Главная » ИТ » Платное ТВ как драйвер роста телекома

Платное ТВ как драйвер роста телекома

Платное ТВ как драйвер роста телекома

Важным инструментом в борьбе телеком-операторов за новых клиентов в Сибири является коммерческое телевидение. По оценкам лидеров рынка, около 30% абонентов делают выбор в пользу того или иного интернет-провайдера именно за счёт привлекательности его ТВ-продуктов. При этом ключевым при выборе «своего» оператора коммерческого ТВ оказывается не только качество и количество телеканалов, но и развитый комплекс сервисов цифрового ТВ, обширная видеотека, возможность настройки параметров «телецентра» под себя. Именно в этом направлении и развернется настоящая борьба между операторами связи.

«Большая семёрка» страны

Согласно данным аналитического агентства iks-Consulting, предоставленным в распоряжение «КС», рынок платного ТВ в России стремительно расширяется. За первое полугодие 2013 года число абонентов услуги выросло на 13%, достигнув отметки в 32,5 млн. человек против 30,3 млн. в 2012 году.

«Большую пятёрку» компаний, абонентская база которых в стране достигла 1 млн. пользователей, в этом году дополнили ещё две: спутниковый «Орион-Экспресс» и «ВымпелКом», занимающие в рейтинге пятую и седьмую строчку. Бессменными хедлайнерами коммерческого ТВ-сегмента в целом по России остаются спутниковый «Триколор» (9 500 млн. человек), «Ростелеком» (7 950 млн.), «МТС» (2 884 млн.), «ЭР-Телеком» (2 469 млн.). С учетом того, что «Триколор» и «Ростелеком» пока находятся заметно впереди от остальных операторов, можно прогнозировать сохранение такой ситуации и по итогам 2014 года.

Стоит отметить, что, несмотря на расширение сетей кабельного ТВ, набирают популярность такие услуги, как спутниковое ТВ и IPTV. Так, общероссийская абонентская база IPTV выросла на 44%, перешагнув за 3 млн. человек. Прирост спутниковых операторов за год составил 23% с общей пользовательской базой в 11,9 млн.

Участники рынка прогнозируют, что в 2018 году доля спутникового ТВ может достигнуть 39%, доля IPTV — 12% , а доля кабельного ТВ может сократиться до 49%.

«Паунд-фо-паунд» по сибирски

Как показывают данные агентства iks-Consulting, в региональном сибирском рейтинге по 3 кварталам 2013 года наблюдается иная расстановка сил, чем в целом по России. Так, тройку лидеров по показателю абонентской базы услуги платного ТВ в СФО открывает московский «Триколор» с 19%, хотя еще в начале года находилась на отметке в 18%. Примечательно, что по Новосибирской области оператор находится только на четвёртом месте, несмотря на отмеченный самой компанией рост абонентской базы на 21% (по отношению к третьему кварталу 2013 года).

Второе место как в целом по СФО, так и по Новосибирской области удерживает «ЭР-Телеком». Доля пермского оператора во всех трех кварталах 2013 года в целом по СФО составляла 12%, а по Новосибирской области – 20%. В самой компании «КС» отметили, что в первом квартале 2013 года оператор даже лидировал на рынке платного ТВ Новосибирска по количеству обслуживаемых абонентов. «За год мы укрепили свои позиции и в настоящее время оцениваем собственную долю на рынке платного ТВ города на уровне 40%», — пояснил «КС» директор филиала «ЭР-Телеком» в Новосибирске Станислав Дариенко.

В свою очередь «Ростелеком» под руководством Максима Кудрявцева в рейтинге СФО замыкает тройку лидеров с показателем 11%, который на протяжении трёх кварталов оставался неизменным. Гораздо лучше показатели оператора в Новосибирской области, где «Ростелеком» с показателем в 21% третий квартал подряд занимает первую строчку. В самой компании называют аналогичные цифры. Непосредственно в столице Сибири к концу 2013 года компания рассчитывает превысить «порог» в 85 тыс. абонентов ТВ.

Четвертую строчку по Сибири занял «Орион-Экспресс», вытеснивший МТС на 5 строчку с показателем в 9%. Однако в Новосибирской области он находится лишь в конце ТОП-5 с долей рынка в 5%. Зато МТС по НСО под руководством Александра Соловенчука замыкает ТОП-3. Доля оператора на протяжении последних трех кварталов текущего года по данным iks-Consulting упала с 19% до 17%. Вместе с тем, в самой компании свою долю на рынке платного ТВ оценивают значительно выше.

Примечательно, что такие крупные операторы, как «Сибирские сети», «ТТК» и «Новотелеком» по данным iks-Consulting вообще не вошли в ТОП-3 ни по области, ни в регионе. Тем не менее, вытесненные «за борт» провайдеры настроены вполне оптимистично.

Свои позиции по услугам кабельного и цифрового телевидения ТТК оценивает как уверенные. «В 2013 году прирост абонентской базы по услуге «Телевидение» на территории Новосибирской области составил 55%, а по всей Западной Сибири – 45%», — рассказываетгенеральный директор ТТК-Западная Сибирь Александр Соловьев. По его мнению, в таких результатах сыграло роль то, что ТТК активно развивал интерактивное ТВ в малых городах Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края — Куйбышеве, Топках, Прокопьевске, Киселевске, Мундыбаше и Кулунде, и продолжает его развитие. В Новосибирске же к концу текущего года компания планирует перешагнуть отметку абонентской базы платного телевидения в 100 тыс. абонентов.

«Сибирские сети», комментируя свои позиции, отмечают, что фактически услуга платного ТВ появилась в компании только 1 июля 2013 года. До этого эта услуга в «Сибирских сетях» существовала лишь в тестовом режиме. «Так как с момента появления услуги прошло всего полгода, то давать оценку сегмента относительно позиции на рынке преждевременно и неправильно», — комментирует ситуацию специалист по связям с общественностью «Сибирских сетей» Вадим Голубев. В то же время собеседник «КС» замечает, что недавно появившаяся услуга быстро набирает позиции: «Сейчас каждый 3-й подключающийся к нам абонент подключает не только интернет, но и услугу «Лайк ТВ»».

В свою очередь в компании «Новотелеком» комментировать свое положение на рынке платного ТВ отказались.

Драйвер роста – IPTV и HD

По прогнозам самих участников рынка, одним из основных факторов роста клиентской базы операторов в 2014 году станет интерактивное ТВ. Провайдеры, в арсенале которых имеется IPTV, отмечают стабильный рост её популярности среди абонентов. «У IPTV достаточно высокий потенциал. При подключении услуг связи «Ростелеком» более 70% абонентов заказывают пакетную услугу Интернет + IPTV», — отмечают в «Ростелекоме». С такой оценкой согласен и генеральный директор «ТТК — Западная Сибирь» Александр Соловьев, отмечая при этом, что пик продаж нового телевизионного оборудования ожидается на ближайшие несколько лет.

Поэтому компании, рост позиций которых в прошлом обеспечивала услуга широкополосного доступа в интернет (ШПД) и цифрового ТВ, в ближайшем году планируют запуск интерактивного IPTV, или его аналогов, позволяющих пользоваться интерактивными сервисами. Стоит отметить, что принципиально новых обновлений технологии IPTV в текущем году, как видимо, не предвидится. Вместо этого IT-компании идут по пути «выравнивания» технологий, приходя их к одному общему знаменателю. Например, один из опрошенных «КС» провайдеров рассказал о планах выпустить ТВ-приставку с «расширенным» функционалом, включающим присмотр видео с разных устройств, роликов YouTube, «видео по запросу», отложенный просмотр и т.д. Кроме того, участники рынка планируют в дальнейшем развивать своё IPTV на базе беспроводного доступа Wi-Fi. Однако один из операторов уже сейчас активно продвигает услугу беспроводного телевидения с возможностью просмотра с любого устройства в любой точке квартиры.

Борьба за клиента в дальнейшем будет происходить и посредством совершенствования прежних проверенных временем инструментов. Как и раньше, провайдеры в 2014 году планируют расширять количество каналов в пакетных предложениях, в том числе и формата HD, запускать более гибкие ТВ-тарифы, которые позволят удовлетворить пристрастия максимального количества абонентов.

Набирающий в мире популярность формат HD стоит признать не менее эффективным средством абонентского «рекрута» в 2014 году. Все большее и большее число провайдеров, расширяя пакеты телеканалов, делают ставку на формат высокой чёткости. Данное расширение поддерживают более 90% современных телевизоров, предоставляя операторам значительный потенциал для роста. Как отмечают операторы, тенденция 2013 на максимальное увеличение количества HD-каналов сохранится, в том числе и в узко тематических пакетных предложениях.

При этом, как отмечают аналитики, в СФО темпы роста платного ТВ в последующие несколько лет замедлятся. «Рынок насытился. Рост для операторов возможен только за счет выхода в новые города с меньшим числом жителей», — комментирует ситуацию генеральный директор аналитического агентства «Телеком дейли» Денис Кусков. В связи с этим доля проводных операторов в 2014 году будет снижаться, уступая место интерактивному и спутниковому ТВ. Безоговорочное лидерство по темпам роста при этом ожидается от услуги IPTV. И единственно возможный выход из стагнации для проводного ТВ – это обострение борьбы за аудиторию провинциальных городов.

Ощутимые возможности для роста в 2014 году открываются и у операторов спутникового ТВ. Связано это, прежде всего, с планируемым 4 марта запуском коммерческого телекоммуникационного спутника «Экспресс-АТ1», который обеспечит спутниковое телевидение на территории западной и восточной части России в новом диапазоне частот. Благодаря этому тематические пакеты телеканалов спутниковых провайдеров формата HDTV, популярные в центральной части России, станут доступны и сибирским абонентам.



Comments are closed.

Так же в номере