Главная » Стратегии успеха » Корпоративность полезна для банковского здоровья

Корпоративность полезна для банковского здоровья

ТЕНДЕНЦИИ — БАНКИ

Корпоративность полезна для банковского здоровья

Российские банки начинают придавать все большее значение вопросам корпоративного управления. К такому выводу пришли Ассоциация региональных банков России и Консалтинговая группа «БФИ» по результатам анкетирования кредитных организаций, проведенного в июле текущего года. «СУ» публикует выдержки из доклада председателя Ассоциации «Россия» АЛЕКСАНДРА МУРЫЧЕВА, прозвучавшего на международной банковской конференции «Развитие корпоративного управления в кредитных организациях».

Александр Мурычев считает, что российские банки вопросам корпоративного управления уделяют недостаточно внимания

В анкетировании принял участие 71 банк, что составляет 5,6% от общего числа действующих в России банковских кредитных организаций. Выборкой были охвачены банки из всех семи федеральных округов. Хотя наибольшее число респондентов (19 банков) зарегистрировано в Москве, относительный вклад Московского региона в выборку существенно ниже, чем в целом по российской банковской системе (26,8% против 50%). Таким образом, полученные результаты в большей степени должны быть отнесены к региональным банкам. Анкетирование затронуло различные группы банков: среди опрошенных присутствовали как крупные (в том числе и входящие в первую пятерку), так и средние и малые банки. Наиболее заметное представительство получили кредитные организации с капиталом от 5 до 30 млн евро — их доля в выборке составила 42,3%.

— Судя по информации, полученной в результате анкетирования, наибольший интерес кредитных организаций вызывают те аспекты корпоративного управления, которые непосредственно связаны с повышением эффективности деятельности кредитной организации и ее финансовой устойчивости. Так, среди приоритетов в данной области банки, участвовавшие в анкетировании, прежде всего назвали совершенствование системы стратегического планирования (69% респондентов), организацию внутреннего контроля и управления рисками (60,6%), распределение ответственности и функций в рамках организационной структуры (46,5%).

Внимание банков к проблемам защиты интересов вкладчиков (эту проблему отметили как приоритетную 36,6% респондентов) может трактоваться в контексте ужесточения конкурентной борьбы. Результаты анкетирования показали некоторую поляризацию позиций московских и региональных банков по данному вопросу: только 15,9% респондентов из Москвы поставили его в ряд наиболее важных, в то время как среди региональных кредитных организаций доля респондентов, поступивших аналогичным образом, составила 44,2%.

Такое распределение ответов в первую очередь диктуется различиями в структуре ресурсной базы между московскими и региональными банками. Последние, находясь в сильной зависимости от депозитов населения, в большей степени склоняются к стратегии выстраивания тесных отношений с вкладчиками. На данный момент это одна из немногих альтернатив, которую они могут противопоставить политике московских банков на региональных розничных рынках.

Результаты анкетирования в целом подтверждают общепризнанное мнение о недостаточном внимании российских банков к организационным аспектам корпоративного управления. Подавляющее большинство (87,3%) банков-респондентов заявляют о приверженности своего руководства принципам корпоративного управления, однако на уровне уставных и внутренних документов данные принципы в полной мере отражены только у 62% опрошенных банков. Что же касается проработки структуры корпоративного управления в банках, то здесь соответствие требованиям наилучшей практики в общей массе является незначительным. Так, о наличии в банке кодекса корпоративного управления заявило только 11,3% участников анкетирования.

Тем не менее можно говорить о позитивных тенденциях организации корпоративного управления в российских банках. Об этом свидетельствует тот факт, что 74,6% респондентов основным фактором, определяющим развитие корпоративного управления, назвали усилия самих банков.

Если говорить о выводах, то результаты анкетирования свидетельствуют о том, что российские банки начинают придавать все большее значение вопросам корпоративного управления. В первую очередь это касается региональных банков, для которых внедрение принципов наилучшей практики корпоративного управления служит одним из способов повышения конкурентоспособности. Также банки, существенно увеличившие за последние годы долю депозитов населения в структуре своих обязательств, начинают приходить к пониманию того, что одним из наиболее важных аспектов корпоративного управления является защита интересов вкладчиков.

Результаты анкетирования указывают и на то, что основным стимулом раскрытия структуры собственности российских банков является перспектива привлечения ресурсов на внутренних и внешних финансовых рынках. Приоритет прозрачности структуры собственности отмечается в первую очередь крупными московскими кредитными организациями, имеющими опыт эмиссии долговых ценных бумаг и заимствований у иностранных банков.

И наконец, события в мае-июле 2004 года в российском банковском секторе наглядно продемонстрировали, в какой степени качество управления правовым и репутационным рисками может быть важным для банка и его вкладчиков. Результаты анкетирования свидетельствуют о слабом внимании советов директоров к проблеме комплаенс-риска, под которым понимается риск несоблюдения банком действующего законодательства, регулирующих положений и кодексов поведения. Кроме того, организация внутреннего контроля и управления рисками в российских банках пока не может быть признана удовлетворительной.

Впрочем, данные проблемы признаются подавляющим большинством участников анкетирования. Более того, они уже предпринимают конкретные шаги по решению этих вопросов в соответствии с рекомендациями наилучшей практики.


КОММЕНТАРИИ
Насколько сегодня развито и востребовано
корпоративное управление в банковском секторе?
ЛЮБОВЬ МАТКОВА, начальник Главного управления
Банка России по Кемеровской области:

— Банк управляет чужими деньгами, и нужно большое искусство, чтобы эти деньги сохранить, приумножить, не понести убытки и сделать так, чтобы клиент был доволен. В такой ситуации качество управления приобретает очень большое значение. Все составляющие деятельности банка должны быть связаны воедино, совет директоров и менеджмент должны работать в одном направлении, а не так, когда акционеры не знали, что делает менеджмент, и наоборот.

АЛЕКСЕЙ САВАТЮГИН, директор департамента
финансовой политики Министерства финансов РФ:

— В стратегии развития банковского сектора России целый раздел посвящен совершенствованию корпоративного управления, деятельности совета директоров, раскрытию информации, транспарентности, и это правильно. Предполагается ввести специальный критерий по оценке деловой репутации, раскрытию реальных владельцев банка, по участию независимых директоров в совете директоров, введению института независимых директоров. На мой взгляд, они в полной мере должны относиться не только к частным коммерческим банкам, но и к банкам с государственным участием, и к государственным банкам.

На мой взгляд, эти требования по совершенствованию корпоративного управления — большое самоограничение со стороны правительства и Центрального банка. В то же время это достаточно смелый шаг, потому что и правительство, и Центральный банк напрямую сталкивались с разными моделями корпоративного управления, в которых приходится существовать государственному сектору, и знакомы с проблемами, могущими при этом возникнуть.

АЛДОНА ТОКАРЕВА, начальник Главного управления
Банка России по Омской области:

— Тема корпоративного управления, которое, на мой взгляд, является основой концепции бизнеса, сегодня практически не раскрыта. Между тем ее актуальность совершенно очевидна. Корпоративное управление — это система взаимоотношений между менеджерами, владельцами, персоналом, кредиторами, вкладчиками и множеством других участников корпоративных отношений. И эффективная деятельность любой компании, включая банки, напрямую зависит от правильного построения этих отношений, соблюдения интересов сторон. Банки, привлекая огромные денежные средства населения, предприятий, берут на себя ответственность за их сохранность и эффективное использование.

В то же время не всегда на должном уровне находится качество обслуживания клиентов.

При проведении анкетирования среди клиентов кредитных организаций в Омской области респонденты среди основных проблем, препятствующих росту спроса на банковские услуги, назвали очереди, невысокое качество обслуживания, отсутствие должного внимания со стороны персонала. Особенно эта проблема характерна для тех населенных пунктов, где банковская система представлена слабо. Уровень развития корпоративного управления в банке имеет к этому непосредственное отношение.

ГЕННАДИЙ МЕЛИКЬЯН, заместитель председателя
Банка России (Москва):

— В Центральном банке России сейчас идет довольно интенсивная подготовка рекомендаций по корпоративному управлению в банках. Я не могу обещать, что все поправки и предложения, которые будут представлены банками, банковской общественностью и специалистами, будут учтены. Представители банков выражают свой корпоративный интерес, в то время как Центральный банк, говоря о принципах и подходах к корпоративному управлению, должен, конечно, учитывать и интересы клиентов, партнеров банков, вкладчиков, кредиторов и, естественно, должен выражать и принимать во внимание и общегосударственные интересы. Поэтому здесь могут быть некие разные подходы, но все-таки я считаю, что основное — это улучшение системы управления, внедрение моральных принципов в банках. Я думаю, что здесь мы все стоим на единых позициях.

Юлия ДАНИЛОВА


Comments are closed.

Так же в номере