Главная » Компании » ОАО "Иркутскгипродорнии": от проекта до внедрения

ОАО «Иркутскгипродорнии»: от проекта до внедрения

Проектированием автомобильных дорог в Сибири вот уже полвека занимается ОАО «Иркутскгипродорнии». В активе компании — проекты строительства притрассовых дорог Байкало-Амурской магистрали, автомобильных трасс «Байкал», «Лена», «Колыма», «Вилюй», а также важнейшей российской магистрали, связывающей регионы Дальнего Востока с Сибирью, — «Амур» (Чита-Хабаровск).

В настоящее время в структуре ОАО «Иркутскгипродорнии» два комплекса: проектный и строительный.

В Проектном комплексе шесть бизнес-направлений. Это дорожное проектирование, инженерные изыскания, мостовое проектирование, консалтинговые и инжиниринговые услуги, проектирование промышленных и гражданских зданий и услуги испытательного центра. Институтом разработаны обоснования инвестиций и проектно-сметная документация на более чем 32 тыс. км автодорог, 450 титульных мостов и 640 объектов промышленного и гражданского назначения. В настоящее время филиалы компании созданы в Красноярске, Москве, Новосибирске, открыты представительства в Чите, Благовещенске, Хабаровске и Южно-Сахалинске. С 1997 года в ОАО «Иркутскгипродорнии» внедрена система менеджмента качества на основе международного стандарта ДИН ЕН ИСО 9001:2000.

Свою деятельность ОАО «Иркутскгипродорнии» ведет с декабря 1956 года. Тогда было создано иркутское отделение «Гипродортранс». С 1969 года институт стал Иркутским филиалом института «ГипродорНИИ», а в 1993 году одним из первых преобразовался в самостоятельную проектную организацию ОАО «Иркутскгипродорнии».

Анатолий Косяков. Фото Ольги ПОПОВОЙ

«Конечно, начинать что-то новое всегда бывает трудно, — говорит генеральный директор предприятия Анатолий Косяков. — Тем более в начале 90-х, когда кризис подкосил не только дорожную отрасль, но и всю экономику страны».

Но фортуна была благосклонна к иркутянам. В 1994 году институту удалось заключить два выгодных контракта на строительство дороги к месторождению магнезита в Иркутской области. Появились средства, работа, но самое главное — стали налаживаться партнерские отношения.

Следующим крупным объектом стало строительство автодороги Чита-Хабаровск на федеральной трассе Москва-Владивосток.

Нужно отметить, что за время «мертвого сезона« в дорожной отрасли многие автомагистрали сильно поизносились, и поэтому восстанавливать их, а также строить новые приходилось практически в экстремальных условиях. Зачастую некоторые проекты уходили, как говорится, прямо «из-под пера».

К тому же работу проектировщикам теперь нужно было искать самостоятельно: централизованное распределение заказов кануло в Лету, и ему на смену пришла система торгов — от того, выиграет ли торги предприятие, зависело, будет ли оно в ближайшем времени обеспечено работой. С 1996 года компания успешно участвует в международных тендерах и выполняет работы в рамках проектов, финансируемых за счет международных кредитных организаций и частных зарубежных инвесторов.

Наряду с участием в региональных проектах предприятие сегодня работает и над крупными федеральными и международными объектами. К примеру, в настоящее время рассматриваются вопросы развития международных транспортных коридоров, связывающих регионы Сибири с сопредельными государствами — это автомобильные дороги Култук-Монды, Улан-Удэ-Кяхта, Чита-Забайкальск. На 2010 год запланирован ввод «визитной карточки» института — автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск с асфальтобетонным покрытием. Это важнейшая для России магистраль должна связать регионы Дальнего Востока с Сибирью.

В числе «малых проектов» института, имеющих важное значение для людей, живущих в отдаленных регионах, — автомобильные дороги Нагорный-Алькатваам и Павек-Апапельгино-Янранай на Чукотке, дорога Барагонцы-Тулуна в Республике Саха, дорога Таксимо-Бодайбо в Иркутской области и Острог-Покровка-Шергино в Республике Бурятии, а также развитие зимних автомобильных дорог в Эвенкии, Республике Саха, на Таймыре и севере Иркутской области. Сегодня компания ведет работы по инженерному сопровождению реконструкции и ремонта улично-дорожной сети городов, по диагностике и паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений с целью получения полной и объективной информации о фактическом транспортно-эксплуатационном состоянии дорог и сооружений. Созданный на базе предприятия испытательный центр производит контроль качества и лабораторный контроль дорожных и строительных материалов.

Казалось бы, связи с заказчиками наработаны, объемы есть. На этом можно остановиться и жить спокойно. Но закон рынка суров: если не будешь развиваться и обновлять свое производство, потеряешь и то, чего добился раньше.

«Наша цель — это автоматизация производства, — рассказывает Анатолий Яковлевич. — Сейчас мы пришли к тому, что у каждого нашего проектировщика свой компьютер. На новейшем электронном оборудовании проводится полный спектр необходимых изыскательских работ, все наши проекты выдаются только в электронном виде. ОАО «Иркутскгипродорнии» стало одним из первых, кто создал электронный паспорт автомобильной дороги «Колыма«, а также применил на практике систему инженерного сопровождения строительства».

Одно из главных направлений деятельности предприятия сегодня — это разработка и реализация программы развития платных автомобильных дорог. «Специалисты ОАО «Иркутскгипродорнии« подсчитали — окупаемость платных магистралей возможна только при интенсивности движения проходящего по ним транспортного потока не менее 20 тыс. машин в день, — говорит Анатолий Косяков. — Поэтому мы считаем, что в Иркутской области строительство возможно на таких объектах, как автомобильные дороги Иркутск-Листвянка и Братск-Падун, обход Иркутска, Тулуна, Усолья-Сибирского и Тайшета. Финансирование строительства будет частно-государственным, при этом его основная доля придется на федеральный бюджет. После возведения дорога останется в госсобственности, а содержать ее и получать доход будет инвестор».

Кроме того, ОАО «Иркутскгипродорнии» большое значение придает мостовому проектированию, ставшему одним из основных направлений деятельности. Пожалуй, самый значимый мостовой объект института — переход через реку Ангару в Иркутске (специалисты «Иркутскгипродорнии» готовили технико-экономическое обоснование и проектную документацию на строительство уникального для России объекта). Также на счету института — проект восстановления мостов в Красноярском и Хабаровском краях, в Республике Хакасии на федеральной автодороге М-54 «Енисей», финансируемый за счет средств Мирового банка реконструкции и развития и включающий обследование и технический надзор по ремонту шести мостов.

«Вообще, деятельность нашего проектного института находится на таком уровне, что мы можем осуществлять весь дорожный консалтинг — начиная от экологической экспертизы, отвода земель и до строительства необходимых объектов придорожного сервиса, — замечает Анатолий Косяков. — Последнее стало возможно благодаря еще и достаточно мощной системе гражданского проектирования, существующей в нашем институте».

Десять лет назад в составе «Иркутскгипродорнии» появился строительный комплекс «Гипродорстрой», который теперь стал практически независимым предприятием, обладающим всем необходимым для строительства любых промышленно-гражданских объектов. Это самая современная строительная техника, арматурный, сварочный и столярный цеха, завод ЖБИ, цех сантехмонтажных заготовок, свое производство пластиковых окон и даже мебели.

«В последнее время «Иркутскгипродорнии» активно осваивает архитектурно-строительную деятельность, — говорит Анатолий Яковлевич. — На счету строительного комплекса «Гипродорстрой» уже не один десяток объектов. Вначале строили дома для своих сотрудников, затем на паях с дольщиками возвели целый жилой комплекс на улице Депутатской. В серьезной конкурентной борьбе выиграли тендер, по условиям которого полностью запроектировали, построили и выполнили отделочные работы пятиэтажного здания областной налоговой инспекции. Кстати, новое административное здание ОАО «Иркутскгипродорнии« — тоже детище наших специалистов. В настоящее время мы являемся генеральным подрядчиком на строительстве жилых микрорайонов на Восточном промышленном узле Военного городка N 23, а также на улицах Волжской, А. Невского и 30-й дивизии. Продолжаются работы по возведению здания Восточно-Сибирского онкологического центра. Нужно отметить, что на всех наших объектах используются современные технологии монолитного домостроения, а качество отделочных работ максимально приближено к европейскому уровню».

Софья АНДРЕЕВА


Comments are closed.

Так же в номере