Главная » Спецвыпуск » Влияние государства на инвестиционный климат снижается

Влияние государства на инвестиционный климат снижается

На первой после летних каникул сессии Законодательного собрания Красноярского края, состоявшейся 30 сентября, во втором чтении был принят проект закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае». Спикер краевого парламента АЛЕКСАНДР УСС в интервью корреспонденту «КС» АНЖЕЛИКЕ ЮГРИНОЙ рассказал, почему этот закон создает правовые предпосылки для развития инвестиционной привлекательности региона.

Фото Анжелики ЮГРИНОЙ

— Александр Викторович, чем обусловлено принятие закона?

— Все хорошо знают, что сегодня, к сожалению, наш край не может похвастаться особой инвестиционной привлекательностью с точки зрения организационно-правовых условий. Неслучайно в инвестиционном рейтинге Красноярский край, несмотря на наличие квалифицированных кадров и уникальных запасов природных ресурсов, занимал слабые позиции по России. Теперь, я полагаю, правовые предпосылки и проблемы, которые существовали в этой области, сняты, потому что появился закон, который регламентирует очень многие вещи, в частности, представление налоговых льгот, государственных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, а также информационную и консультационную помощь. Все это позволит краю серьезно продвинуться вперед с точки зрения количества инвестиций, которые придут в регион.

Мы исходим из того, что закон, даже самый хороший, автоматически действовать не будет, поэтому теперь надо пройти вторую половину пути, а именно предусмотреть такие организационные административные меры, которые обеспечивали бы работу этого закона. Все новое — это хорошо забытое старое: в прежние времена существовали планы по реализации того, что намечено, и это давало результат, вот и мы решили воспользоваться опытом наших предшественников.

— Какие отрасли в крае наиболее популярны для инвестиций?

— Красноярский край занимает 60-е место среди субъектов РФ по уровню инвестиционной активности (отношение суммы инвестиций к сумме ВРП), 17-е место по объему инвестиций в основной капитал и 35-е место по объему инвестиций на душу населения (по данным Совета администрации края).

В январе-августе 2004 года на создание новых, приобретение основных средств, бывших в употреблении у других организаций, и объектов незавершенного строительства было использовано 21,8 млрд рублей инвестиций в основной капитал. На создание новых основных средств — 20,7 млрд, или 103,2% к январю-августу 2003 года.

Основным источником инвестиций в течение всей новейшей истории края являются собственные средства предприятий (в первом полугодии 2004 года — 91,5% от общего объема инвестиций). Иностранные инвестиции составляют незначительную величину (за первое полугодие 2004 года — 0,1% от общего объема инвестиции). Подавляющая часть инвестиций в первом полугодии 2004 года осуществлена в промышленном производстве — 62,5% от общего объема инвестиций, в основном в цветной металлургии (47,3%).

«Популярность» отраслей экономики для инвестиций обусловлена финансовым состоянием этих отраслей, поскольку основным источником инвестиций, как указано выше, являются собственные средства предприятий. В частности, цветная металлургия формирует свыше 90% прибыли промышленного производства в крае и, соответственно, располагает средствами для осуществления инвестиций. Относительно высокий уровень инвестиций в сельское хозяйство достигнут за счет средств краевого бюджета.

— Действительно ли инвестиционный климат определяется не только действиями властей, но и конкуренцией с соседними регионами?

— Поскольку государство дрейфует все дальше от реальной экономики, предоставляя ей развиваться по либерально-рыночным законам, влияние государства на инвестиционный климат постоянно снижается. Однако если, к примеру, у двух соседних регионов экономико-географическое положение одинаково, политика властей в отношении инвесторов одного из регионов может улучшить инвестиционный климат в отдельном регионе, в частности, за счет снижения соответствующих налогов. Необходимо отметить, что конкуренция регионов в части привлечения инвесторов путем повышения привлекательности для них законодательства весьма ограничена по своей природе, потому что соседние регионы достаточно быстро могут ввести аналогичные нормы.

— Какие принципы используются в стратегическом планировании привлечения инвестиций?

— В современных условиях инвестиционная привлекательность отдельной отрасли или экономики в целом неразрывно связана с конкурентоспособностью: если товары и услуги имеют рыночную привлекательность и их производство и реализация имеют относительно высокую рентабельность. Следовательно, принцип повышения конкурентоспособности экономики в планировании инвестиций можно считать основным. Для определения стратегии привлечения инвестиций необходимо иметь концепцию развития производительных сил и концепцию социального развития на долгосрочную перспективу, поскольку без этих концепций, вне их стратегии привлечения инвестиций существовать не могут по своей природе.

— Какова динамика налоговых платежей в бюджет края (рост или снижение) на предприятиях, перешедших в собственность ФПГ или других структур?

— К сожалению, подобные данные составляют налоговую тайну, согласно НК РФ. Относительно повышения эффективности производства, роста рентабельности и, как следствие, увеличения налоговых платежей уместно отметить, что они не имеют прямой зависимости от принадлежности предприятий к ФПГ. (Определяющее влияние на рост налоговых платежей в цветной металлургии в последние годы оказало увеличение мировых цен на продукцию отрасли). На мой взгляд, главное здесь в том, чтобы у собственников предприятий были возможность и желание вкладывать или привлекать финансовые ресурсы в развитие предприятий.

Прямая речь
Принципы привлечения инвестиций

Сергей Филиппов, генеральный директор ОАО «КраМЗ»:

— Полагаю, принципы должны быть скорее у инвесторов, которые решают, куда выгоднее вложить средства. Для предприятий хороши любые инвестиции, в том числе со стороны государства. Особенно если оно является еще и акционером предприятия.

Галина Безрукова, финансовый директор ЗАО «Енисейтелеком»:

— Финансовая стратегия компании является элементом общей стратегии предприятия. В ее рамках рассматриваются вопросы повышения эффективности управления ресурсами предприятия, увеличения стоимости бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности компании, являющейся основным условием привлечения денежных потоков. Цель финансового стратегического планирования — оценка будущего финансового положения предприятия.

Особенностью финансовой стратегии сотового бизнеса как направления, активно использующего различные источники привлечения денежных ресурсов (кредитование, облигационные займы, фондовый рынок и др.) и характеризующегося высокой конкуренцией, является повышение стоимости бизнеса. Одной из основных составляющих стратегического развития компании является бюджетирование. Прогнозирование динамики развития предприятия, бюджетирование как система оперативного и стратегического планирования играет важную роль в повышении эффективности управления компанией и является главным инструментом при разработке стратегии роста компании в долгосрочной перспективе.

Владимир Донских, заместитель управляющего филиалом ОАО «Внешторгбанк» в Красноярске:

— Предприятия, привлекающие инвестиции, во-первых, должны представлять рыночную составляющую инвестиционных планов. У них должен быть реальный бизнес-план, в котором необходимо обозначить проблему окупаемости и рынка сбыта. Во-вторых, у компании должно быть адекватное финансовое состояние, опыт деятельности. Банки — не венчурные конторы, и каждый вложенный рубль должен приносить прибыль. И в-третьих, необходимо учитывать политическую составляющую.

Эдхам Акбулатов, начальник Главного управления развития экономики и планирования администрации Красноярского края:

— На структуру инвестиций должна повлиять политика органов государственной власти края, направленная на государственную поддержку инвестиционной деятельности. Так, уже сегодня определены приоритетные направления развития экономики Красноярского края, которые сформированы следующими составляющими. Первое — точки роста в реальном секторе, где власть может и должна помочь развитию конкурентоспособных производств. Здесь предполагается задействовать государственную поддержку как в виде финансовой помощи, так и в виде предоставления различных преференций рентабельным предприятиям, которые уже завтра начнут приносить ощутимые результаты. При этом, учитывая ограниченность бюджетных средств, инвестиции в первую очередь будут сконцентрированы в отраслях, имеющих перспективу роста в среднесрочном периоде.

Второе — производственная инфраструктура. Без качественных сетей, электроэнергии, газопроводов, канализационных коллекторов, воды, мостов невозможно развитие реального сектора. Все это приносит реальную прибыль, помогает развиваться экономике региона в целом и как следствие — повышать благосостояние населения.

Анжелика ЮГРИНА


Comments are closed.

Так же в номере