Главная » Стратегии успеха » Fleet management по-сибирски

Fleet management по-сибирски

ПРОФИЛЬ — МЕНЕДЖМЕНТ

Fleet management по-сибирски

Мечта любой компании — печь Ивана-дурака, которая едет «по-щучьему велению» и не требует водителя, бензина и ремонта. Это, конечно, утопия, но способы повысить эффективность использования корпоративного автотранспорта существуют. Для одних региональных компаний таким решением становится повышенное внимание к расходам, а для других — передача перевозок в руки профессионалов.

Авто с возу — компании легче!

Корпоративный автомобиль должен быть украшен логотипом компании

С проблемой эксплуатации парка автомобилей сталкивается практически любой бизнес. Существует несколько основных способов ее решения. Первый — содержать собственный гараж со всеми вытекающими последствиями: затратами на закупку, ремонт, заправку и мойку, страхование авто. Он подходит для компаний с небольшим объемом перевозок или в тех случаях, когда успех бизнеса напрямую связан с оперативностью и своевременностью доставки продукции: хлебопекарные предприятия, компании, занимающиеся поставками питьевой воды. Управляющий ОАО «Восход» Иван Василиади считает, что передаче этого направления в другие руки мешает несколько обстоятельств: «Самое главное, это направление — ключевое для предприятий, имеющих дело со скоропортящейся продукцией. Автомобили, которые доставляют нашу продукцию потребителям, специально оборудованы для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий. В случае работы с внешними партнерами возникают неоправданные риски потери контроля как за функциональной, так и за ценовой составляющей услуги. Помимо этого, для нас важен контакт с покупателями, который помогает оперативно осуществлять поставки и, соответственно, привлекать новых клиентов не только качеством продукции, но и быстротой и своевременностью ее доставки. Немаловажный момент — на наших автомобилях размещены логотипы компании, что добавляет торговой марке «Восход» узнаваемости. Учитывая все вышеперечисленные обстоятельства, случаи, когда хлебопекарные предприятия передают свои перевозки в руки сторонних компаний, как правило, заканчиваются плачевно. Мне вспоминается случай, когда несколько лет назад на одном из хлебопекарных предприятий Барнаула сгорел гараж. Компания просто ушла с рынка».

Второй способ кардинально повысить эффективность использования автопарка — аутсорсинг (привлечение сторонних организаций). В свою очередь аутсорсинг бывает двух типов: когда компания вообще отказывается от собственного автопарка и когда ее машинами управляет специализированная фирма.

Как раз на компании, которые вообще не хотят связываться с рутиной автохозяйства, и рассчитывают экспедиторские компании. «Каждый должен заниматься тем бизнесом, в котором он профессионал, — говорит директор новосибирской транспортно-экспедиционной компании «Ковчег» Валерий Ледовский. — Содержание парка из 150-200 автомобилей — слишком дорогое удовольствие и совершенно отдельный бизнес. Поэтому, например, компания «Сибирский берег», вместо того чтобы тратить средства на собственный автопарк (а ей понадобилось бы 100 современных грузовиков, каждый из которых стоит не менее $100 тыс.), пользуется нашими услугами».

Причем в качестве компании-перевозчика может выступать и собственное дочернее предприятие, выделенное из основного бизнеса как непрофильный актив. Такие «дочки» могут не только обслуживать материнское предприятие, но и зарабатывать акционерам деньги на открытом рынке. Например, ОАО «Алтайэнерго» начало эксперимент, переведя весь свой производственный транспорт (порядка 1000 единиц) в самостоятельную дочернюю структуру «Алтайэнерготехремонт». «Hовая транспортная компания работает рентабельно, правда, надо пояснить, что пока львиную долю их загрузки в это время обеспечивали мы сами, — говорит управляющий делами ОАО «Алтайэнерго» Борис Кураков. — И все же мы рассчитываем, что наш эксперимент себя оправдает. Мы будем заниматься своим прямым делом — вырабатывать электроэнергию, а «Алтайэнерготехремонт» обеспечит нас транспортом». Но если собственное автохозяйство по каким-то причинам вам дорого, можно поручить оптимизировать затраты на его управление специализированной компании, которая проведет аудит и займется управлением «корпоративного гаража». Специалисты такой компании проверят обоснованность счетов, проследят за обслуживанием авто, проанализируют нормы расхода топлива. При желании можно даже перевести в штат специализированной организации всех водителей, и тогда бухгалтерские бумаги и налоги будут уже не вашей заботой. Такие услуги появились в России всего несколько лет назад, и пока ими пользуются большей частью иностранные компании. В Сибири обнаружить примеры такого аутсорсинга и компаний, оказывающих такие услуги, корреспондентам «СУ» не удалось.

Тем не менее специалисты предрекают аутсорсингу в России большое будущее. Это мнение подтверждают, например, данные московской компании «Рольф-Прокат». Объем реализации услуг по комплексному обслуживанию клиентов (управление корпоративными автопарками) «Рольф-Проката» в течение первого полугодия 2004 года увеличился на 79,5%. В Сибири прогнозируется появление таких услуг и рост спроса на них — из-за больших расстояний.

Корпоративная автоэкономика

Главная задача любого «начальника транспортного цеха» — тратить как можно меньше денег. Процесс снижения издержек никогда не заканчивается. Один из главных источников расходов — горючее. Уменьшить эту статью расходов можно двумя способами. Первый -это скидки, которые предоставляют бензиновые компании корпоративным клиентам. Так, например, экономит кемеровская торговая сеть «Кора», которая закупает бензин у «Сибнефти». «При заказе определенного объема топлива мы имеем определенную скидку, — говорит начальник отдела логистики ООО «Кора» Максим Гаврилов. — С одной стороны, это минимизирует расходы наличных средств, с другой стороны, ситуация, когда заправка происходит по карточкам, дисциплинирует водителей».

Решить вопрос с расходом горючего можно и более кардинальным способом — переоборудовать бензиновые двигатели на использование в качестве горючего газа. Наиболее часто на газе работают автомобили «ГАЗель», перевод которых на этот вид топлива осуществляется без особых затрат. Так поступили новосибирское хлебообъединение «Восход» и компания «Чистая вода». Стоимость газа по сравнению с бензином меньше примерно на 40%, а значит, ровно на столько будет тратиться меньше денег на топливо. На момент написания этого материала стоимость литра бензина Аи-92 на новосибирских автозаправках составляла 14 руб., а сжиженного газа — 8,5 руб.

Можно сэкономить и на оплате работы водителей. Причем есть механизмы, как это сделать, не ущемляя их интересов. «На нашем предприятии применяется сдельная оплата труда водителей, — говорит управляющий новосибирского ОАО «Восход» Иван Василиади. — Заработная плата водителей зависит от проделанного объема работ, в километрах или объемах развезенной продукции. Это простой, но достаточно эффективный способ снижения издержек. По сравнению с повременной оплатой это дает заметную экономию».

Эксперты советуют обращать внимание и на такой инструмент корпоративной автоэкономики, как логистика. В идеале автомобиль должен в течение дня передвигаться по заранее проложенному маршруту, как по рельсам, не отклоняясь и не сворачивая. Это позволяет избежать ненужного износа автомобилей и, соответственно, снизить затраты на километр пробега.

Еще один из способов экономии — лизинг. Купленные с использованием лизинга авто до выплаты всех взносов остаются в собственности лизинговой компании, и она берет на себя заботы об их обслуживании. «Большинство компаний, закупающих автомобили, делает это через лизинговые компании, — говорит директор новосибирской компании «СЛК-Авто» Наталья Макаренко. — Потому что лизинг позволяет значительно снизить налоговые отчисления. Кроме того, специализированные лизинговые компании позволяют получить от приобретения не только экономический эффект, они также возлагают часть забот о корпоративном автопарке на себя: поиск нужной партии машин, организация их поставки, отслеживание гарантии, технические осмотры, решение вопросов со страховыми компаниями и т.д. А это сегодня немаловажно, так как позволяет клиенту не «раздувать» штат транспортного отдела». Получается такой своеобразный аутсорсинг.

Однозначного ответа на вопрос, выгоден или нет собственный автопарк, быть не может. Это зависит от конкретных обстоятельств и нужд компании. Поэтому все более внимательно относящиеся к своим тратам региональные компании ищут индивидуальные способы решения транспортных проблем.

В конечном итоге выбор наиболее дешевого способа эксплуатации транспорта зависит от потребностей. Не стоит «стрелять из пушки по воробьям» и содержать собственный автопарк, если объем перевозок — несколько километров в день. Поэтому есть и исключения из правил — компании, которые, имея собственное автохозяйство, пользуются услугами сторонних перевозчиков. Например, кемеровская сеть супермаркетов «Кора» использует смешанную систему — собственный автопарк и наемные автомобили.

Вадим ГРАЧЕВ


Comments are closed.

Так же в номере