Коротко

Иностранцы понаехали

Согласно статистике Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), озвученной на этой неделе, Сибирский федеральный округ на рынке международных автоперевозок России занимает всего 5%. Для сравнения: Центральный федеральный округ занимает порядка 54%, Северо-Западный — 26%, Приволжский — 6%. Участники рынка считают, что развитию международных перевозок сегодня мешают множество барьеров и увеличивающаяся с каждым годом конкуренция с иностранными перевозчиками.

В сфере международного автомобильного транспорта в 2007 году работало более 4 тыс. российских предприятий, на которых занято более 155 тыс. человек. При этом участники рынка международных автомобильных перевозок отмечают, что сегодня на сибирском рынке отечественных перевозчиков более 51%. В Новосибирской области этот показатель не превышает 18%, в Омской — 10%, Томской — 12%, а в Красноярском крае — 13%. Остальное возят иностранцы. Серьезными конкурентами россиян на нашем рынке грузовых перевозок сегодня являются фирмы из Казахстана (32%) и Китая (6%).

Правительства ряда зарубежных государств, оценив экономическую выгоду международных автоперевозок, создали самые благоприятные условия для их развития. Однако очень скоро предложение международных автотранспортных услуг на внутренних рынках превысило спрос, и взоры зарубежных перевозчиков обратились к российскому рынку.

По словам президента НК «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслава Трунаева, сложности, связанные с процедурами на границах, сегодня являются основным барьером, препятствующим осуществлению и развитию международных автоперевозок.

«На одном из наиболее выгодных для сибирских перевозчиков направлении сегодня зачастую применяются противозаконные меры по задержанию грузов, — говорит Вячеслав Трунаев. — При прохождении груза из Китая транзитом через Казахстан транспортное средство российских перевозчиков нередко арестовывается в Казахстане без каких-либо объяснений и процессуальных документов. То есть идет административное вытеснение российских перевозчиков с маршрута».

Второй бедой автоперевозчиков сегодня является несоблюдение налогового законодательства. «Для международных автоперевозчиков предусмотрена ставка НДС 0% на протяжении всего пути следования, — говорит господин Трунаев. — Однако при растаможивании грузов налоговые службы (причем на российской территории) очень часто пытаются вменить ставку НДС 18%. Уже не редкость судебные разбирательства по данному поводу. Это отнимает большое количество времени и средств. И как следствие — перевозчик несет убытки».

Немало хлопот доставляют грузоперевозчикам и действия контролирующих органов. По словам господина Трунаева, наиболее ярко это проявляется в Татарстане и Омской области: «В этих регионах наши перевозчики сталкиваются с нарушениями законодательства: несмотря на то что единый сертификат взвешивания выдается на всю поездку, автопоезда взвешивают несколько раз, а весовое оборудование на каждом посту разное».

Таким образом, международные перевозчики считают, что многочисленные административные барьеры уже в ближайшие годы могут привети к сокращению количества российских перевозчиков на рынке.

Оксана МОЧАЛОВА



Comments are closed.

Так же в номере