Главная » Макроэкономика » Перспективы высокого градуса

Перспективы высокого градуса

Для рынка крепкого алкоголя прошедший год был успешным по всем показателям. Наконец оказались преодолены негативные последствия алкогольного кризиса. Производители смогли нарастить мощности и приступили к реализации проектов по выпуску новых продуктов. Сибирские компании не только выгодно смотрятся на общероссийском фоне, но и справедливо претендуют на лидерство.

По данным Росстата, в 2007 году было произведено 131,488 тыс. дал водки и ЛВИ, что почти на 10% больше, чем в прошлом году (119,644 тыс. дал). Правда, следует учитывать сложное состояние рынка в 2006 году, который переживал последствия внедрения ЕГАИС. Поэтому логичнее сравнивать показатели 2007-го и 2005 года. При этом потребление водки и ЛВИ в РФ оценивается в 180–220 млн дал. Разрыв между потреблением и легальным производством объясняется высокой долей нелегальной продукции.

В прошлом году «Формула Холдинг» продолжила экспансию в регионе, открыв филиал в Иркутске, что, по словам директора департамента стратегического развития компании Григория Гуревича, завершило один из этапов реализации стратегии создания холдинга. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Участники рынка дают позитивную оценку прошедшему году. Рынок, по общему мнению, адаптировался ко всем законодательным нововведениям 2006 года, ситуация стабилизировалась и вошла в рабочее русло. Впрочем, по мнению директора по рекламе и маркетингу «Сибирской водочной компании» (филиал «Байкалфарма») Павла Пригородова, проблемы, с которыми столкнулся рынок в 2007 году, не оказали серьезного влияния на «сильных» игроков. «Игроки послабее столкнулись, я думаю, с определенными бюджетными и конкурентными проблемами», — отмечает он.

Несмотря на то что детальный анализ прошедшего года еще не сделан, предварительные результаты довольно оптимистичны. Как отмечают в «Компании Септима», в целом предприятие выполнило поставленные на год задачи. «По итогам 2007 года рост товарооборота составил 44%, объем продаж алкогольных напитков по всей компании составил около двух млн дал, — говорит директор по маркетингу «Компании Септима« Светлана Нарсеева. — При этом мы существенно приросли именно в премиальном сегменте за счет активной работы с известными мировыми брэндами в таких категориях, как водка, виски, коньяк, а также за счет активной работы по продвижению винного портфеля».

Для сибирских водочных производителей прошлый год был успешным по целому ряду показателей. Корпорация «Омсквинпром» по итогам 2007 года поднялась с двенадцатого на третье место по объемам производства крепкого алкоголя в России, впервые потеснив в тройке российских лидеров столичных производителей. В 2007 году объемы производства водки «Пять озер» выросли в два раза по сравнению с предыдущим годом, составив 5,4 млн дал. В следующем году компания планирует произвести 7,2 млн дал. Генеральный директор корпорации «Омсквинпром» Андрей Стрелец оценивает прошлый год как рекордный, отмечая, что компании удалось выполнить все задуманные планы. «Мы установили новую производственную линию мощностью 18 тыс. бутылок в час и удвоили объем производства. Более того, мы выполнили то, что запланировали на год, не только в масштабах страны, но и за рубежом — в экспортном направлении продукция компании также показывает очень хорошую динамику», — говорит Андрей Стрелец, добавляя, что основная задача компании в этом году не только удержаться в тройке лидеров российского рынка, но и выйти на пятое место в мире.

Удачным прошлый год назвали и в компании Vitta (Новосибирск). По словам начальника отдела рекламы Vitta Артема Чагина, рост капитализации компании значительно увеличился по отношению к 2006 году за счет 30%-ного роста объемов продаж. Добиться этих результатов позволили расширение водочного ассортимента и диверсификация товарных стратегий — в 2007 году компания реализовала проекты по выводу на рынок питьевой воды «Утренняя роса« и запустила производственные мощности »Винно-коньячного завода «777«. Динамика изменения алкогольного рынка стремится к более качественным напиткам. В первую очередь этому способствует рост потребительского дохода», — говорит Артем Чагин.

Филиальное укрупнение

Большинство игроков алкогольного рынка в качестве ведущей тенденции прошедшего года называют укрупнение участников. По словам Светланы Нарсеевой, этому способствуют как объективные условия развития розничного рынка, так и государственная политика. «Укрупнение происходит на всех уровнях — укрупняются производители, дистрибьюторы, сектор розничной торговли. Самым ярким подтверждением этой тенденции стал выход в 2007 году на сибирский рынок сразу нескольких розничных сетей национального и международного уровней (METRO C & C, Лента, Ashan). Сибирские ритейлеры тоже амбициозны и активно развиваются. Безусловно, это меняет расстановку сил на рынке и обостряет конкуренцию на всех уровнях», — отмечает Светлана Нарсеева.

В 2007 продолжилась тенденция сегментирования рынка с расширением сегмента более дорогих напитков. Сегментирование алкогольного рынка, по мнению Павла Пригородова, обусловило формирование новых масштабных, а также локальных действий его участников в инвестиционной и маркетинговой политике. Например, компания Vitta вывела в прошлом году новую торговую марку «Алмаз» в премиальном сегменте.

Прошедший год для некоторых компаний стал годом внутренних изменений, связанных с повышением эффективности и изменением организационной структуры. Ведущие игроки продолжили усиление влияния в регионе. В середине декабря 2007 года компания «Формула Холдинг» открыла филиал в Иркутске, объединив десять регионов Сибирского федерального округа. Сейчас уже заключено более 30 договоров с ключевыми оптовыми и розничными сетями региона на поставку продукции. По словам директора департамента стратегического развития ОАО «Формула Холдинг» Григория Гуревича, с открытием дистрибьюторской компании холдинга в Иркутске завершился один из этапов реализации стратегии создания холдинга — экспансия в СФО. Специалисты компании оценивают рынок алкогольной продукции Иркутской области как весьма перспективный, а статус «Формулы Холдинга« как одного из лидеров рынка и эксклюзивные контракты с ведущими поставщиками позволяют руководству «Формулы-Иркутск» ставить перед собой весьма амбициозные планы. «Наша цель — стать лидером алкогольного рынка в сегменте премиум в Иркутской области, — отмечает директор ООО «Формула-Иркутск« Александр Михалев. — Чтобы завоевать лидирующие позиции, мы планируем провести агрессивную маркетинговую политику в секторе on-trade, а также проявить маркетинговую активность в секторе off-trade в течение года по приоритетным брэндам». Для унификации и централизации всех бизнес-процессов «Формула Холдинг« в прошлом году внедрила единую ERP-систему управления ресурсами предприятия на базе программной платформы SAP ERP. Система внедрена во всех дистрибьюторских компаниях холдинга в регионах присутствия, в том числе и в «Формуле-Иркутск».

Филиальным развитием в прошлом году занималась и компания «Байкалфарм», филиал которой начал работать весной 2007 года в Новосибирске. По словам Павла Пригородова, пока давать обоснованную оценку деятельности компании в 2007 году сложно. «Если обобщить, то задуманные проекты, конечно, не выполнены в полном объеме. Задумывалось больше, это естественно, — говорит Павел Пригородов. — Сейчас компания проходит период реформации и изменений». Однако, по предварительным данным, компания поднялась на 15 позиций в рейтинге производителей ликероводочной продукции России.

Колебания в сегментах

Несмотря на то что абсолютные показатели по рынку крепкого алкоголя демонстрируют устойчивый рост, доли в структуре по категориям ведут себя по-разному. По оценкам специалистов «Компании Септима», доля группы «Водка и ЛВИ» на протяжении последних лет постепенно снижается (по Новосибирской области за пять лет — на пять-шесть процентов), а вот доля группы «Бренди» (коньяки из России и стран СНГ) постепенно растет. Несмотря на некоторые колебания, водочная группа по-прежнему занимает доминирующую долю в структуре потребления. Однако и здесь спрос постепенно смещается от ординарных сегментов к премиальным. «В последнее время и в целом по стране, и в Сибири люди предпочитают все более дорогие напитки, отдавая предпочтение качеству, известности и имиджу производителей и торговых марок, — комментирует Светлана Нарсеева. — Самым привлекательным, на наш взгляд, сейчас является сегмент low-premium и premium (приблизительный диапазон цены за одну бутылку 0,5 л на полке магазина в декабре 2007 года, соответственно, 130–180 рублей и 180–270 рублей)».

Позитивные тенденции алкогольного рынка, по мнению участников, объясняются и развитием розничной торговли. «Развитие такого формата розничной торговли, как крупные торговые центры, ведет к росту потребления в целом и в том числе алкогольных напитков. Этому же способствует развитие специализированной алкогольной розницы. Развитие ресторанного сегмента и рост уровня доходов ведут к росту потребления алкогольных напитков «вне дома», — продолжает госпожа Нарсеева. — Повышается «уровень продвинутости« — сибиряки становятся все более требовательными к предлагаемому выбору алкогольных напитков, прежде всего вин, коньяков, виски».

Однако положительную динамику прошлого года стоит оценивать еще и как показатель того, что рынок восстановился от кризиса внедрения ЕГАИС. Некоторые участники рынка полагают, что потребление крепкого алкоголя в целом, хотя и незначительно, но снижается. По словам заместителя начальника управления информации и внешних связей ФГУП «Росспиртпром» Ксении Сыромятниковой, доля крепкого алкоголя (в первую очередь водки) снижается в общем объеме потребления спиртных напитков за счет роста потребления других видов алкоголя. «В первую очередь речь идет о расширении доли потребления вина, появления абсолютно новых видов алкогольных напитков — таких, например, как алкококтейли. Однако этот процесс достаточно растянут во времени и пытаться увидеть его, анализируя результаты потребления за последние два года, скорее всего, неверно. Если пятнадцать лет назад доля водки составляла около 80% в потреблении алкоголя, то сейчас этот показатель опустился до 60–65%», — отмечает Ксения Сыромятникова.

Главный вывод аналитиков — российский алкогольный рынок практически восстановился от прошлогодних потрясений. Более того, позитивные тенденции роста дадут о себе знать в 2008 году, если, как надеются участники рынка, не произойдет дополнительного ужесточения законодательной базы.

Светлана ВАСИЛЕНКО


Comments are closed.

Так же в номере