Главная » Финансы » «Банки сосредоточатся на борьбе за переманивание клиентов из других «кредитных фабрик»

«Банки сосредоточатся на борьбе за переманивание клиентов из других «кредитных фабрик»

Темпы роста кредитования малого и среднего бизнеса в регионе уменьшаются на фоне замедления экономики и ослабления эффекта от «кредитных фабрик». Придать стимул рынку в 2014 году могут новые меры господдержки, направленные на повышение доступности «длинных» кредитов. О положении дел в сегменте МСБ, о том, какие наиболее частые ошибки совершает такой бизнес при взаимоотношениях с банками и какие меры были бы актуальны для развития предпринимательства в Сибири, корреспонденту «КС» АНДРЕЮ ПОЖАРСКОМУ рассказала директор Департамента корпоративного бизнеса РОСГОССТРАХ БАНКА НАТАЛИЯ БЛИНОВА.

— Наталия, как вы оцениваете перспективы развития сегмента МСБ в России?

— В России, на наш взгляд, у сектора МСБ очень неплохие перспективы. Не только потому, что по сравнению со странами Европы доля малого и среднего бизнеса в ВВП России намного ниже, но и потому, что развитие этого сегмента экономики сейчас серьезно поддерживает государство. Конечно, предстоит преодолеть многие проблемы, чтобы повысить популярность предпринимательства в стране, но потенциал развития сектора более чем высок.

Интерес к данной сфере также обусловлен текущими тенденциями на рынке розничного кредитования. Многие кредитные организации уходят от модели монолайнеров, диверсифицируя свой бизнес и стараясь зарабатывать не только на высокодоходном розничном кредитовании, но и на классическом транзакционном банкинге и кредитовании прочих секторов. Сегмент МСБ в этом плане менее конкурентный и более высокомаржинальный по сравнению, к примеру, с корпоративным сегментом.

— Как соотносятся эти тенденции со стратегией вашего банка? Насколько вам интересна работа с малым бизнесом?

— Могу сказать, что обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений деятельности нашего банка.

В 2012 году была проведена серьезная модернизация продуктовой линейки, которая продолжилась и в 2013 году. Банком также было принято решение открыть специализированные центры для работы с юридическими лицами в 18 крупнейших городах присутствия банка. Немаловажно, когда банковское учреждение осуществляет обратную связь, организует консультационную помощь по всем направлениям банковских услуг.

Опять же, стоит отметить, что представителям малого и среднего бизнеса сейчас стало проще пользоваться кредитными ресурсами. Например, если клиенту нужны деньги на расширение бизнеса, пополнение оборотных средств, модернизацию оборудования, инвестиционные цели, рефинансирование, гарантийные услуги, то банк может ему в этом помочь. При этом текущая ситуация на рынке такова, что требования к залогу весьма либеральны: кредит может даваться клиенту под залог товара, недвижимости, автотранспорта или даже вообще без обеспечения по совместной с МСП Банком программе.

На 1 октября 2013 года кредитный портфель банка в сфере МСБ составил 2,59 млрд рублей, увеличившись на 6,5% с начала года.

Какие тенденции можно выделить как наиболее заметные в этом сегменте рынка за последнее время?

— Кредитование МСБ притормаживает на фоне замедления экономики и ослабления эффекта от «кредитных фабрик». Придать стимул рынку в 2014 году могут новые меры господдержки, направленные на повышение доступности «длинных» кредитов.

По итогам первого полугодия портфели банковских кредитов малому и среднему бизнесу по отрасли выросли на 8,4% против 10,0% за аналогичный прошлогодний период, до 4,9 трлн рублей. При этом, если сравнивать темп прироста портфелей МСБ в период с 1 июля 2012-го по 1 июля 2013 года, то замедление темпов будет более очевидно (15,3% против 22,7% за период с 1 июля 2011-го по 1 июля 2012-го).

Стоит также отметить, что за последний год практически все основные игроки запустили у себя поточное кредитование малого и среднего бизнеса, их «фабрики» уже вышли на плановую мощность по объемам кредитования, и эффект высокой базы сыграл против них. Более того, в связи с ухудшающейся макроэкономической ситуацией крупные банки стали проводить более осторожную политику по выдаче кредитов МСБ, опасаясь ухудшения качества портфеля.

Достаточно активное развитие в этом году получил сегмент кредитования физических лиц на бизнес-цели. Среди причин активизации данного направления — снижение прозрачности заемщиков на фоне замедления экономики и роста социальных взносов для индивидуальных предпринимателей.

— Заметное ли место в вашем кредитном портфеле занимает сегмент малого бизнеса? Какова структура портфеля?

— Доля МСБ в кредитном портфеле банка составляет около 10%, и данный показатель постепенно увеличивается. Порядка 60% составляют кредиты предприятиям из сферы торговли, 30% — сервисным компаниям, 10% — производственным предприятиям.

— Каков портрет заемщика РОСГОССТРАХ БАНКА в секторе МСБ?

— Для нас это клиенты с суммами займа от 500 000 до 20 млн рублей и годовым оборотом до 300 млн рублей. Мы совершаем сделки и на 1 млн рублей, поэтому микробизнес — тоже наши клиенты.

Банк кредитует клиентов со сроком деятельности от шести месяцев и таким образом задействует в их бизнесе собственные средства.

Сфера торговли является одной из приоритетных в МСБ. Весьма привлекательны клиенты производственных отраслей, в частности, высокотехнологичной продукции, а также отрасли услуг (автосервисы, салоны красоты и т. д.). Но при этом банк не делает для этих областей бизнеса никаких преференций и готов работать с заемщиками из всех отраслей экономики, которые удовлетворяют условиям кредитных программ и требованиям к заемщикам.

— Хорошие клиенты всегда наперечет, и в 2013 году борьба банков в секторе МСБ только усилилась. Как вы решаете проблему качества портфеля?

— Сейчас рынок достаточно гибок, большой популярностью пользуется создание так называемых «продуктовых фабрик». Тем не менее мы строим свой бизнес не на большом объеме услуг, а на качественном принятии решений о выдаче кредитов. Банк очень осторожно подходит к выдаче беззалоговых кредитов и использует стандартные источники их обеспечения: основные средства компании, недвижимость, оборудование, кредитование под залог приобретаемых объектов. У нас нет скоринговых программ, чтобы принимать решение о выдаче кредита в течение 15 минут. Но мы готовы делать это в течение нескольких дней в зависимости от типа кредита. Для банка важен не только рост портфеля, но и его качество. В настоящее время размер просрочки у нас составляет не более 5%. По кредитам, выданным в 2012 году, задолженность всего 0,3–0,35%.

— Какие продукты пользуются наибольшим спросом со стороны субъектов МСБ?

— На сегодняшний день наиболее популярными являются самые доступные кредиты — без залога и поручителей, позволяющие снять вопрос по обеспечению кредитов.

Также большой популярностью пользуется программы, позволяющие взять кредит под покупаемую недвижимость, так как снимают вопрос залога. На рынке есть программы, по которым клиент выбирает актив для приобретения и этот же актив может передать банку в залог.

И наконец, пользуются спросом возобновляемые кредитные линии, позволяющие минимизировать расходы по кредитным ресурсам.

— Если говорить о проблемах рынка, то какие вы бы выделили в приоритете?

— Во-первых, это низкая финансовая грамотность предпринимателей и осведомленность о мерах господдержки сектора.

Во-вторых, низкая прозрачность бизнеса, слабое качество управленческой финансовой информации, недостаточная информация в БКИ о кредитной истории предприятий.

В-третьих, не налаженная бизнес-инфраструктура для сегмента малого бизнеса на региональном уровне: отсутствие арендных площадей с нормальными приемлемыми ставками, логистических структур, честных и прозрачных конкурсов по размещению госзаказов и т. д.

В-четвертых, недостаточное количество банков, готовых кредитовать стартапы.

В-пятых, бюрократические препоны на местах и коррупционная составляющая, влекущие за собой повышенные издержки, которые предприниматели часто не готовы нести на старте бизнеса.

И наконец, недостаточное количество налоговых преференций.

Каковы пути решения этих проблем?

— На сегодня необходимо предпринять ряд мер для устранения препонов для развития предпринимательства в России. В каждом регионе, на наш взгляд, должна быть внедрена инфраструктура для существования и эффективной деятельности малого и среднего бизнеса: гарантийные фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры поддержки экспорта и пр. поддерживающие предпринимателей структуры. Стоит усилить меры для популяризации сферы предпринимательства и самозанятости, развивать общефедеральные программы для предпринимателей. Нужно мотивировать власть на местах на поддержку сектора, ввести налоговые преференции как для представителей СМБ, так и для структур, представляющих предпринимателям льготные условия (складским комплексам, офисным центрам, транспортным компаниям и т. д.). И наконец, государству нужно интенсивнее работать с бюрократизмом и снижением издержек для бизнеса. Внедрять новые механизмы поддержки госсектора.

— Какие наиболее частые ошибки совершает малый и средний бизнес при взаимоотношениях с банками?

— Прежде всего сегмент МСБ был и остается рискованным именно из-за низкой финансовой грамотности его представителей по сравнению, к примеру, с заемщиками в корпоративном секторе. Неправильно оформленный пакет документов не дает банкам понять, как бизнес компании организован, каковы источники формирования и погашения кредита.

Во-вторых, это невнимание к своей кредитной истории. Наиболее частой причиной отказа является плохая кредитная история заемщиков либо неустойчивое финансовое положение нового, молодого бизнеса. Из-за этого многие молодые компании предпочитают оформлять на руководителей или собственников бизнеса дорогие потребительские кредиты. Очень часто их количество и объемы не поддаются никакой логике и вводят клиентов в просрочки. Что и портит им кредитную историю. А наши граждане в отличие от европейцев и американцев не понимают всей серьезности этого момента. Испорченная кредитная история сравни испорченной деловой репутации. Таким образом, порой отрицательная кредитная история по займам для физических лиц владельца бизнеса может стать стоп-фактором в кредитовании его же компании.

И наконец, типичной ошибкой я бы назвала зачастую неправильную оценку владельцем бизнеса перспектив компании и, соответственно, требуемого на том или ином этапе развития кредитного продукта. Чтобы клиенты оставались со своим банком на протяжении долгого периода времени, необходимо быть не только продавцом, но и финансовым консультантом, предлагая компании нужный на том или ином этапе ее развития кредитный продукт.

— Работают ли сегодня механизмы поддержки госсектора?

— Работают, но не на полную мощность. К примеру, прирост сектора СМБ за счет программ МСП Банка затруднен из-за его ориентации на кредитование производств и инновационные проекты. Проблема в том, что таких проектов в российской экономике сегодня реализуется не так много.

Если говорить о гарантийных фондах, то круг местных кредитных организаций, работающих с МСБ и готовых взаимодействовать с фондами, достаточно узок, и фонды пытаются своими силами привлечь внимание к своей деятельности.

Сегмент государственных МФО демонстрирует падение темпов роста из-за достаточно жестких ограничений: МФО с государственным финансированием могут принимать на себя только очень небольшие риски.

— И что в связи с этим делать?

— Государство понимает, что сегмент СМБ в сегодняшних реалиях является одним из основных драйверов экономического роста. И его поддержка, особенно в условиях вступления России в ВИТО, просто необходима. На сцену выходят новые инструменты поддержки госсектора.

Для упрощения доступа МСБ к кредитам государство предполагает использовать средства Фонда национального благосостояния. Помимо этого, планируется создание Федерального гарантийного фонда (ФГФ). Также среди уже реализованных государственных мер по стимулированию малого бизнеса — отказ с 2014 года от двойного коэффициента при расчете социальных взносов для ИП, введение которого в 2013 году повлекло уход «в тень» более 500 тыс. индивидуальных предпринимателей.

— А вы участвуете в государственных программах поддержки сектора?

— Да, могу сказать, что банк участвует в государственных программах поддержки сектора, сотрудничая с МСП Банком и региональными фондами поддержки МСБ в 25 регионах России. Партнерство оказалось плодотворным. Если обращаться к цифрам, то за период сотрудничества с МСП Банком была оказана поддержка более чем 1300 субъектам СМБ на сумму в 1,1 млрд рублей.

— Как вы оцениваете текущую ситуацию со стоимостью кредитных средств?

— Ставки для бизнеса все еще весьма высоки. Сектор является достаточно рисковым для банков, в последние годы увеличивается просрочка сектора, что по идее должно подтолкнуть ставки вверх. Однако усиление конкуренции на рынке за счет госбанков и МФО поможет их сдерживать и снижать.

Ставка по залоговому кредитованию для МСБ составляет сейчас в среднем 14–17% годовых, по беззалоговым кредитам может доходить до 23%.

— Каковы ваши ожидания по объемам кредитования МСБ по итогам текущего года?

— Темпы роста рынка, по нашим оценкам, не превысят 15% (17% в 2012 году). Драйвером роста рынка до конца 2013 года останутся короткие кредиты торговым компаниям.

Предстоит дальнейшее торможение темпов выдач в рамках кредитных фабрик, так как подобное кредитование в целом повышает потенциальный уровень дефолтности портфеля и требует высоких затрат на построение скоринговых систем. Акцент в ближайшее время будет смещен с кредитования малого на кредитование среднего бизнеса.

Основная часть клиентов, которые хотели получить финансирование, воспользовавшись преимуществами «кредитных фабрик», уже нашла себе «опорные» банки. В дальнейшем банки сосредоточатся на борьбе за переманивание клиентов из других «фабрик». В частности, с помощью программ рефинансирования.

А учитывая тот факт, что государственные банки намерены перетянуть на себя часть клиентов из этого сегмента, остальным игрокам придется вступить с ними в жесткую конкуренцию. Банки прочувствовали интерес к этому сегменту, поскольку он позволяет достигать более высокой доходности при приемлемой структуре рисков. Предприятия среднего бизнеса одни из самых устойчивых, динамичных и гибких, в связи с чем они хорошо приспосабливаются к кризисным явлениям, в отличие от малых или крупных предприятий.

Помимо этого, на фоне повышения требований к резервированию банки будут пытаться повысить маржу, работая с представителями сегмента СМБ по комплексным тарифам, пакетным предложениям, включающим кредитование, расчетно-кассовое и депозитное обслуживание, документарные операции, зарплатные проекты и пр.



Comments are closed.

Так же в номере