Главная » Финансы » Сергей Баталов: "Наша цель — cтать компанией N 1 в регионе"

Сергей Баталов: «Наша цель — cтать компанией N 1 в регионе»

Барнаульский филиал Государственной страховой компании «Югория» все четыре года работы на рынке Алтая движется к своей главной цели — стать компанией N 1 в регионе. По итогам 2007 года «Югории» до вершины остался один шаг — она вышла на второе место. О стратегии развития, факторах успеха, проблемах на пути его достижения и дальнейших перспективах корреспонденту «КС» АЛЕКСЕЮ СКОМОРОХОВУ рассказал директор Барнаульского филиала ГСК «Югория» СЕРГЕЙ БАТАЛОВ.

ОАО «ГСК «Югория», входящее в список 20 крупнейших страховых компаний России, было основано в 1997 году. 100-процентным акционером является Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) — Югра, представляемый Департаментом государственной собственности. Должность председателя совета директоров занимает губернатор, председатель правительства ХМАО-Югры Александр Филиппенко.

Барнаульский филиал ГСК «Югория» создан в феврале 2004 года. По итогам финансовой деятельности в 2005 году филиал награжден званием «Лучший филиал Компании», в 2006 году занял третье место на конкурсе среди филиалов ГСК «Югория» в своей группе. Общая численность работников — 102 человека, общая численность агентов — 92. Филиал занимает лидирующие позиции в компании по страхованию в агропромышленном комплексе, сотрудничает более чем с 30 банками региона, активно участвует в реализации инвестиционных и жилищно-ипотечных проектов.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Сергей Викторович, с какими результатами вы закончили 2007 год по сравнению с прошлым, когда прирост объемов страхования был порядка 400%?

— В уходящем году эта тенденция сохранилась, и мы вышли примерно на такой же прирост. Понятно, что такие темпы роста не могут сохраняться бесконечно, рынок уплотняется, но этот год пока не дал усомниться в правильности выбранной тактики и стратегии поведения на алтайском рынке. Если оперировать цифрами, то страховые сборы составили более 200 млн руб., что для Алтайского края достаточно высокий результат.

Компания является одним из лидеров страхового рынка Алтайского края. Филиал, если учитывать универсальные виды страхования, занимает второе место после «Росгосстраха». За истекший год на территории Алтая были открыты дополнительно 10 агентств, и на данный момент общее количество офисов «Югории» в крае составляет 14. Число сотрудников компании за этот год увеличилось в два раза. Объем страхового портфеля также увеличился в два раза.

В следующем году эта тенденция продолжится, и наша цель -«Югория» должна быть представлена в каждом городе и районном центре Алтайского края.

— Что представляет собой на сегодняшний день Барнаульский филиал Государственной страховой компании «Югория»?

— Компания сегодня работает с наиболее востребованными в крае традиционными видами страхования: добровольное и обязательное страхование транспорта, страхование имущества юридических и физических лиц, личное страхование от несчастного случая, добровольное медицинское страхование, страхование урожая и сельхозживотных, страхование строительно-монтажных рисков и различных видов ответственности.

— На что делается ставка при выработке стратегии развития компании?

— Достаточно гибкие условия, выбор тех параметров взаимодействия, которые больше всего интересны в регионе. Компания предельно открыта для общения с клиентами, четко выполняет свои обязательства. Мы не делаем ставки на какой-то отдельно взятый сегмент рынка, а стараемся осуществлять как можно более широкий захват. Работа компании максимально возможно диверсифицирована, равнозначное внимание оказывается как физическим, так и юридическим лицам, как промышленным, так и сельскохозяйственным предприятиям. Выстраиваем работу так, чтобы она отвечала потребностям клиента, а не наоборот. Приоритетными являются нужды потенциальных клиентов, а затем уже продвижение и реклама собственных продуктов, отвечающих требованиям клиентов, и выдвижение встречного предложения. Обязательным является четкое выполнение собственных обязательств — без задержек, в срок и в полном объеме.

— Из чего складывается прибыль компании?

— Напрямую инвестировать в какие-то виды бизнеса страховым компаниям запрещено. Компания зарабатывает прибыль по двум направлениям. Во-первых, по основному виду деятельности — страхованию. Сегодня мы стараемся диверсифицировать страховой портфель, то есть не сосредотачиваться на убыточных видах, таких как ОСАГО. Сегодня ОСАГО занимает в нашем портфеле 30%, в то время как у других филиалов СК — 70–80%. Частота страховых случаев достаточно велика. С целью компенсации убытков мы работаем по разным относительно прибыльным видам страхования: добровольное страхование имущества, различных видов ответственности, и таким образом выходим на прибыль.

Во-вторых, те денежные средства, которые собраны по страхованию, инвестируются в банки. У нашей компании выработана определенная стратегия такого сотрудничества с финансовыми учреждениями для получения максимального инвестиционного дохода. С другой стороны, мы размещаем деньги в тех банках, с которым работаем по страхованию. Такая взвешенная политика помогает деятельности по страхованию и в то же время обеспечивает сохранность страховых резервов для своевременных выплат по страховым случаям.

— Каков алгоритм взаимодействия с властями региона?

— Сотрудничаем с властными структурами достаточно конструктивно, как с краевой, так и с городской администрациями. Прежде всего как в плане защиты интересов самих администраций (страхование автогражданской ответственности), так и в плане реализации совместно разработанных целевых программ по развитию страхования. Это взаимодействие идет прежде всего в рамках Алтайского страхового союза. Возможностей для совместной работы предостаточно, но пока, на мой взгляд, власти еще недостаточно прислушиваются к мнению страховщиков. В то же время потенциал страховых компаний в решении социально-экономических проблем в регионе достаточно велик, просто его нужно эффективно реализовать. Этот сектор очень интересен и может сыграть существенную роль в развитии региона.

Например, взять такой критерий, как инвестиционная привлекательность территории. Аксиомой является то, что чем больше субъектов хозяйствования в регионе охвачено страхованием, тем выше индекс инвестиционной привлекательности региона. Тем более что одна из приоритетных задач в социально-экономическом развитии региона — это создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения крупных системных инвесторов.

На Алтае уже делаются в этом направлении реальные шаги. На координационном совете при администрации края принята целевая программа развития страхования в Алтайском крае.

— Как вы сформулируете стратегию продвижения компании на рынке?

— Если кратко, то помогать нашим клиентам с уверенностью смотреть в будущее. Если люди поверят изначально в компанию, они обязательно придут в нее. Но это даже не первый шаг — нулевой фундамент, на базе которого мы стремимся решить задачи, которые позволят удовлетворить потребности клиента и закрепить его веру в «Югорию». Об инструментах, позволяющих этого добиться, можно долго рассуждать: это и тарифная политика, и условия страхования и сервисного обслуживания, и процедура выплат…

— Каким подходам к развитию партнерства вы отдаете предпочтение?

— Партнерство по сути своей должно быть взаимовыгодным. Я предпочитаю выслушать человека, понять, что он хочет от нас, и свою работу выстраивать строго в зависимости от этого, но в то же время вырабатывать совместное решение в интересах обеих сторон. Одним клиентам требуется от нас четкое выполнение обязательств в плане выплат. Другим мы помогаем развивать бизнес через те гарантии, которые страховая компания может дать: страхование инвестиционных, финансовых и других рисков. Страхование бизнеса — это уже более высокий уровень работы, и в этом сотрудничестве мелочей не бывает. Но самое главное — умение выслушать партнера. Не просто застраховать его, а попытаться сделать все, чтобы страхование действительно помогло в бизнесе, работе и так далее.

— Какие пути и методы оптимизации работы компании, повышения стоимости бизнеса вы используете?

— Все известные классические методы управления компанией в рыночной экономике в той или иной мере используются в подразделениях «Югории».

Если говорить о региональной сети, это повышение объема собираемых страховых сборов, напрямую влияющих на капитализацию компании. К методам оптимизации можно отнести и стандартизацию и унификацию всех процессов во всех филиалах. Компания работает на федеральном уровне, и чтобы правильно ею управлять, в ней, с одной стороны, процесс обмена информацией должен происходить мгновенно, в режиме on-line. С другой стороны, чтобы повысить управляемость компании, должны быть задействованы идейные принципы работы на рынке, в частности, мотивация персонала. Реально любое дело можно успешно выполнить только с командой профессионалов, в рамках которой поддерживается командный дух, есть моральная и материальная мотивация. Только в команде можно достичь каких-то результатов.

— Каковы ваши принципы формирования корпоративной культуры, личного стиля управления? В чем секрет успеха топ-менеджера Баталова?

— Все победы в конкурсе, рост объемов и темпов — заслуга не моя, а прежде всего команды, с которой я работаю. Не стану отрицать, что одна из ведущих ролей как менеджера, в чьи обязанности это входит, в подборе оптимального состава команды принадлежит и мне. Один из основных моих личных принципов работы — это четкое представление цели и оптимальных путей ее достижения. Вторая составляющая — донести эти цели и пути до команды, стимулировать их к достижению этих целей. Второй принцип — обязательность как в личном плане, так и в бизнесе. Третий принцип — создать все условия для самореализации каждого человека из команды, и как следствие — осуществлять соответствующий достаточно жесткий спрос за результаты. Большое значение я придаю и личному примеру — показать, как нужно работать, чтобы достичь максимального эффекта вне зависимости от степени комфортности условий при достижении этого результата.

— Как вы оцениваете текущее состояние страхового рынка в Сибирском регионе, Алтайском крае? Их сравнительная характеристика, тенденции и проблемы?

— Говоря о развитии страхового рынка в Сибирском регионе, необходимо отметить прежде всего, что темпы его роста совпадают со средними по России, то есть он ежегодно прирастает на 40–50%. В то же время на Алтае развитие идет даже более высокими темпами, чем по России. Например, в этом году количество страховых компаний (СК) увеличилось в крае в два раза, и на сегодняшний день на рынке работают 94 компании.

Проблемы, с которыми сталкиваются страховщики, являются также общими для всего рынка России. Например, это не полностью урегулированные взаимоотношения страхователей и страховщиков в рамках ОСАГО из-за несовершенства законодательства в этой части. В связи с этим недавно в закон об ОСАГО были внесены изменения, призванные привести к более цивилизованному общению заинтересованных сторон. В частности, со следующего года будет прямое урегулирование: выплаты по страховому случаю должна будет выплачивать страховая компания страхователя. У СК появится стимул удерживать своих клиентов, а у последних в свою очередь будет меньше головной боли при получении денежных средств. Членам страхового сообщества будет необходимо плотнее общаться друг с другом и вырабатывать цивилизованный стиль общения.

Для Алтая актуальной является проблема агрострахования. Необходима выработка кодекса цивилизованных отношений, уход от «серых схем», которые еще достаточно распространены в этом виде страхового бизнеса.

В целом потенциал развития как у сибирского, так и у алтайского рынка очень большой. В Сибири страховая культура гораздо ниже, чем в европейской части страны. В частности, к страхованию имущественных интересов у нас прибегают примерно в два раза реже, чем в центре России.

Это объясняется тем, что здесь рост доходов у населения гораздо меньший, чем там. Скажем, если в Москве страхуется каждый второй автомобиль, купленный за наличный расчет, то у нас — один из 10.

Поэтому резервы для роста есть, основными инструментами, на мой взгляд, являются более плотное взаимодействие между страховщиками, еще более тесное общение с клиентами, разъяснительная работа прежде всего.

— Ваши планы на 2008 год, какие новые проекты готовятся в регионе?

— Главная цель — не снижать набранного темпа ежегодного прироста объемов страхования. Кроме того, мы с нового года запускаем в реализацию несколько серьезных программ, которые имеют достаточно важное значение для края, но пусть это пока останется секретом, сейчас мне не хотелось бы раскрывать деталей этих проектов. Единственное, что могу сказать о планах, — это как минимум закрепление филиала на втором месте в реальном секторе универсального классического страхования на территории Алтайского края, а как максимум — выход на первое место. Я думаю, что с учетом того потенциала, который имеется у компании, для нас эта цель вполне достижима, о чем я официально заявляю.

Алексей СКОМОРОХОВ


Comments are closed.

Так же в номере