Главная » Стратегии успеха » Модный бизнес

Модный бизнес

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА — СПОРТ

Александр ПОПОВ,
Михаил КИЧАНОВ

Модный бизнес

Инвестиции в спорт становятся все более распространенным явлением в мире бизнеса. Многие бизнесмены считают особенно почетным помочь спортивной команде, которую поддерживает губернатор или мэр. По оценкам экспертов, «околоспортивное» общение бизнеса и власти позволяет предпринимателям решать различные вопросы собственного развития. Однако не исключено, что бизнесмены инстинктивно чувствуют перспективы спортивного бизнеса в России и спешат занять на этом еще пустом рынке выгодное место.

Например, руководство ОАО «Новосибирскэнерго» намерено сделать из женской баскетбольной команды «Динамо» преуспевающий клуб, для чего, по словам вице-президента баскетбольного клуба «Динамо» (Новосибирск) Вячеслава Денисенко, инвестирует в команду в среднем 1-2 млн руб. в месяц. Известный новосибирский предприниматель Эдуард Кожемякин планирует стать спортивным менеджером, для чего занимается отбором перспективных боксеров. Так, за четыре года предприниматель вложил в клуб профессионального бокса «Крепость» более $800 тыс. «Заглядывая в дальнюю перспективу, считаю, что бокс может быть самоокупаемым, тем более что телевидение уже заинтересовалось этим видом спорта и готово оплачивать нам проведение боев, так что в ближайшее время мы начнем получать доход», — говорит господин Кожемякин.

Тем не менее специалисты признают, что пока инвестиции в спорт практически не окупаются и не приносят прибыли. Стать полноправной сферой бизнеса спорту мешает несколько причин. Главная из них: отсутствие в стране основного потребителя спортивных услуг — среднего класса. «Только в России бизнес вкладывает деньги в спорт по социально-политическим или общественным мотивам. А в остальном мире спорт достаточно прибылен, — говорит Вячеслав Денисенко. — Все потому, что на Западе есть средний класс, и спорт ориентирован на него. Люди там платят по $100 за билет, а залы собирают по 20 тыс. зрителей. Уже поэтому спорт не убыточен. А у нас цена билета 50 руб., и зал вмещает 1000 человек, тут уже другая арифметика».

«Люди, которые дают деньги на спорт, даже не спонсоры, а просто дарители. Потому что рекламные механизмы не работают, они неэффективны. Здесь больше дух российского меценатства преобладает», — считает олимпийский чемпион Александр Карелин.

Российские компании пока слабо используют спорт и в качестве средства маркетинга, что является обычной практикой на Западе. В регионе можно вспомнить только ОАО «ВИНАП», которое размещало изображение баскетболисток клуба «Динамо» на этикетках собственных напитков.

Большой проблемой остаются несовершенство законов (отсутствие прописанных преференций в Налоговом и Земельном кодексах и т.д.) и явный недостаток спортивных сооружений необходимого уровня. Строить спорткомплексы сегодня могут только крупные ФПГ или западные компании. Кстати, именно за счет иностранных инвестиций Федерация тенниса России планирует построить в стране более 10 крупных спорткомплексов (один из них будет в Омске). «Российский бизнес пока не осознал, что мода на здоровье уже стучится в дверь, и продолжает вкладывать в быстроокупаемые проекты вроде торговых комплексов, — говорит первый вице-президент Федерации тенниса России Юрий Лаптев. — Но есть и другие факторы. Например, финансовые предложения на Западе более дешевые, западные компании имеют более острую потребность в размещении средств, поэтому для них вкладывать деньги в спортсооружения коммерчески выгодно».

Кадровая проблема — отсутствие спортивных менеджеров — приводит к тому, что каждый клуб «на ощупь» использует технологии западного спортивного бизнеса. Так, хоккейный клуб «Сибирь» рассчитывает привлечь дополнительные средства за счет моментальной лотереи. «Конечно, есть и более серьезные пути, например, акционирование клуба, игра на бирже акциями, но нам до этого еще далеко. Все-таки у нас еще советский менталитет», — признает финансовый директор ХК «Сибирь» Алексей Удинцов.

Если еще не так давно бизнес финансировал спорт только по «большой просьбе» губернатора или мэра, то сегодня все больше предпринимателей делают это по собственной инициативе. Спортивные трибуны часто становятся местом деловых переговоров. В среде бизнес-элиты давно стало хорошим тоном иметь собственный теннисный корт или спортивный зал, куда в любой момент можно пригласить друзей и партнеров по бизнесу.

По мнению специалистов, спортивные инвестиции приносят совершенно иные дивиденды. «Бизнесмен имеет возможность сидеть в ложе, общаться с первыми лицами города или страны и, возможно, обсуждать между делом какие-то свои проблемы, — объясняет вице-президент баскетбольного клуба «Динамо» Вячеслав Денисенко. — Таким образом можно добиться решения вопросов, которые по финансовым результатам перекроют затраты на содержание команды или клуба».

Но время бума в спортивном бизнесе России уже не за горами, и большинство предпринимателей, по сути, инвестируют в будущий доходный бизнес. «Чтобы спорт начал приносить прибыль, в него сначала нужно очень долго и много вкладывать, — считает вице-президент баскетбольного клуба «Локомотив» Игорь Яковлев. — В том числе и с этой целью бизнес сегодня вкладывает деньги в спорт. Когда-нибудь это принесет свои плоды, но, на мой взгляд, спорт станет прибыльным еще не скоро».


КОММЕНТАРИИ
АЛЕКСАНДР СОЛОДКИН,
начальник управления физической культуры и спорта
администрации Новосибирской области

— Александр Наумович, чем, на ваш взгляд, спорт привлекателен для бизнеса?

— Во-первых, некоторые бизнесмены бывают тщеславны в хорошем смысле этого слова, и для них понятие благотворительности — не пустой звук. Во-вторых, они умеют считать деньги и понимают, что, помогая спорту, они могут получить режим наибольшего благоприятствования в своем бизнесе. Такого бизнесмена знают мэр и губернатор, их замы, и при прочих равных условиях они всегда отдадут предпочтение этому предпринимателю.

— Когда российский спорт станет полноценной сферой бизнеса?

— Уже происходят вещи, которые обнадеживают. Например, к управлению баскетбольным клубом «Локомотив» сегодня пришли молодые предприниматели, которые хорошо умеют считать деньги и понимают, что на существующей спортивной базе развивать клуб невозможно. Нужен Дворец спорта минимум на 5 тысяч зрителей, и тогда он будет приносить деньги, если «Локомотив» будет играть в суперлиге. Судите сами — на недавний матч с ЦСКА было подано более 8 тысяч заявок на билеты стоимостью 250 рублей. Такой ажиотаж только на хоккее бывает.

— Какие виды спорта в Новосибирске могут стать окупаемыми?

— Про баскетбол я уже рассказал. Неплохо зарабатывает хоккейная «Сибирь». Футбол обязательно станет окупаемым, если «Чкаловец» выйдет в первую лигу. Могут зарабатывать спортивные танцы, но нужен хороший зал для проведения турниров. Большое количество зрителей привлекают соревнования по восточным единоборствам. Вообще, в Новосибирской области, как и по всей России, происходит новый физкультурный бум.


АЛЕКСАНДР ЛУБЕНЕЦ,
управляющий Новосибирским филиалом КБ «Сибконтакт»

— Есть люди, которые, решив свои жизненные вопросы, излишки средств тратят на проекты, просто им нравящиеся. И все чаще они вкладывают деньги в спорт. Есть мотив здоровья: достигнув определенного достатка, люди начинают дорожить своим здоровьем.

Есть и имиджевый мотив. Спорт — это вещь электоральная, поэтому, поддерживая спорт, бизнесмен выглядит очень привлекательно в глазах общественности. Бывает, что поддерживая определенный спорт, можно на фоне какого-то чемпиона зарабатывать себе очки.

Спорт — это самореализация. На работе человек не может выплескивать свои эмоции — это можно делать или занимаясь спортом лично, или посещая соревнования.

Думаю, что в ближайшем будущем спорт все-таки станет отличным, привлекательным бизнесом, как на Западе. У нас просто еще не умеют получать из спорта деньги.

Александр ПОПОВ, |Михаил КИЧАНОВ


Comments are closed.

Так же в номере