Главная » Стратегии успеха » Константин Грабельников: "При успешном менеджменте плохого качества не бывает"

Константин Грабельников: «При успешном менеджменте плохого качества не бывает»

ТЕНДЕНЦИИ — МЕНЕДЖМЕНТ

Владимир КОМАРОВ

Константин Грабельников:
«При успешном менеджменте
плохого качества не бывает»

Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК) — предприятие, ориентированное на экспорт. Соответствие менеджмента качества предприятия международным стандартам — одно из приоритетных направлений развития управленческой сферы завода. В текущем году НЗХК готовится пройти сертификацию на соответствие требованиям стандартов в области управления окружающей средой серии ISO-14000. Корреспондент «Стратегий успеха» ВЛАДИМИР КОМАРОВ встретился с заместителем гендиректора ОАО «НЗХК» по качеству КОНСТАНТИНОМ ГРАБЕЛЬНИКОВЫМ и побеседовал с ним о работе предприятия в области менеджмента качества.

ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» является крупнейшим производителем ядерного топлива для АЭС, тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) и тепловыделяющих сборок (ТВС). В настоящее время предприятие изготавливает ядерное топливо для большой группы энергетических блоков с суммарной мощностью до 20 млн киловатт. Основным акционером компании является ОАО «ТВЭЛ» — 56% от уставного капитала. Объем производства ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» в 2003 году составил около 5 млрд руб.

Служба управления качеством продукции ОАО «НЗХК» состоит из отдела технического контроля и отдела управления качеством, в который, в свою очередь, входят службы стандартизации и аудита, а также бюро по производству (обеспечивает методическую поддержку функционирования системы менеджмента качества) и бюро по эксплуатации (обеспечивает контакты и обратную связь с потребителями). Число сотрудников службы — более 300.

— Константин Владимирович, как формировалась существующая система управления качеством продукции ОАО «НЗХК»?

— В 1995 году комплексная система управления качеством продукции, которая существовала в советские времена, была переработана в соответствии с международным стандартом ISO-9002. Тогда же завод прошел соответствующую сертификацию. С этого момента начался новый период работы предприятия. В сложный этап перехода к новым экономическим отношениям, в 90-е годы, руководство НЗХК нашло в себе силы перейти на рыночную философию в управлении качеством. При этом предприятие добровольно обрекает себя на постоянную гонку, постоянное стремление вперед. Главное — предугадать требования потребителя. Причем предугадать раньше, чем сам потребитель осознает, что именно это ему и нужно. Сертификаты выдаются на три года, в течение которых проводятся ежегодные наблюдательные аудиты, а каждые три года происходят ресертификация и расширенный аудит. Стандарты ISO-9000 меняются регулярно. Первая версия вышла в 1987 году, следующая — в 1994 году. В 1995 году завод проходил сертификацию именно по этой версии. Последняя версия ISO-9000 вышла в 2000 году. В ноябре 2003 года НЗХК вновь прошел сертификацию по международным стандартам. Каждая новая редакция ISO-9000 отвечает последним требованиям в постоянно развивающейся системе международного менеджмента — система управления качеством становится менее затратной, но более надежной. В плановой экономике было легче — потребитель покупал всю продукцию, потому что так было положено по плану. Сегодня потребителя нужно прежде всего убедить в том, что наша продукция лучше и дешевле. Конкурентов в ядерном бизнесе очень много, и нашей головной структуре — корпорации «ТВЭЛ» — противостоят мощные транснациональные компании, бороться с которыми очень сложно.

— Каковы дальнейшие планы НЗХК в области повышения качества и его сертифицирования?

— Сейчас мы готовимся к прохождению сертификации на соответствие требованиям стандартов в области управления окружающей средой ISO-14000, то есть системы экологического менеджмента. ISO-9000, которая у нас уже есть, и ISO-14000 на 70% соответствуют друг другу, но есть и свои особенности, связанные с экологическими аспектами, а также с тем, что стандарты ISO-14000 были разработаны позже, и в них использовался более прогрессивный подход к менеджменту. Во всем мире сейчас используется такой подход, при котором система управления развивается интегрированно. То есть она одновременно включает в себя стандарты и 9000, и 14000, и 18000 (охрана здоровья и безопасность). Сейчас НЗХК находится на второй ступени. В 2003 году на предприятии официальным приказом введена система экологического менеджмента, и в этом году мы должны пройти ее формальную сертификацию международным органом по сертификации. В апреле мы ожидаем первый этап аудита, а в июне — заключительный.

Цех по изготовлению тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) и тепловыделяющих сборок (ТВС)

При этом мы сертифицируем интегрированную систему менеджмента — и ISO-9000, и ISO-14000. Наш сертификат ISO-9000 выдан российским органом ГОСТ Р, но для того чтобы на международных рынках завод имел лучший имидж, мы приняли решение подтвердить ее сертификатом международных органов. Скорее всего, это будет TUF-CERT — немецкий орган по сертификации, входящий в «большую четверку» (TUF-CERT, BUREAU VERITAS, Lloyd Registre и DNV). К тому же большая часть предприятий корпорации «ТВЭЛ» работает с TUF-CERT, и головная корпорация намерена провести сертификацию своей системы качества в этом органе.

— Насколько процедура сертифицирования продолжительна и дорога?

— Длительность сертификационного аудита зависит от числа работающих на предприятии. Стоимость одного человеко-дня работы аудитора — $600-1000. При обороте в десятки и сотни миллионов долларов для промышленных гигантов это не очень большие деньги.

— Какие преимущества дает сертификат по ISO-9001?

— Выгода от сертифицирования предприятия опосредованная. После того как в менеджменте качества наведен порядок, можно не тратить большие средства на инспекционный контроль готовой продукции, так как центр тяжести переносится на управление и контроль за технологическими процессами. Это дешевле, к тому же продукция становится более подходящей для потребителя. Теперь мы можем убедить его в том, что именно наша продукция лучше, показать клиенту те свойства продукта, о которых он и не подозревал, но подсознательно всегда хотел иметь.

Один из первых вопросов клиентов: «Сертифицировано ли ваше предприятие по системе менеджмента качества?». После ответа: «Да», — они говорят: «Отлично, а теперь мы начнем проверять вас по нашей внутренней процедуре». Но так как предприятие уже прошло сертификацию, мы абсолютно готовы к любым проверкам. Иными словами, внутренняя система предприятия всегда готова продемонстрировать потребителю, что он всегда получит то, что он хочет. В прошлом году НЗХК прошел 15 подобных проверок, и все — успешно.

— Насколько важен экологический менеджмент для работы с западными клиентами?

— Стремясь получить ISO-14001, мы немного предвосхищаем события. Многим нашим европейским потребителям правительства их стран уже начинают рекомендовать требовать подтверждения, что их поставщики соблюдают ISO-14000. К моменту, когда эти требования станут обязательными, мы будем к ним уже готовы. К тому же в нашей отрасли контракты прорабатываются в течение нескольких лет, и чтобы не было неожиданностей на заключительном этапе, готовиться надо заранее.

— Следование стандартам экологического менеджмента улучшает психологический климат работы с властью, населением и своими сотрудниками?

— Безусловно. Одним из основных требований стандарта ISO-14000 является то, что деятельность предприятия в области воздействия на окружающую среду должна быть открыта для власти и общественности. То есть в отношении экологии предприятие абсолютно прозрачно. Следуя этому требованию, можно избавиться от многих фобий. Представьте, что мы хоть на мгновение закроем данные о нашем экологическом состоянии — тут же поднимется шквал спекуляций.

— Подводя итог нашей беседе, можете ли вы сказать, что внедрение систем качества повлияло на работу предприятия?

— Система качества по ISO-9002 сертифицирована на НЗХК с 1995 года. Система менеджмента качества — это часть менеджмента предприятия. А если часть системы успешна, то вся система не может быть плохой. Об этом свидетельствует рост объемов производства ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (2002 год — 26%, 2003 год — 21%). Точную долю вклада в эти проценты системы менеджмента качества определить сложно, да и не нужно, но ее роль в наших успехах достаточно велика.

Владимир КОМАРОВ


Comments are closed.

Так же в номере