Главная » Бизнес » Цемент в Сибири: риск монополизации поставок и роста цен

Цемент в Сибири: риск монополизации поставок и роста цен

Для цементного рынка Сибири прошедшее лето ознаменовалось не просто увеличением объемов отгруженной продукции, что демонстрирует положительную динамику в увеличении спроса со стороны потребителей. Главной новостью на рынке стал переход «Ангарскцемента» под контроль занимающей лидирующие позиции в отрасли кемеровской ХК «Сибирский цемент». Кроме того, в кругах, близких к бизнесу, активно обсуждается возможность продажи последнего цементного актива, находящегося в управлении ГК «РАТМ» — «Искитимцемента». Эксперты и участники строительного рынка осторожно высказывают мнение о наиболее вероятном покупателе искитимского завода, которым может стать холдинг «Сибирский цемент». Стоит ли видеть в расширении границ владения цементного гиганта предпосылку для возникновения региональной монополии и насколько вероятность полного отсутствия конкуренции на этом рынке может повлиять на стоимость конечного продукта, выясняла АЛЕКСАНДРА ЕВДОКИМОВА.

В настоящий момент на цементном рынке Сибирского федерального округа функционируют два крупнейших поставщика — ХК «Сибирский цемент» и Группа Компаний «РАТМ». В состав ХК «Сибирский Цемент», являющейся второй по объемам реализации (после «Евроцемент групп») цементной компанией страны и крупнейшим консолидированным игроком сибирской цементной отрасли, входят ООО «Топкинский цемент», ООО «Красноярский цемент», ООО «Тимлюйский цементный завод», бурятская «Горная компания», ООО «Карьер «Перевал», ООО «Комбинат волна» и ООО «Сибирский бетон». Недавно компанией был приобретен еще один актив — ОАО «Ангарскцемент», ставшее за последние несколько лет «яблоком раздора» между ХК «Сибирский цемент» и ГК «РАТМ». «РАТМ-Холдинг» контролирует ОАО «Искитимцемент», второго по объемам реализации участника цементного рынка СФО, обеспечивающего потребности всей западной Сибири.

Как распределились доли

Территория СФО была поделена между цементными гигантами на две части. Доли на рынке незначительно меняются от одного строительного сезона в другой, однако существует негласная договоренность о четком ареале функционирования, известная также крупным потребителям цемента в регионе, действующим на рынке не один год. «Сибцем» обеспечивает потребности строителей юга и востока Сибири, «Искитимцемент» осуществляет свою деятельность на западе.

Доли на текущий момент распределяются следующим образом: на рынке Сибирского федерального округа совокупная доля заводов ОАО «ХК «Сибирский цемент», по собственным расчетам компании, составляет более 40%. По оценке правительства Новосибирской области — 60%. Руководство «Искитимцемента» само определяет ареал своего присутствия в регионе в 17%, по данным правительства области — 20%.

По данным аналитического сайта CMPro, ежемесячно представляющего отчеты по отгрузкам крупнейших производителей цемента в России, на конец июля 2011 года (аналитика по августу пока не предоставлена) доля «Сибирского цемента» в общем объеме отгрузок цемента в макрорегионе составила 53,6%, западного соседа «Искитимцемента» — 21,2%. Третий по объемам поставщик — ООО «Базэл цемент» — занимает почетное место с 11,6%. Оставшийся объем отгруженной продукции делят между собой прочие производители. Импортная продукция составляет при этом всего 0,1% от общего объема.

Для сравнения: проектная мощность всех заводов «Сибцема» — 5,5 млн тонн в год. «Искитимцемент» способен производить 1,67 млн тонн цемента в год.

Производственные показатели 2010 года, внесшего некоторое оздоровление общей ситуации на строительном и цементном рынках, ознаменовались положительной динамикой. На заводах «Сибцема» произвели 3,19 млн тонн за указанный год, «Искитимцемент» вышел на объем в 1,40 млн тонн.

В целом по 2011 году в разрезе сезонных колебаний летний период заметно оживил работу участников цементного рынка. В зимние месяцы объемы производства и отгрузки были минимальны. По итогам семи месяцев с учетом улучшения показателей за прошедшее лето на трех заводах холдинга «Сибирский цемент» производство достигло 2,083 млн тонн, что на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Искитимцемент» произвел 0,655 млн тонн при плановом показателе 0,642 млн. тонн, превышение по предыдущему году при этом составило 24,6%.

Также наблюдался и прирост объемов реализации: за семь месяцев 2011 года с заводов «Сибцема» и «Искитимцемента» в натуральном выражении отгрузки на потребителей составили 2,09 млн тонн и 0,657 млн тонн соответственно.

Впрочем, несмотря на наметившиеся улучшения, обе компании не исключают снижения темпов реализации продукции в связи с насыщением рынка, логистическими ограничениями отгрузок, перебоями в подаче порожних вагонов и ухудшением пропускной способности железной дороги в период проведения ремонтов, а также с учетом близкого завершения строительного сезона.

Тем не менее, за очевидностью троекратного преобладания мощностей на рынке предприятий ОАО «ХК «Сибирский цемент» (в сравнении с ближайшим конкурентом «Искитимцементом»), становится все более явным факт расширения границ владений первого. Еще более актуальным вопрос о формировании сибирской монополии видится в разрезе появившейся в СМИ информации о переговорах по продаже Группой «РАТМ» своего основного актива — завода «Искитимцемент», стоимость которого, по некоторым оценкам аналитиков, составляет $100–150 млн. Напомним, что ранее ГК «РАТМ» реализовала свою долю в «Ангарскцементе» за $62 млн.

Сделка по продаже «Искитимцемента», главным покупателем которого называют Русскую цементную компанию — совместное предприятие ОАО «ХК «Сибирский Цемент» и госкорпорации «Ростехнологии», в случае ее реализации окончательно выведет холдинг «РАТМ» из цементного бизнеса и позволит окончательно утвердит «Сибцем» в качестве регионального лидера. Впрочем, эту информацию никак не подтверждают в самом холдинге «РАТМ». В ОАО «Искитимцемент» корреспондента «КС» заверили, что в настоящее время идет перераспределение структуры акционерного капитала общества, но подробности пока не комментируется.

Есть ли «жизнь» после монополизации?

ОАО «Искитимцемент» — единственный цементный завод в Новосибирской области, позволяющий обеспечивать потребности местных строителей, а это до 2 млн тонн в год проектной мощности. Получая производственные мощности «Искитимцемента», ХК «Сибирский цемент» добавляет их к своим проектным 5,5 млн тонн, а также увеличивая долю рынка до 80%. В этом случае становится возможным говорить о рыночной ситуации с ограниченным количеством значимых конкурентов, условно говоря, о монополии. Насколько в результате экспансии на рынок Западной Сибири «нового старого» игрока могут измениться цены — вопрос более чем дискуссионный. С ним корреспондент «КС» обратился к руководству холдинга «Сибирский цемент», а также к основным потребителям цемента в Новосибирской области.

Пресс-служба «Сибцема» отрицает угрозу монополизации в дальнейшем расширении географии активов и сбыта кемеровской компании. Здесь корреспондента «КС» заверили, что «рынок цемента Сибири является достаточно высококонкурентным, так как поставки в регион производятся (помимо заводов ОАО «ХК «Сибирский цемент») более чем с 20 предприятий, включая как местные заводы — ОАО «Искитимцемент», ООО «Ачинский цемент» (подконтрольное ООО «Базэл цемент», ООО «Кузнецкий цементный завод» (входящее в состав United Cement Group), ОАО «Цемент» (Алтайский цементный завод), — так и таких серьезных игроков цементного рынка, как «Евроцемент», Dyckerhoff, Holcim, «Мордовцемент». Также в «Сибцеме» отмечают «достаточно высокий уровень развития железнодорожного сообщения в Сибири, что делает этот регион доступным для поставок с любого цементного завода России, что в значительной мере сдерживает рост цен и требует от нас применения гибкой ценовой политики».

Впрочем, доводы о сдерживании роста цен на цемент вследствие неограниченного количества операторов на рынке и возможности поставок продукции практически из любого региона страны в силу их доступности верны лишь отчасти. Известно, что в цену отгрузки цемента закладывается ж/д тариф или стоимость перевозки любым другим видом транспорта. Например, для московской компании-производителя цена отгрузки конкретной марки цемента с завода потребителю, находящемуся в Сибири, будет значительно ниже, нежели местному покупателю. В частности, в Москве и прилегающих к ней регионах цена с учетом НДС и транспортных расходов на цемент марки 400 составляет в данный момент в среднем 4,5 тыс. руб./т, марки 500 — 4,7 тыс. руб./т, в то время как на рынке Сибири цена составляет 3,4–3,7 тыс. руб./т, т. е. на 25% выше. Для заключения договора поставки по средней в Сибири цене 3,4–3,7 тыс. руб./т московский поставщик должен снижать цену, беря на себя транспортные издержки, в среднем на 25%, иначе продукт будет не востребован у потребителя. Становится очевидным целесообразность отгрузки местным потребителям, ведь в этом случае в конечную стоимость «не вшиваются» логистические и транспортные расходы. А значит, круг ведущих для «Сибирского цемента» конкурентов сужается до пределов Сибири.

«Не стоит также забывать о высоком уровне конкуренции со стороны ближайших соседей — Казахстана и Китая, — замечают в «Сибцеме», — что также вынуждает производителей устанавливать достаточно низкие цены с тем, чтобы удержать основных клиентов».

Безусловно, географическое положении Сибири и ее транспортная доступность обуславливает открытость сибирского рынка для импорта цемента из этих стран. Более того, каждый потребитель наверняка рассматривал хотя бы раз в качестве альтернативы местному продукту цемент импортный. «Однако есть определенные сложности, которые были всегда и, скорее всего, будут впредь, — говорит президент Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области Константин Боков. — Так, например, в Китае качество цемента не всегда удовлетворяет высоким требованиям. Могу заверить, претензии по качеству уже были, поэтому местные потребители в большинстве случаев предпочитают работать с «Искитимцементом». Именно поэтому доля импорта в общем объеме отгрузок Сибирского федерального округа не превышает 0,1%».

Большинство потребителей (за исключением мелких строителей) не склонны рассматривать поставки из других стран в качестве альтернативы для покрытия спроса на продукцию, а значит, доводы ведущего производителя цемента о невозможности монополизации этого рынка вследствие значительной конкуренции со стороны поставщиков из-за рубежа, а также других регионов страны не вполне соответствуют действительности.

Совсем другое дело — невозможность значительного повышения цен на продукцию цементных заводов по причине достаточно низкого уровня платежеспособности потребителей. Особенность технологии этого рынка заключается в том, что цемент производится в таком объеме, в каком востребован и может быть реализован. Несмотря на наметившийся в 2010–2011 годах спрос на цемент, который отмечают сегодня участники рынка и аналитики, строительная отрасль находится еще в достаточно тяжелом состоянии. Большинство замороженных в 2008–2009 годах строек продолжают оставаться законсервированными. В течение двух последних лет в основном велась достройка начатых объектов. Монополизация рынка с очевидным увеличением цены со стороны ведущего производителя в регионе в текущей ситуации хотя и представляется возможной (здесь «КС» резюмирует общее мнение опрошенных операторов строительной отрасли), но в целом ценовая политика крупного игрока будет в определенной мере коррелироваться с потребительским спросом и требованиями потребителей к конечной цене. В то же время «Сибцем» уже сейчас в своих ответах на вопросы «КС» оставляет за собой право оглядываться не только на потребителей: «Ежегодный рост тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки, цен на газ и уголь, а также инвестиции в поддержание и развитие производства, расширение собственного парка подвижного состава для обеспечения растущего спроса требуют сопоставимого повышения цен на конечную продукцию для покрытия возрастающих затрат и формирования минимальной рентабельности предприятий».

Не умаляя значения ежегодно возрастающих затрат в себестоимости конечного продукта, стоит отметить, что всякий поставщик при установлении цены закладывает в нее дельту операционной прибыли (до уплаты налогов, процентов по кредитам). В конечном счете гигант масштаба «Сибцема» вполне способен «пожертвовать» отгрузками мелким и средним потребителям, которые могут оказаться не готовыми приобретать продукцию заводов по завышенным ценам, продолжив выполнение договорных обязательств перед крупнейшими из них, увеличивая при этом объемы выручки. Так при определенных условиях на рынке и относительно небольшом увеличении маржи, закладываемой в цену, может произойти снижение спроса, однако оно не обязательно приведет к снижению прибыли поставщика. Результатом станут трудности мелких и средних потребителей, которые или уйдут с рынка, или будут искать поставщиков менее качественной, но более дешевой продукции, возможно, китайской.

Впрочем, примером рынка, на котором функционирует один безусловный лидер, является Дальневосточный федеральный округ. Два завода — «Спасскцемент» и Теплоозерский цементный завод — находятся в управлении концерна «Парк Групп», на их долю приходится около 80% всех отгрузок цемента на Дальнем Востоке. Однако, по некоторым данным, цены на цемент этого производителя держатся на уровне, среднем для всего СФО — 3,8–4,1 тыс. руб./т.

Мнение потребителя

Что думают по поводу возможной монополизации рынка крупнейшие потребители цемента и эксперты рынка, «КС» выяснял из первых уст. По мнению Николая Мочалина, генерального директора ЖБИ-4, «монополия на этом рынке давно сформирована, однако она является неформализованной. На рынке действуют два крупнейших игрока, они всегда умели договариваться о единой ценовой политике, несколько раз в год, день в день регулярно поднимая цены. Условно говоря, с начала весны до начала следующего года цена на цемент могла колебаться от 2,5 тыс. руб./т до 5,0 тыс. руб./т».

Президент Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области Константин Боков опасения по поводу того, что произойдет монополизация, также считает вполне обоснованными, хотя отмечает: «Говорить о том, что сегодня невозможно найти цемент по другим ценам в соседних регионах, было бы неправдой. Потребители действительно могут переключиться на зарубежных производителей. Однако нельзя забывать про низкое качество поставляемого из соседних стран сырья. Впрочем, основные покупатели импортного цемента — в большинстве случаев мелкие строительные компании. Объемы крупных потребителей восполнить не так просто».

Николай Мочалин также уверен, что с доминированием на рынке одного крупного игрока ничего существенного с ценами на цемент не произойдет. «У каждого крупного покупателя цемента существуют свои естественные ограничения по цене, — продолжает генеральный директор ЖБИ-4. К примеру, на нашем предприятии максимальная рентабельность производимой продукции 10%. Зимой мы либо несем вполне обоснованные убытки, либо функционируем с нулевой рентабельностью. Таким образом, выше установленной рыночной цены на сырье мы приобретать продукцию заводов не сможем».

Подобную мысль об ограничениях по цене высказал и заместитель генерального директора ОАО «Новосибирский сельский строительный комбинат» Джемиль Сальме: «Поставщик вынужден держать цену на уровне, приемлемом для основных покупателей, поскольку даже небольшое удорожание ведет к сокращению спроса». Впрочем, ранее уже была рассмотрена ситуация с увеличением выручки поставщика при росте цен и несущественном падении спроса со стороны потребителей. Сбалансировать эти предпосылки — уже вопрос грамотного менеджмента и комплексной работы экономико-аналитического и маркетингового отделов компании.

Как бы то ни было, эксперты затруднились дать свою оценку рыночной ситуации с появлением одного крупного игрока, контролирующего порядка 80% рынка. На фоне неопределенности по этому вопросу более или менее внятным оказалось мнение участников строительного рынка о влиянии цены на цемент на стоимость квадратного метра жилья в регионе.

Вопреки расхожему мнению, повышение цен на цемент не оказывает существенного влияния на стоимость жилья, эта взаимосвязь множественная и непропорциональна по своей сути, сошлись во мнении эксперты. В структуре себестоимости жилищного строительства затраты на цемент составляют от 3% до 5%. Рост цен на цемент даже на 15–20% в год практически не отразится на стоимости жилья для конечных покупателей — она возрастет на 0,5–1%. Помимо прямых затрат на приобретение основного сырья, можно выделить другие факторы, в том числе коррупционную и спекулятивную составляющую, цены на другие строительные материалы (щебень, кирпич), стоимость земельных ресурсов, тарифы госмонополий. Таким образом, механизмы, предусматривающие общее снижение стоимости жилья, включают комплексный подход в координации действий участников рынка контролирующими органами, а также регулировании тарифов в соответствии с принятой программой стимулирования жилищного строительства для населения.

Главный вопрос, поднятый в ходе написания материала, — ощутит ли на себе удорожание стоимости сырья конечный потребитель цементной продукции и насколько существенным оно может оказаться, пока остается открытым. «КС» со своей стороны не оставляет ситуацию на цементном рынке без внимания, продолжая выяснять позицию контролирующих органов по вопросу возможного установления на нем монополии. Приглашаем к обсуждению поднятой темы участников рынка и экспертов, желающих высказать свое мнение на страницах «КС» и сайта «Континент Сибирь Online».



Comments are closed.

Так же в номере