Главная » ks-Экономика » Дорогой государственно-частного партнерства

Дорогой государственно-частного партнерства

Дорогой государственно-частного партнерства

Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов и губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий 29 мая в рамках международного форума «Транспорт Сибири» приняли участие в обсуждении механизмов государственно-частного партнерства, применяемых в дорожно-строительном комплексе. В завершение круглого стола между правительством Новосибирской области и Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») было подписано соглашение о сотрудничестве.

«Инвестиции идут, несмотря ни на что»

Круглый стол «Дорожный фонд — залог развития дорожной отрасли. Механизмы ГЧП в дорожной отрасли» был посвящен тенденциям взаимодействия власти и бизнеса в сфере дорожного строительства, существующим проблемам, перспективам государственно-частного партнерства в аспекте реализации крупнейших дорожных проектов в России и Сибири.

«На сегодня протяженность дорожной сети в России составляет порядка 1,3 млн километров. Дороги являются «кровеносными артериями», связующими субъекты России и отрасли экономики. Развитие дорог и поддержание сети — это залог экономического здоровья страны, мультипликатор развития для многих направлений народного хозяйства», — обозначил приоритетность отрасли Максим Соколов.

По его словам, дорожное хозяйство, безусловно, требует государственного финансирования, и ключевой фактор стабильного развития отрасли — бесперебойная поддержка из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов. На сегодня в России, отметил министр, завершена работа по формированию дорожных фондов в регионах: федеральный дорожный фонд в полном объеме функционирует с 2011 года, региональные фонды — с 2012 года, в 2014 году началось формирование муниципальных фондов. Была сформирована система, ставшая основой для заключения долгосрочных контрактов.

Развитая система государственных дорожных фондов стала основой для взаимодействия власти и частного капитала: «Бизнес опасался вкладывать средства в масштабные дорожные объекты с длительным сроком окупаемости. Но появился гарантированный источник, выходящий за пределы трехлетнего бюджетного цикла, и это расширило границы привлечения внебюджетных инвестиций», — подчеркнул Максим Соколов.

Говоря о значимости проектов, основанных на государственно-частном партнерстве, Владимир Городецкий подчеркнул: «Мы убеждены, что проекты ГЧП в значительной степени оживляют и стимулируют развитие региональных рынков и обеспечивают решение комплексных задач, связанных с повышением эффективности бюджетных инвестиций».

В свою очередь Максим Соколов привел последние данные Министерства экономического РФ: количество заключенных за последние два года концессионных соглашений увеличилось в пять раз: «Это хороший знак. Инвестиции, несмотря ни на что, идут и в транспортную отрасль, и в энергетику, и коммунальную сферу». В сфере дорожного комплекса был оформлен 41 проект.

Несмотря на важность взаимодействия бизнеса и государства в реализации крупных дорожных проектов, экономическая ситуация внесла свои коррективы: финансирование инвестиционного направления правительство в этом году сократило на 20–25%. Максим Соколов сказал, что в качестве приоритета была выбрана дорожная сеть России: «Не все федеральные и региональные дороги находятся в нормативном состоянии, полностью достигнуть нормативов планируется к 2018 году, это стало для нас главным». Тем не менее, напомнил министр транспорта, в целях «защиты» региональных дорожных фондов в этом году выделяется 60 млрд рублей.

Дополнительным источником финансирования региональных фондов, в том числе проектов ГЧП, в следующем году станет взимание платы за передвижение по федеральным дорогам большегрузного транспорта массой более 12 тонн. Министр напомним, что это решение о финансировании государственно-частного партнерства и концессионных проектов было принято в Новосибирске на прошедшем в октябре прошлого года заседании Госсовета по вопросам развития транспортного комплекса РФ.

Дополнительный источник поддержки ГЧП

Распоряжение о взимании дополнительной платы с грузового транспорта массой более 12 тонн, передвигающегося по федеральным дорогам, было подписано правительством РФ в августе 2014 года. Новосибирская область, стоит отметить, вошла в число субъектов, в которых эта мера будет распространяться на региональные дороги. Как рассказал директор ФКУ «Дороги России «Федерального дорожного агентства» Иван Григорович, на данный момент проект получил полное финансирование и был включен в программу поддержки российских инвестпроектов: «Наличие государственных гарантий, как мы рассчитываем, позволит снизить стоимость финансирования проекта и улучшить показатели финансовой модели».

Взимание платы с большегрузов начнется по плану с 15 ноября этого года и охватит федеральную дорожную сеть протяженностью 50 тыс. км. Поступления в дорожный фонд из нового источника, составят, по оценке специалистов, порядка 50 млрд рублей.

Одним из факторов, упрощающих совместную работу бизнеса и власти, является, по словам Григоровича, метод оценки эффективности инвестпроектов, разработанный в прошлом году «Росавтодором».

По словам Максима Соколова, система реализации дорожных проектов по принципу ГЧП в России сложилась таким образом, что инвесторами в основном являются не профильные, дорожные, компании, а финансовые структуры. При этом министр отметил справедливость такой модели для российской экономики: «В Европе лидерами консорциума, как правило, выступают инфраструктурные компании, специализирующиеся на дорожном строительстве. У нас лидерство «захватили» финансовые организации, банки, управляющие компании. Но, наверное, это справедливо, поскольку надо было консолидировать серьезные финансовые ресурсы, когда опытных состоявшихся игроков отрасли еще не было. Хотя сейчас технические компетенции дорожных компаний находятся на высоком уровне».

Новосибирские «мотивы»

Строительство автодорожных обходов и строительство и реконструкция автомобильных дорог в пригородной зоне Новосибирска — приоритетные для Новосибирской области направления, подчеркнул Владимир Городецкий. В число таких проектов входят Северный и Восточный обходы, а также доведение до первой технической категории участка трассы «Иртыш» в Новосибирской области.

Юго-Западный транзит и Центральный мост — это два крупных проекта в Новосибирске, которые планируется реализовывать через государственно-частное партнерство. По словам губернатора, привлечение частных инвестиций в дорожную отрасль согласуется с поручением президента об удвоении строительства автомобильных дорог к 2020 году. Владимир Городецкий обозначил комплексность подхода к проекту Юго-Западного транзита: «Новосибирск, в котором сосредоточено две трети экономики области, не должен останавливаться в развитии своего транспортного каркаса. Мы презентовали Федеральному дорожному агентству проект Юго-Западного транзита, частью которого является Бугринский мост. Мы глубоко убеждены, что этот транзит значительно увеличит эффективность Восточного обхода, но строительство трассы должно быть синхронизировано с двумя первыми этапами объезда». Доля государственных средств в проекте стоимостью 25 млрд рублей ориентировочно составляет 33%, доля частного капитала — 67%.

Проектная документация по строительству другого объекта, Центрального моста, который будет претендовать на федеральный грант, на данный момент готовится к прохождению государственной экспертизы. ОАО «Центральный мост», созданное на паритетных началах городом и областью в конце 2013 года для проектирования мостового перехода, имеет уставной капитал в размере 180 млн рублей. Как рассказал генеральный директор компании ЗАО «Институт «Стройпроект», которая занимается разработкой технического проекта, Андрей Журбин, на сегодняшний все строительные и архитектурные решения согласованы, и документы будут поданы на экспертизу в июне.

Длина Центрального моста составит 5,6 км, протяженность участков искусственных сооружений — 3,5 км. Переход обеспечит выход на федеральные трассы М-51, М-52 и М-53. Стоимость проекта в ценах I квартала 2014 года, напомнил Журбин, ориентировочно составляет 25,5 млрд рублей.

В задачи «Института «Стройпроект» также входила разработка организационно-правовой модели инвестиционного проекта, разработка финансовой модели, документации инвестиционного конкурса и проекта концессионного соглашения. Расчеты перспективного трафика на период действия концессионного соглашения с 2020-го по 2035 год показали, по словам Андрея Журбина, высокую востребованность Центрального моста.

Андрей Журбин также подчеркнул необходимость финансирования крупных дорожных проектов из федерального бюджета и уточнение механизмов: «На наш взгляд, нужна разработка процедур получения федеральных субсидий и определение четких критериев отбора проектов».

Перспективы сотрудничества

По итогу обсуждения применения механизмов ГЧП в дорожной отрасли было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Новосибирской области и госкомпанией «Российские автомобильные дороги». Оно направлено на взаимодействие федеральной и региональной власти в деле привлечения частных инвестиций в сферу дорожного строительства области.

Владимир Городецкий подчеркнул, что механизмы государственно-частного партнерства будут способствовать развитию новосибирской агломерации, а значит, укреплению и развитию экономики региона. По словам губернатора, проекты по реконструкции подъездов в Новосибирск со стороны Павлодара, Ленинска-Кузнецкого, Колывани — Томска запланированы с привлечением частного капитала.

Максим Соколов отметил важность проведения форума «Транспорт Сибири» как площадки, на которой вырабатываются и обсуждаются способы развития дорог в регионах СФО. По словам Соколова, разработка проекта четвертого моста является прямым свидетельством того, что Новосибирская область не просто готова к государственно-частному партнерству в сфере дорожного строительства, а уже реализует этот механизм.



Comments are closed.

Так же в номере