Главная » Спецвыпуск » Первым быть, первым остаться...

Первым быть, первым остаться…

Первым быть нелегко, легче пристроиться к лидеру. Кто-то изобрел, опробовал, внедрил, а другой — подсмотрел, скопировал… Почему бы и нет, если рынок бывает порой одинаково лоялен и к первому, и ко второму? Но есть компании и люди, не согласные на роль вторых. Их копируют, а они вновь ищут и находят новый прием, ход, идею. Такие вот двигатели прогресса. Знакомьтесь — «Энергия», компания из разряда первых, не вторых.

О роли личности в бизнесе

Знакомство с предприятием начнем с первого лица. И сделаем это не просто вежливости ради — здесь бизнес действительно начинается с генерального директора. В проницательном взгляде темных глаз Николая Тимофеевича Воронова удивительным образом уверенная властность сочетается с мягкой интеллигентностью.

Инженер-энергетик по специальности, Николай Тимофеевич, прежде чем организовать ЗАО, работал в строительстве, за его плечами — руководящая работа в новосибирских строительных компаниях, опыт возведения первого в городе монолитного дома — объекта, к слову, энергоемкого.

«А потом мы загорелись идеей внедрения нового теплоэнергетического оборудования», — рассказывает директор, имея в виду своего нынешнего заместителя Виктора Алексеевича Левунова. И по тому взаимопониманию, которое сложилось между ними, чувствуется, что вместе съеден не один пуд соли.

Заметьте — не просто заинтересовались, начали внедрять, а «загорелись идеей» — именно эта воодушевленность, увлеченность руководителей способна сдвинуть дело с мертвой точки, сообщить ускорение и людям, и событиям…

Генеральный директор ЗАО «НПП — Энергия» Николай Тимофеевич Воронов

Начинали с пластинчатых теплообменников отечественного производства — и по сей день специалистам «Энергии» нет равных в знании этого оборудования, более прогрессивного по сравнению с господствовавшими до этого кожухотрубными теплообменниками, — свои расчеты им на экспертизу представляют проектные институты Новосибирска.

Любой маркетинг начинается с продукта: грамотно выстроить свою продуктовую политику на рынке — значит попасть в «яблочко», то есть в предпочтения потребителя. Сказать, что Воронов не колебался, выбирая продукцию, которую продвигает на сибирский рынок и по сей день, — значит покривить душой. Конечно же, все тщательно рассчитывал, взвешивал все «за» и «против».

Это сейчас Alfa Laval в рекомендациях не нуждается — известный на весь мир брэнд покорил своим безупречным качеством и Россию. А в середине девяностых, когда шведами в Подмосковье запускался завод, вряд ли кто-то мог быть «на все сто» уверен в блестящем будущем этой продукции на российском рынке. Сочетание передовых западных технологий и российской рабочей силы (полный цикл производства, а не «отверточная» сборка) перевесило все сомнения.

Заместитель гендиректора по общим вопросам Виктор Алексеевич Левунов

И вот уже восемь лет «Энергия» является эксклюзивным дистрибьютором Alfa Laval в Сибири. Партнерство выдержало испытание и годами, и… сибирскими морозами (именно «Энергия» выполняла корректировку программы расчетов на эту марку применительно к нашим климатическим условиям). С тех пор подбор оборудования для Сибири Alfa Laval поручает исключительно специалистам «Энергии».

Стабильные объемы поставок, достигнутые компанией, серьезные заказчики — вот надежное основание эксклюзивных условий сотрудничества с заводами-изготовителями, которые и позволяют «Энергии» держать на эту номенклатуру самые привлекательные цены на нашем рынке. В числе постоянных клиентов — предприятия и организации, представляющие сферу ЖКХ Сибирского региона, а также большую энергетику Кузбасса и Севера.

Заместитель гендиректора по научно-техническому развитию Андрей Михайлович Климов

Но вернемся назад, в те времена, когда бизнес был в зачатке и только в голове руководителя (иначе какой он, позвольте спросить, был бы руководитель?) существовал прообраз нынешней фирмы с несколькими офисами, представительствами в областях Сибирского региона, строительством собственного магазина и конференц-зала.

Девяносто восьмой стал проверкой на прочность, на интуицию, на выживаемость… Цена ошибки в те годы была ох как высока — и право на нее у руководителя было сведено практически к нулю. «Сначала тебе коллектив дает кредит доверия, — рассуждает Николай Тимофеевич, — а потом ты начинаешь его отрабатывать: И права на сомнения у тебя уже нет, как нет ходу вспять. И тогда будь готов ночами не спать — искать единственно правильный выход, который дает возможность быть первым…»

Вперед и только вперед

Технический директор Любовь Павловна Нестеренко

А в дефолт расклад был таков — «либо пан, либо пропал». Можно было бы отказаться от поставок оборудования, которое дорожало прямо в пути, и попробовать вернуть свои затраты, ведь кто даст гарантию его реализации? Но что-то сработало, какой-то внутренний толчок — нет, здесь тупик! И сохранено доверие партнера, и, постепенно оправившись от шока, оживают заказчики… Значит, жизнь продолжается, и бизнес тоже!

Конечно, отнюдь не сразу на нашем рынке теплотехнического оборудования утвердился приоритет качества. Менталитет потребителя в разных сегментах рынка развивался по одним и тем же законам. Оборудовали несколько ЦТП, показывали, рассказывали, доказывали… Спасибо местным властям — губернатору и мэру лично — за понимание и поддержку. По муниципальному заказу смонтировали тепловой пункт на станции метро «Маршала Покрышкина», получив теплые слова благодарности и грамоту от властей. И вот свежий пример: три недели чуть ли не круглосуточно шли работы в Пашино, чтобы в срок запустить местный тепловой пункт.

Начальник производства Юрий Анатольевич Мизев

4-я гимназия, 94-я школа и котельная в Емельяновском тепличном комплексе продолжили список муниципальных объектов. Сейчас реконструкция теплового узла ведется в инфекционной больнице, оборудуется ЦТП на Пермской.

Гордость специалистов «Энергии» — Театр оперы и балета — объект сколь эффектный, значимый для города, столь и трудный. Несколько организаций брались за него, но только «Энергии» удалось полностью отладить систему теплоснабжения всего театра.

Специалистам проектного отдела компании под силу также разработка сложных схем инженерных коммуникаций высотных зданий. В соответствии с усложняющимися требованиями по теплоэнергетике сделана ставка на вмонтированные в здания теплопункты — этот вариант максимально исключает потери энергии при ее переработке и транспортировке.

Руководитель отдела маркетинга Сергей Вадимович Гаджук

Освоив «сердце» теплопункта — теплообменники, «Энергия» приступила к проработке системы «сосудов», расширила номенклатуру поставляемого и предлагаемого к монтажу оборудования за счет насосов и запорной арматуры. И здесь ставка сделана на марки-лидеры: Wilo и Grundfos, Naval и Ballomaх.

Освоен и «мозговой центр» теплопункта — автоматизированные системы. Впрочем, в этом процессе финальной точки просто быть не может: скорость технического прогресса в автоматике можно сравнить разве что с развитием рынка информационных технологий.

«Мы должны быть хоть на полшага впереди, — говорит технический директор компании Любовь Павловна Нестеренко, — чтобы спать спокойно…» И добавляет: «Хотя бы одну ночь». В этой шутке — изрядная доля правды: рынок — вещь непредсказуемая; зазевался, почил на лаврах — и он уже ушел, а ты остался. В первую очередь это касается лидера рынка — трудно им стать, еще труднее — остаться…

Наш рассказ об «Энергии» был бы неполон, если оставить за кадром такой аспект, как кадровая политика. Сколько вроде бы неплохих фирм и предприятий в силу недостаточной мудрости руководства в своем рыночном плавании непрестанно только и делают, что куют кадры для конкурентов!

«Кадры — самое ценное, что у нас есть», — подчеркивает генеральный директор.

«Энергия» растит и лелеет свои кадры. Во-первых, ведется тщательный подбор. «Подсолнухи на овощной грядке», — метко замечает Виктор Алексеевич, — нам не нужны. Жалко бывает: специалист хороший, но не вписывается он в коллектив — с таким профи немедленно приходится расставаться».

Коллектив и сам производит отбор, когда, напротив, человек в круг общения вписывается хорошо, но должной отдачи в общем деле от него нет.

Интеллектуальный капитал здесь накоплен завидный — кадры подобрались отборные. Специалисты «Энергии» — бывшие КИПовцы с оборонных заводов и выращенные в собственном коллективе выпускники Архитектурно-строительного университета и НГТУ. Поэтому компания столь уверенно держит руку на пульсе новых технологий: ведется освоение новых техпроцессов, которые дадут возможность сократить сроки производственных процессов и повысить качество работ.

Профессиональный рост в «Энергии» — норма. Каждый солдат, мечтающий быть генералом, здесь будет замечен, а его рвение — оценено по заслугам.

«Хотя с такими сотрудниками, признаться, хлопотно, — замечает начальник производственного отдела Юрий Анатольевич Мизев. — Строптивые они и с характером… Но если уж человек может быть руководителем — значит, мы дадим ему реализовать себя. «Доморощенный» и «замотивированный» работник дорогого стоит!»

Еще один принцип — ротация кадров: когда человеку, проявившему себя на одном поприще, предлагают другое. Пример — Сергей Вадимович Гаджук, который, прекрасно зарекомендовав себя начальником производственного отдела, недавно возглавил отдел маркетинга.

Но и рядовых исполнителей здесь ценят и дорожат ими — не только заработной платой держат, но и морально. Работники фирмы с гордостью показывают знакомым и домашним фото своих объектов — такой фирме не грозит текучка кадров!

Есть и еще один важный критерий, по которому обязательно проверяется каждый новичок. Это соответствие корпоративному духу, этике бизнеса.

Не подумайте, что мы употребляем эти модные выражения ради красного словца. Если они только на устах руководства и на бумаге кодексов компании — грош им цена.

«Получение прибыли — задача второго плана. Нашей первостепенной задачей является решение проблемы клиента, мы предлагаем и реализуем вариант, оптимальный для него по соотношению «цена/качество/функция», — говорит руководитель отдела маркетинга Сергей Гаджук. — Сначала помочь — потом уже получить финансовый результат. Если у менеджера приоритеты расставлены наоборот — тогда он «зацикливается» на проценте, и (это не скроешь) клиент это чувствует! А тогда это уже не партнерство…»

Если так считает и по такому принципу работает каждый сотрудник фирмы — такому предприятию суждена долгая и счастливая судьба на рынке. Такой корабль просто непотопляем. Счастливого плавания, «Энергия»!

ЗАО «НПП — Энергия»
Новосибирск,
ул. Ольги Жилиной, 73/1
Тел.: (3832) 24-72-65,
40-85-07, 40-85-49
E-mail: npp_energia@sibmail.ru

На правах рекламы

Наталья СТЕПАНОВА


Comments are closed.

Так же в номере