Главная » Бизнес » Рыночный штиль

Рыночный штиль

Рыночный штиль

Текущая экономическая ситуация в стране затронула процессы, происходящие на многих рынках. Не стала исключением и сфера посреднических услуг при продаже готовых бизнесов в Сибири. Спрос на предприятия «под ключ» остается сдержанным, но продавцы из разных весовых категорий по-разному оценивают эту ситуацию. В то время как предприниматели, продающие «дело жизни», считают, что их потенциальные покупатели скованы кризисом, представители некоторых федеральных бизнес-брокеров, постоянно продающих готовые компании, уверяют, что кризис на этот рынок не влияет. При этом, по их данным, на рынке наблюдается тенденция, когда все больше объектов начинает продаваться по себестоимости.

Ориентация на эффективность

В крупнейших городах России, по состоянию на конец I квартала 2015 года зафиксирован рост спроса на готовые предприятия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным федеральной бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест», в СФО это явление наблюдается в Иркутске (рост на 32%), Красноярске (рост на 21%) и Новосибирске (рост на 19%), а в Омске распространение «готового бизнеса» как инструмента увеличилось более чем в два раза. 65% объема спроса на рынке готового бизнеса, согласно представленным данным, сегодня приходятся на сельскохозяйственные предприятия и производства, рассчитанные на импортозамещение. А спрос на предприятия, связанные с автомобильной отраслью и торговые точки по продажам импортных товаров, упал более чем на 55%.

По мнению руководителя новосибирского филиала «Альтеры Инвест» Александра Захарова, за последний год продавцы и покупатели на рынке готовых предприятий стали более прагматичны: «Количество бизнесов, продаваемых по цене активов, увеличилось. Наши эксперты оценивают этот рост в 73%. И это нормальная реакция рынка: сокращается число бизнесов «для души», происходит ориентация на эффективные, востребованные рынком». Александр Захаров также отметил, что торг покупателя и продавца имеет место практически на каждой сделке по продаже предприятий. «Стороны торгуются и оптимизируют цену, рассматривая конкретный портфель активов бизнеса и их качество», — добавил он.

По мнению некоторых предпринимателей, продающих свой собственный бизнес, желание рынка сбить цену предприятия — признак кризиса. Некоторым новосибирским предпринимателям пришлось снизить цену вдвое против запрошенной.

Так, по словам Владимира Ничипуренко, который продает пасеку в Тогучинском районе, даже несмотря на то что он в 1,8–2 раза занизил цену на свое предприятие, рынок почти не отреагировал на это предложение. «Спрос очень низок, интереса почти нет. Возможно, это связано с кризисом, а возможно — с недостаточным государственным уровнем поддержки сельского хозяйства, который автоматически переводит сельское предприятие в разряд бизнесов с малой доходностью». По словам господина Ничипуренко, заинтересовать пасекой покупателей не помогли ни участок в 0,25 га, ни дом, ни баня, ни электричество, ни вода из собственной скважины, которые к ней прилагаются. Также он добавил, что при цене в 400 тыс. руб. пасека приносит не менее 250 тыс. руб. годового дохода, а нереализованный потенциал у нее значительно выше. Но, несмотря на это, Владимир Ничипуренко, по его словам не получил не только предложений, но и откликов. «Считаю, что человеку, который продает сельскохозяйственный бизнес в кризисное время, нужно готовиться к продаже по существенно более низкой цене, чем его интересует», — заметил он.

Ситуацию, сложившуюся на рынке готовых сельских бизнесов в СФО, вероятно, можно назвать наиболее похожей на состояние штиля: из более чем 9500 готовых или заявленных готовыми к продаже предприятий в округе насчитывается всего 155 сельскохозяйственных. Больше всего сельских предприятий продается в Новосибирской области — 44. Меньше всего — в Томской (пять). В аграрном Алтайском крае выставлено на продажу 27 сельскохозяйственных предприятий.

Спад на рынке

Согласно аналитике федерального бизнес-брокера «Альтера Инвест», несмотря на то что более 56% предпринимателей готовы использовать инструменты купли-продажи бизнес-активов, объем предложений, вопреки ожиданиям экспертов и экономистов, за последний год вырос не более чем на 26%. Предприниматели, продающие собственный бизнес, со своей стороны констатируют и снижение спроса.

Как рассказывает новосибирский предприниматель Дмитрий Тарасенко, о заявленной им продаже сети хостелов «Лайк Хостел Новосибирск» в декабре прошлого года написали несколько новостных сайтов, однако несмотря на это, реализация активов по частям заняла четыре месяца: «Объявление о продаже сети мы разместили на AVITO в декабре, когда курс рубля упал, а рынок затаил деньги и дыхание, — поясняет господин Тарасенко. — И хотя на объявление заходили заинтересованные пользователи, в целом рынок реагировал довольно вяло, пытался сбить цену. Считаю, что, если бы не сложности в экономике, продать хостелы мы смогли бы быстрее». Также одновременно с продажей «Лайк Хостел Новосибирск» произошла смена акционеров другой новосибирской сети хостелов — «Достоевский». Бизнесмен Евгений Гришаков успешно продал долю в этом бизнесе двум действующим совладельцам сети, а вырученные средства инвестировал в запуск реалити-квеста «Квест Хаус». По мнению Дмитрия Тарасенко, даже в условиях нестабильной экономики у предпринимателей есть возможность продать бизнес, не снижая цену на него, если деятельность предприятия достаточно прозрачна. «Иногда бизнес, выставленный на продажу по вполне адекватной цене, имеет немного шансов найти покупателя из-за того, что собственник не считает необходимым публиковать отчетные документы», — добавил Дмитрий Тарасенко.

Некоторые профессиональные брокеры готовых бизнесов считают, что сдержанность рынка, которую отмечают его участники, как раз и является признаком кризиса. Генеральный директор брокерской компании «Бизнес под ключ» Елена Теплицкая с сожалением отметила, что сегодня рынок готовых бизнесов недостаточно активен: «С ноября 2014 года по сегодняшний день на нем наблюдается значительный спад, который мы связываем с тем, что банки перестали давать кредиты на небольшие бизнесы, такие как пивные магазины на арендованной площади, бакалейные лавки и небольшие салоны красоты. На продажу крупных объектов повлияла ситуация на валютном рынке, «реальные» покупатели взяли паузу». Продажу предприятий, по словам Елены Теплицкой, стимулирует ряд факторов, например, уменьшение количества клиентов из-за подорожания сырья, продуктов или товаров, от которых зависит та или иная компания. «Для многих предпринимателей не осталось иного выхода, кроме как можно более быстрой продажи бизнеса. А если быстрой, то, значит, и по низкой цене. Если говорить о состоянии рынка в двух словах, то кризис на нем есть», — считает спикер. Также она заметила, что среди покупателей на рынке готовых предприятий остались и те, на кого кризис не повлиял: «Но таких покупателей мало, и они очень тщательно и серьезно подходят к инвестированию средств: предложение под их спрос на рынке нужно еще поискать, — рассказала Елена Теплицкая. — Предприятие должно полностью пройти предпродажную подготовку и подтвердить заявленный объем выручки и срок окупаемости, а таких предложений на рынке мало».

Куда в СФО инвестировать деньги?

Из 9,5 тыс. бизнесов, которые продаются в регионах СФО, наибольшая часть приходится на Новосибирскую область (2100). На втором месте по количеству предложений Красноярский край (1900). В Алтайском крае и Омской области для покупки доступно по 1600 и 1200 предприятий соответственно. В Иркутской области продаётся 800 готовых предприятий, а в Кемеровской и Томской — по 600. В Бурятии продается около 450 предприятий, а в Хакасии — почти 400. Наименее активны с точки зрения рынка готовых бизнесов Горный Алтай (100 компаний на продажу) и Тува (50 компаний).

Цены на готовые предприятия в СФО значительно различаются от региона к региону. Например, имея в распоряжении 1 млн руб., в Новосибирске можно купить частный детский сад или два небольших предприятия общепита на арендованной площади. А в Абакане за те же деньги можно приобрести мобильный трейлер с шаурмой, торговое место на центральном рынке, магазин разливного пива, хостел и кузнечный бизнес.



Comments are closed.

Так же в номере