Главная » Бизнес » Ритейл в Кузбассе расправляет сети

Ритейл в Кузбассе расправляет сети

Вопреки мнениям аналитиков о снижении покупательной способности жителей Кемеровской области, спрос на обслуживание в торговых точках региона растет. Об этом же говорит и рост инвестиций в отрасль, а также обострение конкуренции на рынке. «КС» проанализировал, какие торгово-развлекательные центры должны запуститься в текущем году в Кузбассе, на что рассчитывают их собственники и как обстоит ситуация в продуктовом ритейле региона.

С учетом планов по открытию в Кузбассе нескольких крупных ТЦ закономерно ожидается, что доля крупных торговых сетей в ближайшем будущем может вырасти.

В частности, на начало 2014 года запланировано открытие ТРК площадью в 17 000 кв. метров по бульвару Строителей, где сейчас идет реконструкция бывшего кинотеатра «Аврора», а также еще одного торгового комплекса компании «Регионмарт» на проспекте Комсомольский. Тогда же должны появиться ТРК «Аквамаркет» на ФПК и второе здание ТЦ «Мария-Ра» на проспекте Шахтеров на «Радуге». Также продолжается строительство ТЦ в Кузнецком районе Новокузнецка.

Наконец, известная за пределами области «РосЕвроДевелопмент» при поддержке местных властей планирует в IV квартале 2014 года открыть в Новокузнецке ТРЦ «Планета». Предполагаемый размер инвестиций составит порядка 8 млрд рублей, заложенный срок окупаемости — семь лет. Финансовым партнером выступил Газпромбанк.

Общая площадь ТРЦ «Планета» составит 158 000 кв. метров, торговая — 72 000 кв. метров. Он будет расположен в центральной части города на пересечении улицы ДОЗ, соединяющей Ильинский район с центром города с главной магистралью Новокузнецка — проспектом Строителей. У ТРЦ будет предусмотрен просторный наземный и подземный паркинг, рассчитанный на 3000 машино-мест. В целом, как сообщили «КС» в пресс-службе компании, на проекты в Кемеровской области, в том числе социальные, девелопер ассигновал порядка 21 млн рублей.

Вместе с тем, по мнению главного редактора федерального портала коммерческой недвижимости ShopAndmail Дениса Кунгурова, нынешние торгово-развлекательные центры Кузбасса лишь отчасти соответствуют требованиям качественной торговли. Еще хуже, по его заключению, у ТРЦ в Кемерове и Новокузнецке обстоит дело с качественным управлением площадями: подбором арендаторов по группе товаров и ценовым категориям, грамотным формированием зон развлечения. «Хромает» умение, присущее крупным девелоперам, организовать торговое пространство так, чтобы клиент проводил в ТРЦ максимальное количество своего времени (просто привести его в центр уже недостаточно), оставляя здесь значительную часть заработанных средств. Сегодня, по некоторым данным, на 1000 жителей Новокузнецка приходится около 300 кв. метров качественных торговых площадей. Для сравнения: в Новосибирске этот показатель составляет 1200 «квадратов».

Битвы ритейлеров

Одним из хедлайнеров среди ритейлеров в минувшем году стала петербургская сеть «Лента». В декабре 2013 года она открыла в Кемерове гипермаркет на Ленинградском проспекте площадью 14 000 кв. метров. Также гиперпермаркеты «Лента» площадью по 11 000 кв. метров открылись в Новокузнецке и Юрге. Кроме того, в Новокузнецке запланирована сдача еще одного торгового центра этой же марки.

В начале января ООО «Лента» выиграло аукцион по продаже земельного участка на улице Транспортной в Новокузнецке. Интерес жителей Центрального района к новому объекту обусловлен тем, что по условиям сделки сначала компании предстоит построить дамбу и набережную вдоль реки Томь, о которой давно мечтают горожане.

В 2014 году должно начаться строительство ТРЦ с ЗАГСом, тремя кинотеатрами и детским игровым комплексом вблизи площади общественных мероприятий в Заводском районе. Рядом обустроят автостоянку и специальную стоянку для лимузинов, на которых любят приезжать на регистрацию новобрачные.

Ближайшие конкуренты уверяют, что покупатель со временем перестанет быть клиентом «Ленты» и вернется в привычные магазины. Так уже было в других сибирских регионах. Но пока «Лента» в Прокопьевске демонстрирует вызов всем кузбасским розничным сетям (в городе собраны все присутствующие в регионе, при этом большинство из них — на одной площадке), и этот вызов уже принят кузбасской торговлей.

Так, три гипермаркета «Палата» в Кемеровской области летом 2013 года стали «народными». Другими словами, крупнейший сибирский ритейлер «Холидей» провел ребрендинг сети. Переименование в «Народную палату» уже произошло у двух торговых точек в Кемерове и у одной — в Прокопьевске.

В службе маркетинга «Холидея» уверяют, что после ребрендинга в магазинах разрыв должен увеличиться до 10–15%. В «Народных палатах» доля непродовольственных продуктов снизится с 35% до 20%, продуктов — с 55% до 45%, но доля свежих продуктов увеличится с 10% до 35%. Ритейлер планирует увеличить поток покупателей на 20% благодаря снижению наценки на продукты. После обновления гипермаркетов средний чек в них особо не изменится и составит 700–1100 рублей.

В «Холидее» уточнили, что ребрендинг коснулся только трех точек, поскольку они устарели и не могут конкурировать с магазинами федеральных сетей «Лента» и Metro, которые недавно зашли на рынок Кузбасса.

«Палата» на Тухачевского работает с 2003 года, на Кузнецком — с 2006 года, в Прокопьевске — с 2007 года. Остальные семь гипермаркетов в Кемеровской области, два в Томске и один в Барнауле открылись после 2008 года и уже работают по новой ценовой политике.

Их конкурент — «РегионМарт» («Чибис» и «Поляна») — намерен активнее работать с ценой, с ассортиментом скоропортящихся товаров, непродовольственных товаров. Гипермаркет «Поляна» в Юрге можно считать одним из примеров экспансии сети в Кемеровской области. Так, по данным «Интерфакса», «Система РегионМарт» вложила более 80 млн рублей в открытие нового магазина в Юрге в августе этого года. Общая площадь супермаркета составляет 3,04 тыс. кв. метров, торгового зала — 1,91 тыс. кв. метров. Ассортимент супермаркета насчитывает 12 тыс. наименований продукции.

В дальнейшем количество сетевых магазинов будет еще выше, считают участники рынка и эксперты. Аналитик «ТНК консалтинг» Игорь Соколовский считает, что рынок Кемеровской области еще далек от насыщения торговыми форматами. И чем крупнее формат, тем цивилизованнее будет торговля и ниже розничные цены». До сих пор в Кузбассе самой серьезной «пришлой» компанией считалась Metro, даже несмотря на ограниченный особыми карточками клиента поток покупателей. Своими ценами на алкоголь, сигареты, товары для дома и ряд продуктов Metro не только обеспечивает бизнес небольшим торговцам, но и заботится о кошельке обычных покупателей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: торговых объектов становится больше, покупателей, увы, не прибавляется.

«Каждый из игроков пытается привлечь покупателей тем, чем может. «Лента» — новизной, «Мария-Ра» — непритязательным, но очень нужным набором продуктов, «Аквамаркет» — большим выбором полуфабрикатов, салатов, хлеба, «Континент вкуса» — товарами, которые клиенты полюбили за границей, «Чибис» и «Солнышко» — дешевыми продуктами, «Кора» — позиционированием супермаркета», — рассуждает один из экспертов.



Comments are closed.

Так же в номере