Главная » Финансы » Плата за бренд: стоит ли заказывать аудит у «большой четверки»?

Плата за бренд: стоит ли заказывать аудит у «большой четверки»?

Аудиторы так называемой «большой четверки» в 2011 году заработали по 20 с лишним миллиардов долларов каждый. Цена на их услуги в разы превышает стоимость аудита у их менее «титулованных» коллег по цеху. Стоит ли платить Big4 за «брендированную» отчетность или можно обратиться к обычным аудиторам?

На всякий случай напомним, что «большой четверкой» (Big4) называют четыре крупнейших в мире аудиторские компании — PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young и KPMG.
Кстати, в XX веке крупнейших игроков на этом рынке было восемь, и вместе они назывались «большая восьмерка». А в 1989 году в результате слияния Deloitte, Haskins and Sells и Touche Ross (объединенная фирма стала называться Deloitte & Touche), а также Ernst & Whinney и Arthur Young (Ernst & Young) «восьмерка» превратилась в «шестерку». Количество компаний потом вновь сократилось уже в 1998 году после слияния Price Waterhouse и Coopers & Lybrand (в результате возникла PricewaterhouseCoopers). В «четверку» они превратились после кризиса в компании Arthur Andersen — в 2002 году из нее ушли все клиенты.

Сегменты рынка

Условно разделить все аудиторские фирмы можно на три сегмента — это аудиторы «большой четверки», другие крупные аудиторы, но не входящие в Big4 (к примеру, БДО «Юникон»), и остальные более мелкие компании, в том числе российского и регионального уровня. Впрочем, даже некоторые местные игроки сегодня уверяют, что со временем тоже укрупняются и подбираются к мировым лидерам, хотя бы по объемам деятельности в Сибири и на Урале.

Но все-таки для многих крупных сибирских компаний (потребителей услуг по аудиту) основной выбор чаще всего сводится к тому, нужно ли вашему предприятию иметь заключение от аудитора с мировым статусом или можно обойтись без этого. Свои доводы на этот счет мы попросили привести аудиторов из всех сегментов этого бизнеса. Как обычно, участники рынка любят говорить о своих преимуществах, но некоторые еще и весьма красноречиво характеризуют конкурентов. Предоставим им слово.

«Большая четверка»

Итак, начнем с аргументов самых высокопоставленных игроков этого рынка — представителей «большой четверки». Попасть в Big4 мечтают все аудиторы, но, к сожалению, места уже давно заняты.
Среди своих преимуществ представители «большой четверки» выделяют не только наличие «бренда», но и хорошую репутацию. «Аудит консолидированной МСФО отчетности в компаниях «большой четверки» позволяет получить клиенту уверенность в достоверности информации, отраженной в данной отчетности. Для компаний Big4 репутация является, по сути, вторым значимым активом после сотрудников», — рассказывает управляющий директор Новосибирского филиала ЗАО «КПМГ» — Сибирский региональный центр Денис Черников.

Клиенты аудиторов также признают, что платят в том числе и просто за бренд. К примеру, в ОАО «ТГК-11» «КС» рассказали, что, одним из ключевых факторов успешности предприятия является укрепление доверия внешних пользователей — как правило, акционеров и потенциальных инвесторов. То есть основная задача аудитора — подтвердить достоверность цифр, на основании которых инвесторы анализируют бизнес. «Сложившиеся за последние годы реалии таковы, что даже в отсутствие прямой необходимости в составлении отчетности по МСФО компаниям, заинтересованным в привлечении инвестиций, кредитов западных банков, необходима отчетность по международным стандартам», — рассказывают в ТГК-11. — Таким образом, в условиях современного бизнеса возникает необходимость в аудиторских заключениях от мировых лидеров рынка с высоким уровнем доверия у пользователей отчетности. В связи с этим на протяжении всей истории ТГК-11 выбор падает на аудиторские фирмы Big4». Также собеседник «КС» добавляет, что выбор аудитора — это очень важный процесс: «Степень доверия должна быть очень высокой, учитывая, что мы допускаем аудитора в святая святых — к своей финансовой отчетности».

Тезис о том, что если компания планирует привлекать средства инвесторов, то ей необходима отчетность от аудитора Big4, недавно подтвердил и финансовый директор компании «ДубльГИС» Денис Лукьянов — в интервью корреспонденту «КС» он рассказал, что компания будет готовить отчетность по МСФО и этим летом выберет для этих целей аудитора из «большой четверки», так как планирует в скором времени выходить на рынке капитала (с оговоркой, что на момент выхода акционеры не изменят своего решения).

Однако, решив выбрать аудитора из крупнейших игроков этого рынка, стоит помнить о цене вопроса. «Аудит от Big4 очень дорог и необходим лишь в ряде конкретных случаев, в основном им пользуются только крупные публичные компании, акции которых торгуются на рынке ценных бумаг, либо когда необходимо выйти на внешний рынок, привлечь иностранного инвестора, получить крупный кредит или просто при желании повысить имидж компании», — предупреждает генеральный директор ЗАО «Новосибирское аудиторское товарищество» Станислав Токарев.

Второй эшелон

Кроме Big4, на рынке есть еще целый ряд компаний, которые сами себя называют компаниями второго эшелона, то есть те, которые по своему размеру и прибыли находятся на 5–10 месте. «Почти любой человек, не искушенный в премудростях финансовой отчетности, имеет представление о компаниях «большой четверки». В противоположность этому не все финансисты в нашей стране имеют представление об аудиторских компаниях второго эшелона, а они существуют и, более того, являются успешными на рынке аудиторских услуг», — рассказывает партнер ООО «Моор Стивенс» Мартин Рикс. Как говорит господин Рикс, стоимость аудита может отличаться в разы в зависимости от его вида — международный или российский — или от компании, которая предоставляет услугу. «С чем связан столь существенный разброс цен, почему компании готовы платить баснословные гонорары аудиторам «большой четверки»? Для кого-то это вопросы простого любопытства, а для кого-то — выбор правильной стратегии в определении партнера. Наименования компаний, входящих в «большую четверку», — это всемирно известные бренды и своего рода гарантия качества оказываемых ими услуг. Но столь же высокое качество можно получить и в других международных компаниях, одновременно с возможностью оптимизации расходов на аудит, однако при этом организации придется провести определенные работы по анализу рынка, затраты на которые с лихвой оправдаются меньшими издержками на аудит», — уверяет Мартин Рикс.

Российские и региональные компании

В свою очередь российские и сибирские аудиторы, конечно, говорят, что выгоднее обращаться к ним, причем не только потому что это дешевле, но потому, что услуги предоставляются ими более качественно (по их же мнению).

Так, генеральный директор холдинга «Люди Дела» Борис Федосимов, например, настаивает на том, что в 90% случаев надо отказаться от услуг «большой четверки» и прибегнуть к услугам российской компании, и причины здесь следующие: «Как правило, Big4 выдает только «одну бумажку» — достоверна или недостоверна отчетность проверяемой компании. Большинство же российских фирм делает гораздо больше. Например, выдают заключение о достоверности/недостоверности; делают детальный анализ ошибок в бухгалтерском и налоговом учете; дают детальные рекомендации по устранению выявленных ошибок; а также краткое заключение для топ-менеджмента, акционеров по состоянию учета и возможных налоговых рисков».

Кроме того, Федосимов уверяет, что аудит в российских компаниях делают более квалифицированные специалисты. «Как правило, это профессиональные тетки, которые увлечены своим делом, их огромный опыт позволяет находить ошибки лучше профессиональной команды налоговиков, при этом они всегда знают, как эти ошибки исправить. В «большой четверке» же зачастую аудит проводят девочки, вчерашние выпускницы, и их аудит сводится к заполнению ответов в компьютерной программе, предоставленной их компанией. Да, заключение такая программа выдаст, а вот увидеть проблемы целиком, комплексно и предложить решения — точно не сможет», — настаивает собеседник «КС». Он также вспоминает о стоимости услуг: «Цена аудита Big4 и аналогичной российской компании может отличаться в разы, если не на порядок, но объем трудозатрат, которые затрачивают аудиторы Big4, будет гораздо меньшим — а это уже говорит само за себя».

При этом некоторые компании находят интересные способы экономии при работе с аудиторами. К примеру, российская компания делает бухгалтерскую отчетность, потом трансформирует ее в отчетность по МСФО. А уже представитель «большой четверки» проверяет результат. «Это позволяет очень сильно экономить, при этом значительно повышая качество», — говорит Федосимов.

Кстати, некоторые компании действительно работают с разными аудиторами по разным видам отчетности. Руководитель Службы внутреннего аудита ОАО «ХК «Сибцем» Татьяна Лончакова рассказала корреспонденту «КС», что при выборе внешнего аудитора по РСБУ «Сибцем» рассматривает рейтинг российских аудиторских организаций и приобретенный опыт работы. «При этом основными критериями выбора являются: профессионализм, известность, публичность, качество проводимого аудита, сроки его проведения, стоимость. Аудиторским компаниям делается запрос для получения коммерческого предложения. Выбор организации осуществляется по итогам конкурса. Считаем, что выбирая аудиторскую компанию по отчетности РСБУ не из «большой четверки», мы получаем услуги хорошего качества по оптимальной цене. При аудите отчетности по МСФО мы предпочитаем аудитора из «большой четверки». Имеем опыт работы с компанией «Эрнст энд Янг», — продолжает госпожа Лончакова.

Однако с тем, что такая тактика работы рациональна, согласны не все. В ТГК-11 говорят, что проведение аудита по РСБУ и МСФО разными аудиторскими компаниями приводило бы к тому, что сотрудникам ТГК-11 приходилось бы нередко отвечать на одни и те же вопросы в рамках двух проверок. «Принимая во внимание тот факт, что стоимость услуг аудиторов напрямую зависит от количества отработанных часов, компании приходилось бы, к примеру, не только дважды оплачивать тестирование системы внутреннего контроля (одна из основных составляющих аудиторских процедур), но и нерационально использовать рабочее время своих сотрудников. Кроме того, привлечение к аудиту обоих видов отчетности одной аудиторской компании приводит, по нашим оценкам, к снижению затрат на аудит МСФО-отчетности. Это связано с тем, что с целью привлечения клиентов аудиторские компании зачастую предлагают скидки в том случае, если они закажут аудит международной отчетности в комплексе с аудитом бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими стандартами учета», — рассказывают в компании.

В конечном итоге стоит ли заказывать аудит у «большой четверки» и только у нее, решать вам. Эксперты, опрошенные «КС», в качестве совета лишь выделяют четыре вида компаний, которым действительно нужен аудит от Big4.

1. Крупные компании, чьи акции котируются на зарубежных фондовых ранках.
2. Компании, желающие привлечь крупные инвестиции, кредитные деньги от западных инвесторов или банков.
3. Компании, желающие «щегольнуть» своими консультантами.
4. Компании, не доверяющие российским аудиторам или считающие, что в конкретном вопросе у российских специалистов недостаточно опыта.
У остальных есть право выбора.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Как выбрать аудитора?

Станислав Токарев, ЗАО «Новосибирское аудиторское товарищество»:

— При выборе аудитора необходимо удостовериться, что данная аудиторская фирма включена в реестр аудиторских фирм Минфина, в ее штате присутствуют специалисты, обладающие необходимыми аттестатами. Важно также, прошла ли фирма контроль качества, застрахована ли ответственность и у какого страховщика. При этом необходимо обратить внимание на сумму страховки (соответствует ли она масштабу вашей деятельности), на величину франшизы (чем она меньше — тем лучше), обладает ли фирма опытом работы с клиентами, подобными вам. Необходимо также поинтересоваться, не было ли претензий со стороны клиентов, узнать из доступных источников о репутации фирмы, запросить проект договора.

Мартин Рикс, «Моор Стивенс»:

— Во-первых, необходимо определиться с целью аудита. Хотя цель аудита является единой — подтверждение финансовой отчетности компании, но пользователи отчетности, те, кому адресовано мнение аудитора, могут отличаться — от индивидуальных акционеров до целевых инвесторов.

Если мы рассматриваем требования обязательного аудита в Российской Федерации, то, как правило, многие компании относятся к нему как к необходимости, и часто стоимость аудита является для них определяющим фактором.

Если же компания планирует привлечь прямые инвестиции банка, инвестиционного фонда или другого институционального инвестора, с кем уже ведутся переговоры о привлечение средств, то здесь обычно сами инвесторы имеют уже утвержденный список аудиторов, мнению которых они доверяют, что выражено в отношении: «Аудитор в списке, и мы доверяем».

Компаниям также необходим аудит при размещении ценных бумаг на рынке или IPO. В данном случае задача усложняется, т. к. компании самой необходимо будет провести анализ аудиторов, а для этого нужно понять, где будут размещаться ценные бумаги, кто является целевым держателем бумаг — частные лица, институциональные компании, и если да, то какие компании? Так как именно они будут определять и степень доверия к аудитору. Конечно же, можно привлечь аудиторов «большой четверки» и закрыть этот вопрос. Решение будет верным с точки зрения доверия, но с точки зрения цены, может быть, и нет.



Comments are closed.

Так же в номере