Главная » Стиль жизни » Борис Травкин: «Главное в кино — это процесс»

Борис Травкин: «Главное в кино — это процесс»

Борис Травкин: «Главное в кино — это процесс»

Юбилейный вечер, посвященный 70-летию известного кинооператора и режиссера Бориса Травкина, состоялся 3 июня в новосибирском кинотеатре «Победа». Друзья и коллеги поздравили юбиляра и стали первыми зрителями новосибирской премьеры его фильма «Два дурака, которые совсем не дураки».

«Считается, что нормальное, богатое и счастливое общество — это не обязательно то общество, в котором правители философствуют (как того хотел Платон), достаточно, чтобы философы философствовали. Я бы продолжил: писатели писали, режиссер режиссировали, композиторы сочиняли, а операторы — снимали, — отметил министр культуры Новосибирской области Василий Кузин, приветствуя героя вечера. — Поздравляя Бориса Травкина, который уже 52 года снимает кино, можно говорить о призвании и любви с первого взгляда, которая сохранилась на всю жизнь».

Стоит отметить, что любовь к кино настигла Бориса Травкина еще в детстве. Первую кинокамеру для него купила директор школы № 74 Сальма Андреевна Торф, она же отправила будущего оператора на консультацию к профессионалам Новосибирской студии кинохроники. В результате появился первый школьный фильм. С тех пор кино стало для Бориса Травкина смыслом жизни, он снял сотни фильмов, стал лауреатом многих премий и победителем многих фестивалей. Первые шаги были сделаны на Новосибирской студии телевидения, работал он и в студии «Новосибирсктелефильм», где снял картины «Старая трава», «Искусство всех времен и народов», «Шоферская баллада», «Это мы, Господи», цикл «Физика для малышей», серию фильмов о художниках «Сибирский салон». Первую премию за лучшую операторскую работу в истории фестиваля документальных фильмов «Россия» получил именно Борис Травкин. Мэтр новосибирского кино и сейчас в прекрасной профессиональной форме, он активно сотрудничает с телевидением, снимает фильмы на Западно-Сибирской киностудии, сотрудничает с детской студией телевидения «Старая мельница», работает в «Новосибирсккиновидеопрокате».

«Сегодня каждый десятый взрослый человек в нашей стране снимает видео. Но если чудо-камеру не будет держать в руках чудо-оператор, то чуда кино не произойдет, — в своем поздравлении отметил председатель Новосибирского областного отделения Союза кинематографистов России Виталий Гоннов. — Борис Травкин — удивительный оператор, настоящий виртуоз, он был и остается одним из самых востребованных и известных операторов Западной Сибири». Он также зачитал поздравительное письмо от Союза кинематографистов России за подписью председателя Никиты Михалкова, в котором говорится: «Мы знаем вас как одного из ведущих деятелей документального кино нашей страны, автора многих фильмов, вошедших в золотой фонд киноистории отечества. Вы по праву пользуетесь славой неутомимого высококлассного оператора путешественника, вы побывали в самых труднодоступных уголках страны и, главное, запечатлели тысячи людей, о которых рассказали ярко, глубоко и по-настоящему талантливо». Режиссер-документалист Элла Давлетшина зачитала приветствие от Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России и вручила юбиляру подарок, а также поблагодарила за гостеприимство кинотеатр «Победа», ставший настоящим домом для новосибирских кинематографистов.

Борис Травкин рассказал о том, что сегодня его работа в основном связана с историями и персонажами, имеющим отношение к Сибири — не только в силу экономических и социальных причин, но и в связи с пониманием того, что «пророки есть в отечестве своем». Уже больше 20 лет оператор живет в селе Шайдурово Новосибирской области, и жизни этого сельского сообщества он посвятил несколько киноработ, в том числе картину «Два дурака, которые совсем не дураки», премьерный показ которой состоялся в этот вечер.

Представить картину на сцену поднялись также ее сорежиссер Виктор Серов, звукорежиссер Анатолий Антонов и режиссер монтажа Лариса Гайдовская. «Этот фильм — средняя часть трилогии, которая началась картиной «Деревенские паровозы» и продолжится фильмом «Сибирский армянин», который сейчас находится в производстве», — уточнил Борис Травкин. В этой трилогии он также выступил как режиссер — такое случается только при встрече с очень знакомым материалом, который близко затрагивает автора. Вспоминая о ярких моментах своего творческого пути, Борис Травкин с благодарностью упомянул замечательных режиссеров, с которыми ему довелось сотрудничать: Виктора Ватолина, Владимира Граната, Александра Иванкина, Леонида Сикорука, Вадима Гнедкова, Юрия Малашина, Валерия Соломина, Юрия Шиллера.

Кроме премьеры, гости увидели отрывки из лучших фильмов юбиляра разных лет и традиционный шутливый кинокапустник. Друзья и коллеги говорили о том, что Борис Травкин — не только талантливый профессионал, но и неутомимый путешественник, отличный товарищ и знатный кулинар. Сам он вспомнил историю перелета через северный полюс на самолете ледовой разведки: снимать было уже нечего, и командир корабля попросил помочь с обедом. Так Борис Травкин пролетел над полюсом, разрубая оленью ногу. Такие истории, по мнению оператора, неслучайны, ведь самое интересное в кино — это процесс, обстановка на съемочной площадке и хорошая команда. Тогда и качественный результат становится неизбежным. Что касается планов, то они появляются по мере возникновения идей. «Жизнь предлагает обстоятельства, а мы их решаем. Но что-то интересное еще обязательно будет», — уверен Борис Травкин.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Элла Давлетшина,
режиссер документального кино, президент фестиваля «Встречи в Сибири»:

— Борис Травкин обладает ярким художническим темпераментом, который не сразу заметен за внешним спокойствием и отсутствием суеты. Каждый его кадр — внутренне выверенное движение, основанное на точной, почти звериной интуиции и виртуозном, на бессознательном уровне, владении техникой. Ради нужного кадра он готов лезть в воду или забираться на горы, мерзнуть в снегу или жариться в пустыне. Только так рождается осмысленный и неповторимый кадр, вырабатывается узнаваемый операторский почерк.



Comments are closed.

Так же в номере