Главная » Стиль жизни » «Сегодня молодые режиссеры наконец-то перестали копировать классику и ищут свой язык»

«Сегодня молодые режиссеры наконец-то перестали копировать классику и ищут свой язык»

«Сегодня молодые режиссеры наконец-то перестали копировать классику и ищут свой язык»

Новое кино Италии вновь в Сибири: с 8 по 14 июня новосибирский кинотеатр «Победа» примет фестиваль N.I.C.E.уже в седьмой раз. New Italian Cinema Events — это фильмы современных итальянских режиссеров, представляющих кино сегодняшней Италии на международных кинофестивалях. Многие авторы, показавшие свои первые фильмы на N.I.C.E., стали известны во всем мире. В этом году для Новосибирска отобрано восемь фильмов, снятых за последние два года. Каждый из них — яркое художественное высказывание, что подтверждается наличием престижных наград европейских кинопремий.

В программе есть страсти и политика, детективная бизнес-история и необычный итальянский нуар, полнометражная анимация и философские размышления. Фильмом открытия выбрана комедия Паоло Дженовези «Ты бывала на Луне?» о любви столичной красавицы и провинциала. Еще одна комедия этого режиссера под названием «Во всем виноват Фрейд» завершит новосибирскую программу. Конечно, не обойдется без гостей: к нам приедут исполнительный директор фестиваля Мая Брески и известный киножурналист Антонио Наполетано.

Незадолго до начала недели итальянского кино в Новосибирске «КС» удалось пообщаться с человеком, который стоял у истоков N.I.C.E. и на протяжении многих детявляется страстным пропагандистом итальянского кинематографа во всем мире. Директор фестиваля ВИВИАНА ДЕЛЬ БЬЯНКО рассказала о его истории и развитии в эксклюзивном интервью.

— Вивиана, расскажите о предстоящем фестивале.

— В России Фестиваль нового итальянского киноначался в Москве и Санкт-Петербурге, где прошел в апреле уже в 18-й раз, но его география постоянно расширяется, не ограничиваясь двумя столицами. В этом году N.I.C.E уже в седьмой раз пройдет в Новосибирске — пока это единственный город за Уралом, принимающий наш фестиваль. Мы гордимся тем, что благодаря нашим усилиям современный итальянский кинематограф стал лучше известен за рубежом и получилвысокую оценку. Лично я с искренним волнением думаю обо всех тех молодых режиссерах, фильмыкоторых мы показали, угадав в их первых работах потенциал взлета. Многие из них сегодня считаютсявсемирно признанными мастерами. Упомяну лишь о недавнем успехе Паоло Соррентино, обладателя премии «Оскар» 2013 года, как о свидетельстве значимого и очевидного потенциала наших фестивалей.

— Каковы основные принципы отбора картин?

— Мы показываем фильмы молодых режиссеров. Это не говорит о возрастных ограничениях, мы рассматриваем первый или второй полнометражный фильм в творческой биографии автора. При отборе картин для показа мы отдаем предпочтение не столько тем из них, которые позволяют уйти от реальности, приятно провести время или погрузиться в мечты, но в большей степени тем, которые позволяют понять, насколько жестокой и сложной может быть реальность. Мы считаем, что кино — это прекрасное средство познания всех сторон жизни нашего общества, от таких проблем, как имиграция, различия взглядов и различия стилей жизни, до моды, музыки, прекрасных итальянских архитектурных и природных пейзажей. Все это выражено в жанровом и тематическом многообразии конкурсных и внеконкурсных фильмов, вошедших в программу фестиваля N.I.C.E. 2015.

Однако нельзя игнорировать тот факт, что комедии сегодня популярны во всем мире, и в программе предстоящего фестиваля есть несколько удачных образцов этого жанра?

— Факт остается фактом: именно комедия является жанром, который люди любят больше всего. Возможно, это связано с тем, что мы живем в сложное время, полное проблем и конфликтов, отмеченное сложной экономической ситуацией, нехваткой идеалов и уверенности в завтрашнем дне. Поэтому вполне понятно, что люди ищут возможности уйти от повседневных проблем во что-то более легкое, что дарит моменты радости. Однако хорошие режиссеры умеют в комедийной форме говорить о сложных материях, и это тоже дает людям надежду.

— Как вы пришли в кино?

— С самого детства я была очарована экраном! Помню, как меня развлекали фильмы с участием пары Стэна Лорела и Оливера Харди и великолепные фильмы Уолта Диснея, удивительные рисунки которых визуализировали мои любимые сказки. Потом, когда я немного повзрослела, у меня появилась страсть к работам режиссеров, создавших мировую славу итальянского кино: Витторио Де Сика, Феллини, Пазолини и другие великие имена. Во время учебы в университете Флоренции на курсе политологии я расширила свое знание литературы и культуры других стран: испанской, американской, английской, немецкой, русской. Лучшие литературные произведения часто становились основой для создания прекрасных фильмов, которые я смотрела или хотела посмотреть, и моя любовь к кино становилась еще сильнее. Однажды я получила потрясающую возможность: мой преподаватель по культурной антропологии был ответственным за отбор документальных фильмов Народного фестиваля и, узнав о моей страсти к кино, предложил мне присоединиться к нему в выборе фильмов и подготовке печатных материалов. Естественно, я приняла это предложение с огромным энтузиазмом, несмотря на занятость в университете. Потом было сотрудничество с международными фестивалями в Венеции и Каннах, и каждый такой опыт помогал мне становиться все более осведомленной и разборчивой во всем, что касалось кинематографа (от сценографии и производства до национальной и интернациональной дистрибуции). В 70–80-е годы во Флоренции проходили фестивали американского независимого кино Florence Film Festival, где мне поручили курировать работу пресс-службы. Так получилось, что я встретила молодых кинематографистов, находившихся в то время в поисках славы. Таких как Скорсезе, Альтман, Корман, Туртурро, Спайк Ли, и многих другие. Теперь они стали обитателями Олимпа в мире кино.

— Как возник фестиваль N.I.C.E., кто был его инициатором?

— В 1989 году директор Florence Film FestivalФабрицио Фьюми был приглашен в Рим Министерством иностранных дел по поводу культурного обмена фильмами между Италией и США. В результате итальянская комедия была представлена в Нью-Йорке фильмом «Весь Альберто Сорди». Как член команды фестиваля я тоже отправилась в Америку, и во время интервью нашего великого актера Альберто Сорди я подумала, что должна посвятить свои силы тому, чтобы американцы лучше узнали наше новое независимое итальянское кино. Кстати, в этом году фестиваль N.I.C.E. проходит в США уже в 25-й, юбилейный раз.

— Дорога от замысла к реализации была простой?

— Вовсе нет, это было нелегко. Идея всем понравилась, но проект фестиваля предстояло защитить в Министерстве культурного наследия. Такначалась наше многолетнее сотрудничество с Грацией Сантини: мы вместе создавали Некоммерческую культурную ассоциацию, в которой я стала президентом, а она — вице-президентом. Это позволило нам представить свои проекты, вести переговоры с новыми партнерами, подписывать необходимые документы. Так родился фестиваль N.I.C.E., New Italia Cinema Events. И вот почему у него американское имя, которое можно прочитать как «nice». Отличная игра слов, very nice!

— Вивиана, кто ваши любимые режиссеры? Кто вам особенно дорог?

— Один из самых моих любимых режиссеров, и теперь вы уже легко поймете, почему именно он, — Альберто Сорди. Кроме того, я считаю очень интересными Бертолуччи, Гарроне, Соррентино, впрочем, как и многих других мастеров, благодаря которым итальянское кино вновь становится великим.

— Что для вас ценно в творчестве молодых режиссеров: поддержание традиций итальянского кинематографа или новаторство?

— Несомненно, новые режиссеры имеют право и одновременно обязанность привнести что-то новое в современную кинематографию. Так всегда было в истории кино, начиная с братьев Люмьер. Сегодня молодые режиссеры наконец-то перестали копировать классику, они думают своей головой, ищут свой язык. И я этим очень горжусь. Однако любое настоящее новаторство основано на прекрасном знании традиций и умении их переосмыслить. Одинаково важно и то, и другое.

— В каждой стране и даже в каждом городе фестиваль N.I.C.E. имеет свое лицо. Что вы скажете о сотрудничестве с Новосибирском?

— Каждый фестиваль — это результат сотрудничества множества людей и организаций в разных городах и странах. И мы безмерно благодарны всем нашим партнерам. Хочется отметить главное управление по кинематографии министерства культурного достояния и деятельности в области культуры Италии, министерство иностранных дел Италии, комитет по культуре при муниципалитете Флоренции и управление области Тоскана, фонд «Система Тоскана», региональную медиатеку и кинокомитет области Тоскана, «Театри унити» за плодотворное сотрудничество, RAI и RAICOM за бесценную поддержку наших амбициозных проектов. И лично Наума Клеймана и Научно-мемориальный кабинет С. М. Эйзенштейна как наших российских партнеров. Благодарим продюсеров и дистрибьюторов за доверие нашим принципам отбора и продвижение начинающих режиссеров. И конечно, спасибо кинотеатру «Победа» и гостеприимным, заинтересованным и восприимчивым новосибирским зрителям. Желаю всем полюбить итальянское кино так же, как его любим мы!



Comments are closed.

Так же в номере