРОЛОВ, |Тамара КРАВЧЕНКО| |Андрей ИВАНОВ, Кемерово| |ВячеслаВ САЛАНИН, Барнаул| |Сергей РУДНЕВ, Омск


Comments are closed.

Так же в номере