Главная » Спецвыпуск » Какую роль играют предпринимательские объединения?

Какую роль играют предпринимательские объединения?

Прямая речь

«Я — за конкуренцию
между предпринимательскими сообществами»

Виктор Толоконский, губернатор Новосибирской области:

— Координация была важна всегда. Причем не только с предпринимательскими объединениями, но и с политическими партиями, творческими и общественными структурами.

МАРП — одна из старейших структур, объединяющих предпринимательское сообщество. На заре преобразований, начинавшихся в стране в конце 80-х, создавалась масса объединений подобного рода. Почти все эти структуры ушли, МАРП осталась, что говорит о ее востребованности. Причем, если помните, МАРП изначально создавалась как ассоциация молодых руководителей предприятий. Под молодостью понималась не столько возрастная категория, сколько ориентация на преобразования, на работу в новых условиях.

Естественно, с годами многое в структуре и работе МАРП изменилось, но главные принципы существуют и по сей день. Все годы МАРП успешно сотрудничала с властными структурами. Опыт этой ассоциации в целом и ее отдельных членов ценен для бизнеса, ценен для всех уровней власти. Неслучайно один из руководителей МАРП Алексей Елезов входит в состав президиума областной администрации. Я сам регулярно общаюсь с представителями МАРП, периодически бываю на заседаниях ассоциации. В какой-то степени МАРП — это союз работодателей, совместно с властью вырабатывающий единые правила поведения в промышленной, предпринимательской политике.

Конечно, многое зависит от решений федерального центра, от тех правил и законов, которые принимаются на высшем уровне. Но власти на местах не должны проблемы промышленности и бизнеса отсылать только к федеральному центру. Мы увеличиваем госзаказ. В прошлом году мы опробовали систему поддержки промышленности. Были выделены средства на субсидирование процентной ставки за кредиты, которые брали промышленники. Это позволило предприятиям в прошлом году привлечь порядка 500 млн руб. дополнительно. В этом году мы эту программу расширяем, и дополнительных средств будет привлечено около 1 млрд руб.

Я всегда — за здоровую конкуренцию и между предприятиями, и, соответственно, между структурами, объединяющими предпринимательские сообщества. Если создаются бизнес-объединения с позитивной задачей на развитие, то это хорошо. У разных организаций есть свой опыт, свои программы и задачи, свои механизмы решения вопросов. И совокупность мнений позволяет находить оптимальные решения для всех.

В одиночку всегда выжить было трудно. Те люди, которые образовали МАРП в 1989 году, понимали это очень хорошо. Поэтому надеюсь, что конструктивная работа Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий будет продолжаться.

«Подобные объединения считаю необходимыми»

Борис Говорин, губернатор Иркутской области:

— Устойчивое развитие региона может осуществляться только на основе эффективной координации деятельности предприятий и региональной власти. Особенно это важно для регионов, чей промышленный комплекс складывается из крупных монопроизводств. К таким относится и Иркутская область: например, в промышленности производится до 40% валового регионального продукта и формируется до 47% налоговых доходов. При столь значительной роли промышленности органы государственной региональной власти уделяют особое внимание взаимодействию с бизнесом.

Сегодня крупные предприятия в первую очередь преследуют внутрикорпоративные цели, зачастую в ущерб населению территории. Такой расклад исключает гармоничное экономическое и социальное развитие области. Поэтому необходима продуманная и эффективная государственная политика в отношении бизнес-структур, которая стимулировала бы регионы выбирать наиболее выгодный вектор хозяйственной деятельности.

Одним из способов координации является промышленная политика. В рамках концепции региональной промышленной политики, которая разработана и реализуется на территории Иркутской области, планируется использование таких инструментов, как государственный заказ, бюджетные инвестиции, бюджетный кредит, областные государственные гарантии. Широко используются субсидии как юридическим лицам на компенсацию процентов за пользование заемными средствами, так и субсидии на совместное финансирование инвестиционных проектов. Эффективными инструментами, находящимися в руках у региональной власти, являются лицензирование отдельных видов деятельности, регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг, индикативное планирование, регулирование налоговой системы.

В области есть примеры положительного опыта участия предпринимательских кругов в законотворчестве. Например, предприниматели принимали активнейшее участие в подготовке закона «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Кроме того, представители деловых кругов, в первую очередь предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, приняли участие в разработке проекта областного закона «О ставке налога на прибыль организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет для налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в развитие сельского хозяйства».

Совместно с предпринимателями администрация участвует в реализации крупных структурообразующих инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных проектов Иркутской области. В прошедшем году приоритетными были признаны проекты строительства на территории области нового алюминиевого завода ЗАО «Алюком-Тайшет» и инновационный проект производства кварцевой крупки и мультикремния ООО «Кварцевые технологии».

Администрация области постоянно ведет диалог с крупнейшими предприятиями региона по повышению их социальной ответственности. Уже заключены соглашения с ОАО «СУЭК», ОАО «Газпром»; практически готовы к подписанию соглашения с ОАО «НПК Иркут», ОАО «Компания «Русский алюминий», ОАО «Континенталь Менеджмент», ОАО «Илим Палп Энтерпрайз», ОАО «СУАЛ», НК «ЮКОС», ТНК-ВР.

В современных экономических условиях особо важную роль играют общественные объединения предпринимателей. На наш взгляд, эти объединения должны стать связующим звеном между государством и бизнесом. Ведь достоверная и качественная информация является в современных условиях одним из основных ресурсов, без которого не может функционировать ни одно предприятие. Кроме того, предпринимательские объединения лучше знают и понимают проблемы предприятий, поскольку являются промежуточным, независимым звеном во взаимодействии между предприятием и властью. Присутствие в нашем регионе подобных объединений считаю необходимым и очень важным.

Перед такими объединениями стоит целый ряд задач. Это и совместное с органами государственной власти формирование принципов экономического развития области, реформирование экономики и обеспечение экономического подъема в регионе. Важной представляется и самоорганизация делового сообщества, превращение его в силу, влиятельную на федеральном и региональном уровнях с целью социально-экономического развития региона. Наконец, объединения предпринимателей могут и должны послужить утверждению положительного представления о российском предпринимательстве в России и мире.

«Наращиваем взаимодействие властей
и крупных ФПГ»

Леонид Полежаев, председатель правительства Омской области:

— Одна из главных задач власти — помочь предприятиям в поисках инвестиций. Координация нашей деятельности направлена именно на это. И мы стараемся активно содействовать быстрому решению принципиальных для инвесторов проблем, которые зависят от нас. Когда область вкладывает в проект свои усилия, делит с инвестором риски, то он охотнее идет на реализацию здесь своих проектов. И что самое главное — мы делаем все для того, чтобы выполнить взятые на себя партнерские обязательства. Именно тогда складываются длительные партнерские отношения между властью и компаниями-инвесторами.

Естественно, должна быть и соответствующая законодательная база, гарантирующая защиту инвестиций. В Омской области такие законы приняты. Кроме того, законодательно определена система льготных режимов для инвесторов. Немаловажную роль играет и стабильность политического руководства региона.

В прошлом году объем инвестиций, поступивших в область, составил около $2 млрд, подавляющая их часть — иностранные. По этому показателю Омская область занимает четвертое место в России и первое — в Сибирском федеральном округе. Прогноз на 2004 год позволяет утверждать, что и в текущем году этот объем будет не меньше.

Перечень ключевых инвестиционных проектов на этот год, мониторинг которых постоянно ведется на уровне правительства области, включает в себя не менее 200 программ.

Мы всячески наращиваем взаимодействие властей и крупных ФПГ, работающих на территории области. Эффективность взаимодействия определяется, на наш взгляд, как вкладом крупных компаний в формирование налоговой базы бюджета, их потенциалом роста, так и их участием в социальных проектах, которые реализует область.

По моей оценке, на сегодняшнем этапе взаимоотношения региональной власти с крупными компаниями складываются в целом позитивно. Особенно можно выделить такие компании, как «Сибнефть», «Сибур», «Объединенные пивоваренные заводы», группа «Оша».

Наиболее яркий пример — это нефтяная компания «Сибнефть». Областные власти многое сделали не только для создания НК, но и для сохранения ее в области. Сегодня эта компания — крупнейший налогоплательщик и активный участник целого ряда проектов. В рамках сложившихся отношений была достигнута договоренность о том, что «Сибнефть» изыщет возможность увеличить объемы акцизных платежей, выплачиваемых на территории области, в текущем году отчисления компании в региональный бюджет возрастут как минимум на 1 млрд руб. Примерно треть доходной части областного бюджета на 2004 год будет обеспечено налогами и акцизами «Сибнефти».

Еще один пример конструктивного взаимодействия — соглашение с группой «Объединенные пивоваренные заводы». В рамках этой договоренности компании предоставлены налоговые льготы для реализации ее инвестиционных программ, при этом за счет этих проектов, увеличения производственных мощностей она увеличит налоговые отчисления уже в 2004 году на 40%.

Мы с удовлетворением отмечаем, что роль омского областного Союза предпринимателей и многих его членов во всех сферах деятельности за последние несколько лет заметно повысилась. При его самом активном участии в Прииртышье разработаны и приняты 33 законодательных и нормативных акта, регулирующих деловую жизнь на территории области.

Руководство области, как и прежде, настроено осуществлять полноценную поддержку бизнеса. Формы этой поддержки будут приобретать все более адресный характер и осуществляться на конкурсной основе. В частности, мы приступили к формированию и реализации специальных производственных целевых программ, в которых малый и средний бизнес может и должен стать основным локомотивом движения экономики Омской области. Мы собираемся в нынешнем году компенсировать из бюджета разницы в процентных ставках по кредитам. Для этих целей в бюджете предусмотрена расходная статья и разработан нормативный механизм исполнения.

Занесли себе в планы задачу, что не менее 15% объема областного государственного заказа на продукцию и услуги будут размещаться на предприятиях малого и среднего бизнеса нашего региона. Обязательно продолжим практику специальных грантов, цель которых — поощрять деловую активность граждан. Кстати, по итогам 2003 года такие гранты в сумме 100 тыс. руб. получили первые три претендента. Наконец, не исключаем и появления новых налоговых льгот. Важнейшим направлением здесь является областное законотворчество в части поддержки инвестиционной деятельности, сохраняющее льготы по прибыли и на имущество держателям инвестиционных проектов.

«Объединения промышленников
переходят на иной уровень»

Виктор Кресс, губернатор Томской области:

— Мы поддерживаем тесные контакты с промышленниками. Для выражения их интересов было создано Межотраслевое производственное объединение (МПО). Работа идет по разным направлениям, и прежде всего в сфере создания инвестиционного поля для промышленных предприятий — с точки зрения законодательной базы, защищенности от проверяющих фискальных органов, роста тарифов, с точки зрения благоприятной среды в целом. Когда в области будет создана такая среда, у предприятий не будет проблем с привлечением финансов. С другой стороны, промышленность — социально значимый сектор экономики. И здесь уже мы ставим твердые условия — люди должны быть заняты, у работников должна быть официальная зарплата, они должны быть социально защищены. Практически все директора нас понимают, даже если они представляют интересы иногородних структур.

К сожалению, мне кажется, МПО и некоторые другие промышленные организации в последнее время стали менее активными. И это при том, что у МПО, например, есть право выхода с законодательной инициативой на областную Думу. Есть оперативные вопросы, в решении которых нужно находить компромисс, потому что порой промышленники хотят одного, а у власти в этом направлении иные задачи. Я понимаю, что сегодня промышленники и предприниматели более активно объединяются в профильные ассоциации. Допустим, у нас работает ассоциация пищевых предприятий. Они решают свои проблемы, в том числе и через Думу, поскольку среди депутатов много промышленников. Так что, считаю, такие объединения просто переходят на иной уровень работы.



Comments are closed.

Так же в номере