Главная » ks-Экономика » «Падение рубля остановило экспансию»

«Падение рубля остановило экспансию»

«Падение рубля остановило экспансию»

Сразу после назначения на пост генерального директора «Ачинского цемента» 1 июня депутат Совета депутатов Ачинска, член комиссии по финансам, бюджету, налоговой политике и собственности ВЛАДИМИР КОЛЫЧЕВ встретился с корреспондентом «КС». В интервью новый глава компании рассказал о том, что изменится в системе управления «Ачинским цементом» с его приходом, что позволило «усмирить» экспансию производителей ближнего зарубежья на цементном рынке СФО, а также о планах предприятия в нынешней обострившейся ситуации, когда падение потребления цемента даже в высокий сезон может составить 30%.

Владимир Владимирович, поделитесь, пожалуйста, своими управленческими планами.

— «Ачинский цемент» является частью одного из крупнейших российских холдингов по производству стройматериалов «БазэлЦемент», где есть общая стратегия и принципы управления. Кроме того, на этом предприятии я руководил производством почти семь лет, поэтому, перейдя на должность генерального директора, кардинальных перемен не планирую. Мы идем тем же курсом.

Как оцениваете кадровый потенциал на предприятии?

— Управление — это командная игра под руководством лидера. Наша команда вполне оптимально, на мой взгляд, выстроила производственные, финансовые, сбытовые процессы. Хотя, конечно, предела совершенству нет. Для меня лично новым станет то, что больше внимания пойдет на работу с персоналом: можно бесконечно твердить, что необходимо сделать в плане улучшения динамики основных показателей предприятия, но если мы не будем понимать, кто это будет делать и как, любое предприятие будет просто обречено.

Как на данный момент оцениваете состояние цементного рынка России в целом и Сибирского федерального округа в частности?

— Строительство можно назвать индикатором всей экономики: если производство работает, обеспечивая людей зарплатой, а банковская система в силах предложить приемлемые условия кредитования, то идет развитие этой отрасли. Если люди могут покупать квартиры, то строители в ответ на спрос формируют предложение, то есть строят дома, обеспечивая заказами цементников. У нас львиная доля потребления цемента — это жилищное строительство. Сейчас мы видим естественную реакцию рынка: достраиваются уже начатые объекты, новые проекты откладываются до лучших времен.

В апреле, когда традиционно начинается строительный сезон и по сравнению с зимой увеличивается производство стройматериалов, в целом по РФ зафиксирован спад к уровню прошлого года на 25% по производству бетона, на 16% — цемента и ЖБИ.

Как складывается ситуация непосредственно в СФО?

— В СФО ситуация не менее сложная. За первые четыре месяца этого года потребление цемента относительного аналогичного периода 2014 года снизилось на 16%. В высокий сезон, как называют летние месяцы, падение рынка может достичь и 30%.

Что планируете предпринять в такой ситуации?

— Такие перспективы, разве что с разными оценками в цифрах, были очевидны еще в прошлом году. Поэтому в этом кризисе выиграет тот, кто подготовился заранее. Стратегия «Ачинского цемента», помимо программ по сокращению издержек, что лежит на поверхности, включает в себя перераспределение по видам продукции. Мы сделали ставку на продукт с высокой добавленной стоимостью — высокомарочный цемент. К этому строительному сезону мы запустили в эксплуатацию новый помольный комплекс, установив динамический сепаратор фирмы Christian Pfeiffer Maschinenfabrik. Теперь мы можем выпускать по 500 000 тонн в год наиболее востребованного высокомарочного цемента ПЦ 500 Д0 и ЦЕМ I 42,5. Это 35% от общей мощности завода. Доля реализации этих марок с начала года составляет порядка 20% от общего объема и продолжает уверенно расти.

Тем не менее снижение объемов в целом по стране меньше, чем в СФО. Каковы ресурсы для увеличения потребления?

— Да, в целом по России статистика выглядит лучше: все-таки в Сибири и сезонность в строительстве более выражена, чем в средней полосе и тем более на юге страны. Ресурсы для всей строительной сферы кроются в продолжении программы государственного субсидирования ипотеки, это как раз сейчас обсуждается на уровне правительства РФ. Речь идет об увеличении объемов строительства социальных и инфраструктурных объектов, о переходе на бетонные современные автодороги, которые значительно долговечнее обычных с асфальтовым покрытием. Из бетона в свое время делали дороги в тех районах Казахстана, где происходят большие перепады температур, сравнимые с сибирскими. А сегодняшняя промышленность за счет различных добавок делает свойства этого материала еще лучше. Но это такой глобальный, всероссийский уровень. Хотя, например, московские власти уже прорабатывают такой вариант для своего дорожного строительства.

На уровне предприятия мы нашли еще один вариант: наряду с высокомарочными видами цемента наращиваем поставки клинкера — это, по сути, полуфабрикат, который удобнее транспортировать и хранить, а перемалывать в цемент уже на месте. С января по май отгрузки клинкера с нашего предприятия выросли более чем значительно — практически в четыре раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В целом мы фиксируем снижение спроса на цемент, особенно платежеспособного. Но не ставим целью любыми средствами продать побольше тонн — для нас важен баланс дебиторской и кредиторской задолженности. Сейчас это соотношение на приемлемом уровне, который позволяет рассчитываться с поставщиками в течение 15–30 дней и, конечно же, вовремя выплачивать зарплату сотрудникам.

В каких крупных проектах на данный момент задействованы? Какие еще есть перспективы в цементной отрасли?

— Крупный проект для завода — это увеличение производственной мощности на 30%, до объема более 2 млн тонн цемента в год. Это будет заделом на будущее: кризис не вечен, после него обязательно наступит рост, и надо быть готовыми к этой фазе. Сейчас ведется проработка технической стороны, совместно с проектировщиками.

В советские времена был такой лозунг: «Отдельную квартиру каждой семье». Эпоха сменилась, но актуальность тезиса осталась. Фонд РЖС оценивает потребность россиян в жилье на уровне 280 млн квадратных метров. Понятно, что это цифры из той категории, которая неизбежно далека от реальности: купив «однушку», со временем люди захотят переехать в «двушку» и т. д. Но даже они свидетельствуют, что строительство — одна из перспективных отраслей.

Что касается ближайшей перспективы, то, по прогнозам, уже в следующем году цементная промышленность начнет восстанавливаться. У «Ачинского цемента» достаточный запас прочности на этот период.

Владимир Владимирович, ваш предшественник отмечал «опасность» экспансии поставщиков с ближнего зарубежья . Как вы оцениваете масштаб этого наступления? Насколько он нанес урон сибирским производителям?

— В прошлом году импорт цемента в СФО достиг 250 тыс. тонн, это почти в два раза больше, чем в 2013 году. В основном поставки шли из Казахстана, в первую очередь это Алтайский край и Новосибирская область. В этом году разница в курсах рубля и тенге изменила тенденцию: казахским цементникам стало невыгодно везти цемент в Россию. Урон местным производителям выражается не только в тоннах, но и в рублях: была попытка отстоять рынок за счет демпинга. Мы же просто оптимизировали географию поставок, сосредоточившись на других, более перспективных региональных рынках. В итоге за 2014 год объем поставок нашей продукции в целом вырос на 5%, в Сибири — на 13%. Для сравнения: в России потребление цемента в прошлом году выросло на 2,7%, в СФО — на 5%. Зато в Сибири, по данным Росстата, было зафиксировано максимальное во всей стране падение цен — на 4,4%. Но экспансию из ближнего зарубежья остановило только падение рубля.

Сейчас место казахских производителей занимают заводы из Уральского федерального округа, пытающиеся возместить потери в своих регионах. Но когда строительная отрасль и экономика в целом начнут расти, производители Урала и Приволжья вновь сконцентрируются на своих локальных рынках, так как цемент выгоднее всего продавать и покупать при коротком плече доставки, чем возить за тысячи километров. Так было и в предыдущий кризис в 2008–2009 годах. Экономика вообще циклична, главное, сделать правильные выводы из предыдущего цикла и подготовиться к следующему.



Comments are closed.

Так же в номере