Главная » Стиль жизни » Музыка в контексте вечности

Музыка в контексте вечности

В конце мая на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета был исполнен симфонический концерт. Заняв пост главного дирижера и музыкального руководителя театра чуть более полугода назад, Айнарс Рубикис за этот срок успел доказать публике, что симфонический концерт может быть бесконечно увлекательным, а музыканты театрального оркестра достойны того, чтобы подняться из оркестровой ямы на сцену.

«Город и люди в городе уже почувствовали, что мне нравится, как начался и развивается процесс в театре. Я очень доволен работой с коллективом и чувствую, что вместе мы довольно быстро взрослеем. Сначала некоторые люди удивлялись, зачем нужны симфонические концерты в театральном оркестре. За сезон мы сыграли уже шесть концертов, и я наконец получил то качество, тот уровень звучания и взаимодействия, который нужен. Это была очень полезная тренировка», — поделился впечатлениями Айнарс Рубикис.

В программе концерта прозвучали произведения российских композиторов: цикл пьес «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского (в оркестровке М. Равеля) и кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра «Александр Невский» Сергея Прокофьева. Сольную партию исполнила солистка НГАТОиБ Агунда Кулаева, глубокий голос и сдержанная страсть которой вызвали у публики теплый прием. Исполнение кантаты потребовало участия двух хоров: на помощь хору НГАТОиБ вновь, как и при исполнении «Реквиема» Верди, был приглашен Городской академический хор Барнаула. На следующий день концерт был повторен на сцене Дома ученых СО РАН.

Вызванные к жизни Айнарсом Рубикисом хрестоматийные «Картинки с выставки» заиграли новыми красками. Впрочем, само название этого музыкального цикла на фоне сегодняшней культурной жизни Новосибирска звучит интригующе, оправдывая тезис о том, что современное искусство — это игра с контекстами. Однако, формируя программу концерта, Айнарс Рубикис вряд ли думал о Пикассо и Гельмане. По словам самого дирижера, выбор произведений обусловлен тем, что зрители не раз обращались к нему с просьбой исполнять больше русской музыки.

История гласит, что музыкальный цикл, написанный Модестом Мусоргским в лучших традициях «могучей кучки», был создан после посещения композитором посмертной выставки талантливого архитектора и художника Гартмана. Выставка включала эскизы архитектурных проектов, рисунки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, зарисовки из заграничных путешествий и произвела на Мусоргского особое впечатление.

Благодаря мастерству и таланту композитора каждая из картин Гартмана в видении Мусоргского на время оживает, становится осязаемой и удивительно зримой и для слушателей. Несмотря на то что композитор сам считал «Картинки с выставки» своей удачей, при его жизни это произведение не исполнялось и не издавалось. В 1922 году «Картинки» оркестровал французский композитор Морис Равель.

Сегодня уже мало кто помнит о том, какими были картинки с выставки Гартмана, которого принято считать основоположником русского стиля в архитектуре, поэтому аутентичный видеоряд был на пользу современному слушателю. Режиссером концерта и автором видеоряда стала Резия Калныня, латвийская актриса и супруга Айнарса Рубикиса, уже знакомая новосибирским зрителям по оформлению праздничного Гала-концерта 12 мая.

Во втором отделении прозвучала знаменитая кантата для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра Сергея Прокофьева «Александр Невский». Как и «Картинки с выставки», эта музыка первоначально возникла в качестве иллюстрации, на сей раз к фильму. В 1938–1939 годах Прокофьев писал ее как музыку к легендарному фильму Сергея Эйзенштейна. В то время они дружили и были всерьез увлечены искусством кинематографа. Получив заказ на написание музыки к фильму, Прокофьев даже счел нужным потратить время на изучение основ звукорежиссуры в Голливуде. Фильм прошел с большим успехом, и композитор задумал написать на основе своего саундтрека полноценную кантату, что потребовало значительных усилий по оркестровке и сведению воедино отдельных музыкальных фрагментов. Как пишут музыковеды, Прокофьев в «Александре Невском» пришел к созданию органичного современного эпического музыкального стиля на ярко национальной основе.

История о сражении русского войска под предводительством Александра Невского и тевтонских рыцарей, которая произошла в далеком XIII веке, уже спустя несколько лет после написания переросла рамки первоначального замысла и обрела подлинную актуальность с началом Второй мировой войны.

«Идея исполнить «Александра Невского» родилась у меня где-то полгода назад, и в театре эту идею приняли. К тому же произведение исполняется в День славянской культуры и письменности, и в этом есть особый смысл. И сама история Александра Невского не может не трогать. Если подумать сегодня о том, что он сделал, то это был не вопрос политики — сам Невский выше всего ставил православную церковь. Мне было важно, что вера оказалась сильнее политики», — рассказал Айнарс Рубикис.

Исполнение кантаты также сопровождалось иллюстративным рядом, содержащим фрески и иконы с изображением древнерусских святых. Рубикис отметил: «Я знаю, что академический хор Латвии показал фильм целиком и сыграл всю музыку из кинофильма. Но это — роль тапера. Сегодня не обязательно эту музыку воспринимать как иллюстрацию к фильму. Особенно после того, когда на Пасху я побывал в храме Александра Невского и увидел иконы». Сегодня, когда в моде постмодернизм, Айнарс Рубикис не стесняется говорить о высоких материях: «Меня считают слишком смелым, говорят, что я иду напролом и беру на себя смелость в оперном театре говорить о Боге. Но мне не важно, церковь это, концертный зал или театр».

Несмотря на то что лето уже вступило в свои права, богатый на музыкальные премьеры театральный сезон еще не закончился. Не далее как 20 июня Айнарс Рубикис представит городу новую симфоническую программу, на этот раз совсем в ином духе. Узнав, что в истории Новосибирска был эпизод, когда он чуть было не стал называться Сиб-Чикаго, маэстро вдохновился идеей исполнения американской музыки: «Конечно, самое трудное ждет нас впереди. До 20 июня предстоит сделать большую работу, но я верю в результат».

Кроме того, вскоре мы услышим произведения великолепного Бернстайна в формате опен-эйр. А в начале сентября Рубикис обещает сыграть на ступенях театра новую программу русской музыки: поэму «Колокола» Сергея Рахманинова и увертюру Чайковского «1812 год».



Comments are closed.

Так же в номере