Главная » Стратегии успеха » В чем эффективность муниципальной реформы

В чем эффективность муниципальной реформы

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА — МЕСТНАЯ ПОЛИТИКА

В чем эффективность
муниципальной реформы

Несколько лет федеральная власть вынашивала планы поставить точку в вопросе о разграничении полномочий между разными уровнями госвласти и местным самоуправлением. Для регионов же муниципальная реформа обернулась огромными объемами рутинной работы.

Чтобы соответствовать новым федеральным стандартам, надо не только принять ворох поправок к региональным законам. В одних сибирских регионах муниципальные районы переживают экономический кризис. В других не хватает самостоятельных маленьких муниципалитетов. В третьих требуется провести выборы депутатов и глав муниципалитетов — когда счет кандидатов идет на тысячи: А еще надо исхитриться и как-то наполнить многочисленные бюджеты самостоятельных муниципальных образований. Реформа грянула, а регионы оказались едины только в одном — для всех она оказалась обузой, ломающей устоявшиеся отношения и не сулящей прибавки денег ни «регионалам», ни «муниципалам». Однако и в этой непростой ситуации политики сибирских регионов продемонстрировали несколько способов, как можно использовать в своих интересах даже такой громоздкий, трудоемкий и не сулящий никакой выгоды процесс, как муниципальная реформа.

Напугать коммунистов

Самый неожиданный резонанс необходимость реформирования системы местного самоуправления вызвала в Омске. Местные коммунисты подозревают, что областная власть готова воспользоваться ситуацией и организовать досрочные выборы — лишь бы избавиться от представителей КПРФ в горсовете.

Пакет законов, предусматривающих изменение административно-территориального устройства Омской области и придание нового статуса органам местного самоуправления, депутаты Законодательного собрания (ЗС) приняли в июле текущего года. Согласно документам, количество муниципальных образований в Прииртышье возрастет более чем в 10 раз. На месте существующих 33 образований в области должно появиться 424 муниципальных субъекта. Среди них один городской округ — Омск.

Предстоящее изменение статуса областного центра Прииртышья вызвало волнения в стане депутатов Омского горсовета. Так, по словам зампреда горсовета Николая Иванова, «юристы областного правительства сейчас ломают голову над тем, как, используя начавшуюся реформу, провести досрочные выборы горсовета в марте 2005 года, совместив их с выборами мэра Омска» (по действующему уставу города, новый состав горсовета должен быть избран по окончании срока полномочий нынешних депутатов, который истекает в марте 2007 года). По мнению депутата, областные власти не устраивает нынешний состав горсовета, поскольку из 17 депутатских мандатов шесть находится в руках коммунистов.

Опасения зампреда горсовета в областном правительстве не подтвердили, но и не опровергли. «Слухи мы не комментируем», — сказал, в частности, по этому поводу заместитель министра государственно-правового развития области Дмитрий Гусев. Председатель городской избирательной комиссии Алексей Нестеренко заявил: «Этот вопрос неоднозначный. Могу лишь сказать, что преобразование муниципального образования является поводом для переизбрания депутатов его представительного органа. Однако непонятно, будет ли являться таким преобразованием для Омска наделение его статусом городского округа. Мнения юристов по этому поводу разделились, и как решат депутаты ЗС, не знаю». Сами депутаты пока воздерживаются от комментариев.

Отметиться в Москве

Первый заместитель новосибирского губернатора Алексей Беспаликов руководит избирательными действиями на территории области. В пяти районах администрация предпочла заменить «непопулярных» глав, не дожидаясь выборов

Новосибирская область готовится реализовать закон о местном самоуправлении на год раньше установленного срока — к 1 января 2005 года. Такую цель поставил губернатор Виктор Толоконский, неоднократно заявлявший, что область может стать чем-то вроде испытательной площадки муниципальной реформы — примером для всей страны.

В 2002 году уже принят закон Новосибирской области, подтвердивший 460 бюджетов муниципальных образований на поселенческом уровне. В областном бюджете уже два года существует 460 соответствующих строчек. Осталось только на выборах 5 декабря пересадить назначенных глав администраций 30 районов в кресла глав муниципальных районов (округов).

За последние три месяца губернатор Виктор Толоконский сменил непопулярных среди населения глав в четырех районах: Черепановском, Искитимском, Чановском, Мошковском. В Ордынском районе исполняющий обязанности главы района с 2003 года Петр Волчков стал главой без приставки «и. о.». Обладминистрация накануне выборов просчитала «уязвимые» места и сменила глав, работой которых была недовольна. «Это тактически грамотный ход, — прокомментировал «СУ» данные действия функционер Аграрной партии России, профессор Николай Завадский. — Сегодня доверие селян к губернатору велико, и областная администрация может на этом хорошо сыграть».

В Новосибирской области ситуация осложняется тем, что в декабре этого года истекают полномочия большинства муниципальных органов власти поселенческого типа и территориальных органов государственной власти. Помимо 30 глав районов области, предстоит избрать еще 4000 депутатов. По распоряжению губернатора, всеми избирательными действиями на территории области занимается его первый заместитель Алексей Беспаликов. Ему приходится сталкиваться с дефицитом кадров. «Нужны люди с богатым жизненным опытом, которые знают, как отразится на жизни людей или на бизнесе введение новых налогов или льгот, — считает первый заместитель губернатора. — Это, как правило, руководители крупных предприятий. А у них нет времени работать во власти. Порой нам приходится упрашивать людей выдвинуть свою кандидатуру. Депутатами еще соглашаются пойти, но главой — нет».

Продлить политическое долголетие

Идея спикера Томской областной Думы Бориса Мальцева (слева) объединить Томск с прилегающими районами нашла понимание у губернатора Виктора Кресса

Спикер Государственной думы Томской области Борис Мальцев использовал муниципальную реформу, предложив увеличить территорию и население Томска за счет присоединения сопредельных районов. Подоплека такого предложения в том, что Мальцев и многие другие представители томской элиты считают неизбежной реформу территориального устройства России и по-своему готовятся к укрупнению регионов. Сегодня население Томска составляет 486 тысяч человек, а после объединения может достигнуть 750 тысяч. По мнению спикера, новый мегаполис в состоянии «догнать губернские города Сибири, Урала и Дальнего Востока» и стать «источником исторической, а не политической воли». Попутно Борис Мальцев напомнил томской элите о себе как об активном политике, который не собирается на пенсию.

«Объединение Томской области с Новосибирской, Кемеровской, Омской или, наконец, Свердловской областями произойдет, это вопрос времени, — считает Борис Мальцев. — Даже если мы все вместе проголосуем против, нас все равно объединят. Есть ли способ избежать надвигающейся угрозы? Конечно, есть. Мы должны уметь отвечать на вызовы времени».

Главы трех муниципальных образований (Томска, Северска и Томского района — Александр Макаров, Николай Кузьменко и Анатолий Каплунов соответственно), которым предстояло «слиться», в ответ на инициативу спикера провели несколько открытых совместных встреч, на которых было заявлено, что объединение может привести к ухудшению социально-экономической ситуации в каждом из трех муниципалитетов. Наиболее резко высказался мэр Александр Макаров. По словам томского градоначальника, предложения спикера областной Думы вызваны «отсутствием свежих политических идей перед очередными выборами в областную Думу».

Однако летом стало известно, что закрытый статус Северска пролонгирован на федеральном уровне до 2006 года. Борис Мальцев отреагировал «мягким предложением» увеличить территорию Томска только за счет населенных пунктов Томского района. К этому предложению мэр Томска отнесся уже вполне лояльно. А заявление томского губернатора Виктора Кресса о поддержке «компромиссных» инициатив Бориса Мальцева, прозвучавшее через неделю после празднования 400-летия Томска в сентябре, гарантирует идее создания мегаполиса политический успех. 20 сентября прямо в ходе аппаратного совещания Виктор Кресс поручил начать опрос жителей Томска и Томского района об отношении к присоединению сельских территорий к городу.

После победы в конце 2001 года на выборах в областную Думу и третьего по счету избрания на пост спикера в кулуарах Думы стали говорить о том, что для Бориса Мальцева это последний выборный срок, поскольку бессменный томский спикер «просто устал» (Борису Мальцеву в июле 2004 года исполнилось 66 лет). Но сам он в ответ на намеки о пенсионном возрасте публично продемонстрировал результаты медицинского обследования, свидетельствующие об отменном здоровье спикера. Очередные выборы в Думу должны пройти в 2006 году, но после обещанного «Единой Россией» крупномасштабного наступления на представительные органы власти субъектов РФ независимым политикам потребуются дополнительные усилия, чтобы сохранить свои места в парламентах. Тот факт, что глава областного парламента вышел за рамки областной законотворческой деятельности и активно вмешался в городскую политику, безусловно, добавил ему политический вес, учитывая, что в областную Думу Борис Мальцев избирается по городскому округу.

Убрать старую элиту

Не отстает от современных политических веяний и новый губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. О намерении из 60 районов сделать десять-пятнадцать укрупненных зон вокруг алтайских городов он заявил на встрече с общественностью 30 июля, посвященной 100 дням пребывания на губернаторском посту.

Основной официальный довод — сокращение расходов на чиновничий аппарат. «Мне совершенно непонятно, для чего мы в крае содержим администрации 60 районов, причем в некоторых районах количество населения не превышает 7000 человек, а природно-климатические условия этих территорий сходны», — обосновал свою позицию Михаил Сергеевич. При этом, по его словам, в крае ежемесячно на содержание аппаратов управления уходит по 75 млн руб., то есть почти 1 млрд в год. Второй аргумент главы региона — повышение управляемости территории.

Высказанная губернатором идея тут же стала одной из самых обсуждаемых в крае и вызвала прямо противоположные комментарии. Идею считает созидательной экс-губернатор Алтайского края, депутат Госдумы РФ Лев Коршунов: «В ней есть здравое зерно, а сам процесс укрупнения не зависит от личности губернатора, он объективно необходим», — отметил законодатель.

Директор Алтайской школы реальной политики Константин Емешин считает, что экономия тут ни при чем. Для реализации плана укрупнения у губернатора есть много мотиваций, одна из которых — подчинение районных хозяйственных элит: «Я думаю, уже само заявление о намерении укрупнить районы можно расценивать как попытку публично намекнуть районным элитам на то, кто в крае хозяин».

Видимо, поэтому предложение губернатора вызвало крайне негативные оценки прежде всего у глав районов, которые ничего хорошего в ней не видят. Их поддерживают и влиятельные в крае политики: «Я думаю, это было бы губительно для края, и люди в районах на это не пойдут», — отметил в интервью «СУ» депутат Госдумы РФ Андрей Кнорр. По его словам, Евдокимову не стоит рассчитывать в этом вопросе и на полную поддержку депутатов крайсовета, которые в конечном счете должны будут одобрить план губернатора: «Многие из них сами из районов, и не согласятся с этой идеей». Похожим образом высказался и экс-губернатор Алтая, а ныне помощник полномочного представителя президента РФ в СФО Александр Суриков: «В 60-е годы мы уже проходили через укрупнение районов. Тогда сократили около 20 районов, и они сразу же начали снижать темпы экономического развития, уровень жизни населения».

Однако политические и экономические оценки инициатив губернатора были заглушены аргументами юристов, которые в один голос отмечают, что такое решение труднореализуемо. Председатель комитета по местному самоуправлению крайсовета Игорь Вольфсон: «Механизм объединения районов предусмотрен новым федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», основные положения которого вступают в силу только с 2006 года».

С другой стороны, Владимир Путин своими последними «антитеррористическими инициативами» может снять систему законодательных ограничений, сдерживающих сейчас реализацию планов Михаила Евдокимова, и тогда на Алтае может быть дан старт «укрупнительной реформе».

Отдел политики


Comments are closed.

Так же в номере