Главная » Спецвыпуск » Тариф должен зависеть от бюджета семьи

Тариф должен зависеть от бюджета семьи

Хотя активно о реформировании ЖКХ экономисты и политики заговорили сравнительно недавно, разработка механизмов финансового оздоровления отрасли началась еще в доперестроечный период. Приход частного бизнеса, договорные отношения, разделение собственности и ответственности — эти принципы современных отношений в ЖКХ были оглашены еще 15 лет назад. Что тормозит реформу сегодня? Как должны распределяться роли государства и частного бизнеса в коммунальной сфере? Об этом корреспондент «КС» АЛЕКСАНДР ПОПОВ беседует с генеральным директором Института экономики жилищно-коммунального хозяйства (Москва) ИГОРЕМ БЫЧКОВСКИМ.

ОАО «Институт экономики ЖКХ» — независимая консультативная организация, созданная в 1987 году правительством СССР для научно-методического обеспечения реформы ЖКХ. Сегодня институт разрабатывает экономические и нормативно-правовые основы совершенствования управления, договорных отношений, тарифной политики, решает задачи подготовки и организации инвестиционных проектов.

— Игорь Викторович, по какой причине, на ваш взгляд, тормозится реформа ЖКХ?

— Слишком хорошо адаптировались и хозяйствующие субъекты, и управленческие структуры к ситуации, которая сложилась в отрасли за десятилетия: дотирование предприятий, неэффективное управление. Руководство предприятий ЖКХ понимает, что заработать деньги труднее, чем выпросить, потому что нужно доказать потребителю свое право на зарабатывание. Дотации же, покрывающие убытки, для потребителя и города всегда невыгодны, но выгодны для предприятия ЖКХ.

— Что могло бы изменить ситуацию?

— Нужно более уверенно вводить элементы рынка в этот монополизированный сектор. Даже там, где невозможна прямая конкуренция (водо- и теплоснабжение), возможна конкуренция за право выхода на рынок. Благоустройство, уборка, ремонт улиц и дорог, эксплуатация жилья — здесь конкуренция необходима, но невыгодна хозяйственнику, ведь она заставляет напрягаться, а к этому наши предприятия ЖКХ не привыкли. Они привыкли, что есть труба и они ею владеют. Но за рубежом работают по-другому: есть труба, принадлежащая городу, и наемные структуры, которые обслуживают эту трубу. Это монополия не структуры, а технического средства — к одному дому не проложишь две трубы с холодной водой. А вот для обслуживания трубы можно использовать механизм тендера или муниципального заказа, то есть создавать конкуренцию за право работать на рынке в условиях естественной монополии. Так делается во всем мире. Пока в России реально не будут разделены имущественный комплекс и обслуживающие его организации, не появятся регулирующие договорные отношения, разговоры о реформе будут безрезультатными.

— А есть ли примеры удачных решений?

— Конечно. В Самарской области системы водо- и теплоснабжения обслуживают частные компании. И когда там возникла ситуация, близкая к приморской, эти компании не звали Шойгу с вертолетами, а все решили сами и за свой счет.

— В каких пропорциях, на ваш взгляд, должно распределяться влияние государства и бизнеса на сектор ЖКХ?

— Государство, точнее, органы местного самоуправления, не должно вмешиваться в оперативную работу предприятий ЖКХ. Их задача — определять предельные условия работы оператора. Прежде всего это качество обслуживания.

— А тарифы?

— Еще несколько лет назад каждый мэр считал, что главная задача власти — сдерживать тарифы. Но слишком низкие тарифы чреваты тем, что люди зимой будут греться у костра. Поэтому власть должна находить разумный компромисс между ценой (то есть тарифом) и тем качеством жизни, которое власть гарантирует человеку. Тарифы должны быть экономически и социально обоснованы. Сегодня затраты предприятий ЖКХ во многом определяются устаревшим оборудованием, нерациональным управлением, завышенными численностью персонала и расходами электроэнергии и топлива. Но потребителю необходимо выставлять обоснованные требования к качеству услуг. Выше требования — выше тариф. Задача власти — обеспечить минимально допустимый уровень обслуживания, который должен определяться в том числе объемом потребления услуг. Мне ведь не важно, сколько кубов воды на меня подадут, важно, чтобы вода была всегда; не важно, сколько гигакалорий подадут, важно, чтобы было тепло. Так что в качестве основных критериев оценки услуг должно вводиться качество обслуживания, его надежность.

В Прибалтике, например, сразу установили предельные цены, и население было вынуждено использовать приборы учета. Сегодня одна семья в Вильнюсе потребляет 90 литров в сутки, а в Москве мы оплачиваем 465 литров в сутки! Если же говорить о социальных ограничениях, то размер тарифа должен определяться долей платежа за услуги ЖКХ в бюджете средней семьи. Сегодня в России доля платежа равна 7% семейного бюджета, то есть рост тарифов в России отстает от роста доходов населения. Рациональная доля — 8,5-12%, бедная семья платит до 22%. Политики продолжают набирать очки на сдерживании тарифов. При этом растет аварийность ЖКХ, не ведется замена основных фондов, уменьшаются затраты на модернизацию. Думаю, такая ситуация — не предмет гордости мэров городов.

Александр ПОПОВ


Comments are closed.

Так же в номере